Эссе написано Денисом в период подготовки в краевой викторине «Дорогой чести и отваги Уральский танковый прошёл». Автор, используя форму описания впечатлений об экскурсии, рассказывает о подвиге бойца УДТК Гилёва И.Д.
Данная работа стала призером Всероссийского конкурса «И в камне, и в бронзе, и в памяти сердца» в 2018г. (см. ссылка на сайт), опубликована в октябре 2020г. в городской газете «Березниковский рабочий», как призер городского конкурса эссе «Дивизия черных ножей» об Уральском Добровольческом танковом корпусе.
Зырянов Денис Сергеевич, 17 лет
г.Березники, МАУ ДО ДЮЦ «Каскад», объединение «Рулевые-мотористы»
педагог Кузнецова Галина Ивановна
Незабываемая экскурсия
Любой мальчишка в городе Березники знает, что на территории ЦДЮНТТ (сейчас это Детско-юношеский центр «Каскад») стоит танк. И вот уже несколько лет все это неугомонное племя (от 3 лет и до … самого преклонного возраста) считает своим долгом отполировать своими штанами его пушку и башню, заглянуть под днище танка и с видом знатока произнести магическое слово «клиренс». Но, к сожалению, не все они знают, ПОЧЕМУ этот танк стоит именно ЗДЕСЬ.
Зайдем в здание. Не спеша, поднимаемся на второй этаж, тихонько приоткроем тяжелую металлическую дверь. И, завороженные открывшимся нашим глазам видом, перешагнем порог.
В легком полумраке, свет которого рассеивают только исходящие от стеклянных музейных витрин лампы, проходим по залу… И сразу понимаем, что здесь живет ИСТОРИЯ…
Музей этот не простой – это музей 10-го Гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса. К нам неслышно подходит экскурсовод. Она рассказывает нам об истории создания музея.
Первоначально музей был открыт к 30-летию Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. 9 мая 1975 года в средней общеобразовательной школе № 27. Инициатором создания музея стала учитель географии школы Раиса Павловна Южанина. Основным помощником стал ее муж – Николай Матвеевич Южанин, научным консультантом – Иван Дмитриевич Гилев, бывший боец-автоматчик 10-го УТДК. Вместе с ребятами Раиса Павловна объехала почти все места боевых сражений корпуса: Орел, Киев, Львов, побывали в Польше, Германии и Чехословакии. Из каждой поездки привозились артефакты: вещи, награды, письма, фрагменты снарядов, гильзы и многое другое. Много экспонатов было передано бойцами 10-го УДТК – И.А. Кондауровым, Н.Я. Малыгиной, Б.П. Титовым, М.С. Молокотиным и другими.
Юные следопыты школы №27 под руководством Р.П. Южаниной не только занимались поисковой работой, но и вели большую переписку с ветеранами корпуса по всему СССР. В 2010 году музей переехал в здание ЦДЮНТТ, где он и находится в настоящее время.
Мы плавно перемещаемся от одной витрины к другой. Экспонаты притягивают наше внимание. Вот под стеклом лежит знаменитый «черный нож». На эту особенность в экипировке уральских танкистов сразу обратила внимание немецкая разведка, давшая корпусу свое название – «Schwarzmesser Panzern-Division» (Шварцмессер панцерн дивизион) – танковая дивизия «Черный нож». Экскурсовод рассказывает нам, что самодеятельный джаз-оркестр корпуса часто исполнял для бойцов «Песню о «черных ножах», музыку для которой написал Иван Овчинин, позднее погибший в боях за освобождение Венгрии. Упоминается «черный нож» и в «Марше Уральского добровольческого танкового корпуса».
А вот трофейная карта немецкого офицера, разделенная на квадраты, для того чтобы складывать ее в планшет. «Ее привезли фронтовики и передали нам. Это карта европейской части, и она показывает, насколько хорошо был подготовлен неприятель. Она очень подробная, на ней можно разглядеть Молотовскую область, Свердловск, Челябинск, Лысьву...» – неторопливо рассказывает экскурсовод.
Вот граната, которую прислал из Москвы боец 10-го УДТК А.Романов. Вот пробитая осколками солдатская каска… Автомат (муляж), которыми были вооружены танкисты… Фляжка для воды… Фотографии… И документы, документы, документы – свидетели эпохи.
А вот китель ефрейтора Ивана Дмитриевича Гилева (1925-2009), который будучи связистом командира взвода 29 Унеченской мотострелковой бригады 10 Добровольческого Уральского танкового корпуса, во время выхода из окружения батальона в районе северо-запада г.Каменец-Подольска УССР, 8 марта 1944 года при прорыве кольца окружения батальона был тяжело ранен, потерял зрение на 97%. А было ему всего 18 лет…
Вот как он вспоминал о последнем бое: «Утром заняли полустанок и окопались в поле. Впереди виднелись домики и большой сад, за ним укрепились немцы. Целый день шла перестрелка, отбили несколько атак. Потом взвод прикрывал фланг бригады и оказался в полукольце. Около железной дороги стояли наши танки, пополняли запас боеприпасами. Был получен приказ – отойти. Взвод сел на машины. Я стоял у башни, когда ударил снаряд. Очнулся на земле. Было холодно и тихо».
Потом были госпитали в Житомире, Киеве, Челябинске. Зарубцевались раны на груди, лице, руках и ногах, лишь повязку с глаз врачи снимать не спешили. Однажды пришла сестричка, сняла с глаз бинты, промыла ваткой слипшиеся веки. Иван взглянул вперед, а там черная стена. Не поверил, что ослеп. Спросил: «Сейчас темно?» «Солнышко в окно светит», – услышал в ответ. С тех пор, лишь чувствуя тепло на щеке – понимал, что светит солнце, а по каплям, падающим на руку, определял, что начинается дождь.
Этот сильный человек не упал духом. Он закончил исторический факультет Пермского педагогического института, преподавал в Соликамском педагогическом училище, долго руководил УПП ВОС (общества слепых). И… всю жизнь писал!
За его долгую творческую жизнь (а он прожил 86 лет) было издано 12 сборников стихов и прозы и 2 брошюры. Наш педагог Галина Ивановна говорит нам, что у нас в кабинете тоже есть 6 его сборников произведений. Он награжден правительственными наградами: четырьмя орденами и девятью медалями, является Почетным гражданином города Березники и Почётным членом Всероссийского общества слепых.
Притихшие, мы выходим из зала музея. Разговаривать никому не хочется – все под впечатлением от увиденного и услышанного…
Выходим на улицу. И город, словно дождавшись нас, выплескивает щедрой пригоршней нам в лицо снег, уличный шум, запахи выхлопных автомобильных газов.
Словно очнувшись, мы переглядываемся. И не сговариваясь, поворачиваемся к нашему педагогу – «А давайте еще раз сюда придем!»