Это стихотворение Расула Гамзатова посвящено русской учительнице, приехавшей в наш Дагестан, в то далекое время .
«Вера Васильевна»
Мать родную никто не заменит. Мы с детства
Это знаем. Всем сердцем я к матери льну.
Но лишь стоит мне в годы былые вглядеться, –
С нею рядом я женщину вижу одну...
Я навек озарён этим взглядом лучистым
И улыбкой, что в душу запала, светла.
Не забыть мне ту осень, поблекшие листья,
Руку тёплую, что на плечо мне легла.
Вспоминаю себя семилетним пострелом
В дальнем горном ауле. Осенней порой
На меня, как родная, она посмотрела,
Та приезжая женщина с речью чужой.
Образ русской учительницы…
Когда я слышу эту фразу, то в моем воображении предстает образ молодой, стройной, высокой девушки, с пшеничным цветом волос, с голубыми как небо глазами. И эти глаза, наполнены удивлением. Этот образ складывается у меня из воспоминаний моих родителей, которые часто рассказывали про свои школьные годы в своем родном горном ауле. Как они восхищались красотой этой учительницы, ее упорством и настойчивостью.
Как ей было тяжело понять своих новых учеников, не говорящих на русском языке и того труднее научить чему- то, на чуждом для них языке. Но несмотря на все трудности, возложенные на хрупкие плечи, она смогла их преодолеть, поделиться своими знаниями, воспитать и дать дорогу в жизнь многим нашим достойным людям Дагестана.
И до сих пор мои родители с теплотой, благодарностью и глубоким уважением говорят о своей русской учительнице.
Большинство молодых девушек-учителей не имели никакого представления, куда их направляют работать. Приезжим учителям было очень тяжело привыкнуть к новой жизни в этой республике, с суровым горским бытом, суровыми обычаями и традициями, к предвзятому отношению к женщине. Но любовь к своей работе и патриотичность не давали им падать духом. Многие бывшие ученики до сих пор вспоминают своих учителей, преподававших у них в советское время.
Мне же хочется сравнить этот образ с героем произведения Максима Горького «Данко», который пожертвовал своим горящим сердцем ради своего народа. И так же, как и Данко, русская учительница смогла зажечь огнем своего сердца, сердца своих учеников. Она вложила частичку себя в каждого и смогла осветить им путь. О русских учительницах написаны книги, им посвящены стихи. До сих пор не известно точное количество русских интеллигентов, переехавших в прошлом веке в Дагестанскую республику.
Сейчас я зачитаю отрывок из стихотворения Владимира Евплухина
Я поэтов видел в бронзе и граните,
И царей встречал на медных скакунах.
Имена великих в позолоте литер
Ярко полыхают в солнечных лучах.
Я – за справедливость! Надо бы поставить
Где-нибудь на улочке скромный пьедестал –
Памятник Учителю… И на нём бы надпись:
«Без него бы Пушкин Пушкиным не стал.
В Махачкале, на каспийском побережье, на высоком постаменте расположен памятник русской учительнице, который является первым памятником в мире, посвященный русской учительнице.
Учитель – это человек с большой буквы, с огромным, чистым и добрым сердцем. Человек, который отдает нам часть своей жизни, отдает ее каждому и при этом ни капли не жалеет. Человек, который всегда готов тебя выслушать и придти на помощь. Он вкладывает в нас свою любовь и заботу, ничего не требуя взамен. Учитель – это незаменимый человек в судьбе каждого школьника.
Памятник русской учительнице в Махачкале – это символ усилия, труда и самопожертвования русских учителей, которые навсегда останутся в памяти своих учеников.
Она стоит словно живая
И смотрит вдаль через года,
Моя любимая, родная,
Учитель строгая всегда.
Но с добрым сердцем и душою,
На редкость щедрая в быту,
Что удивлялись все, не скрою,
На доброту и прямоту.
Твой образ узнаю в камне
Особо в профиль, в «силуэт»
Мой педагог святой и славный-
Спешу к тебе сквозь толщу лет.
Мой Дагестан тебя запомнил,
А горы вечные вокруг,
Как исполины там и тут
Покой и славу берегут.
В нашем маленьком учреждении хороший, сложившийся коллектив, а это много значит. Я никогда не смогу забыть учителей, которые были рядом со мной на протяжении стольких лет. Каждый оставил след в моей душе. В каждом классе есть педагог-наставник, у которого можно поучиться, перенять опыт, посоветоваться. Особенно я благодарна своему наставнику, Петровой Галине Александровне, который в любую минуту мог помочь, успокоить, поддержать словом, советом. Этот человек мне стал родным и близким.
Она добротой и трогательной заботой прививает любовь к своему предмету. Быть учителем, очень сложно. Ведь необходимо наладить контакт с каждым учеником, распознать характер каждого из них.
Искусство педагога у Галины Александровны состоит в том, чтобы с высот своей образованности и жизненной мудрости, опираясь на выводы психологии и педагогики, она творчески использует их в своей повседневной работе, проникает в самые далекие галактики детского мира, глубоко и чутко понимает этот мир, побуждает, а не понуждает своих учеников на овладение знаниями, на добрые дела и поступки. Она никогда не забывает простую, но великую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо, прежде всего, любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Хорошо известно, что если от знания дела до любви к нему один шаг, то от любви к делу до знания его и того меньше.
Быть учителем в современных условиях ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, нужно постоянно находиться в творческом поиске. Наша профессия нужна и даёт обществу детей подготовленных к дальнейшей жизни, уверенных в себе, желающих учиться дальше. Для меня моя награда - мой труд – это горящие понимающие глаза учеников на уроке! Всеми своими радостями и горестями дети делятся со мной. Нужно найти время всех выслушать и понять. И я думаю, что вместе мы добьемся успеха. Так давайте работать над собой. И думать о нашем будущем, ведь в наших руках все! Будущее страны, будущее планеты! Поэтому любите себя и свою работу!
Закончить своё эссе хочется высказыванием Л. Н. Толстого.
«Не тот учитель, кто получил воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что оно есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».