Костюкевич Дмитрий
студент II курса ГАПОУ СО "КАК"
г. Красноуфимск Свердловская область
Эссе: «Полководцы Великой Отечественной войны»
Полководцы Великой Отечественной войны: основные черты военного искусства. Одним из самых сложных и дискутируемых вопросов, касающихся Великой Отечественной войны, является проблема вклада того или иного военачальника, полководца в общую копилку Великой Победы. Сейчас довольно много говорят в том смысле, что основное бремя этой Победы вынес на своих плечах простой советский народ. Однако даже апологеты этой точки зрения не могут не признать, что реализовать потенциал этого народа направить в нужное русло его усилия можно было только волевыми решениями незаурядных военачальников.
Полководцы Великой Отечественной войны яркими стенками вписали свои имена в общую летопись русского военного искусства. Их сложно не вспомнить. Жуков и Василевский, Рокоссовский и Конев, Толбухин и многие другие полководцы ВОВ встали в один ряд с Александром Невским и Дмитрием Донским, Суворовым и Ушаковым, Скобелевым и Нахимовим.
В чем же нашли свое отражение эти знаменитые военачальники? Прежде всего, следует иметь в виду, что под полководцем понимается военный руководитель высшего ранга, под руководством которого находятся или крупные оперативные соединения, или Вооруженные Силы страны в целом. Однако простого командование даже таким крупным стратегическим соединением как фронт недостаточно для того, чтобы не на бумаге, а в реальной жизни носить высокое звание "полководец". Им может стать только тот военачальник, который обладает даром стратегического предвидения, огромным авторитетом, военным талантом и безусловными организаторскими способностями. Именно поэтому далеко не все военачальники Великой Отечественной войны, которые командовали огромными фронтами и направлениями, заслужили право считаться полководцами.
Анализируя важнейшие характеристики, что такого понятия, как "полководческий талант", большинство исследователей, прежде всего, говорят о такой его составляющей, как оперативно-стратегическое мышление, то есть способность видеть за действиями отдельных полков, дивизий и корпусов общие перспективы развития событий на том или ином направлении. Кроме того, это качество предполагает также способность доказывать свое видение обстановки до каждого подчиненного независимо от его ранга и занимаемой должности. Знаменитые полководцы Великой Отечественной войны такие, как Г. К. Жуков, И. С. Конев, К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский прославились, в том числе и тем, что не только могли в крайне сжатые сроки оценить перспективы развития обстановки на том или другом фронте, но и четко разъяснить это всем своим подчиненным. Практически все наиболее известные начальники Великой Отечественной обладали таким качеством, как способность идти на обоснованный риск. Наиболее ярко это качество проявлялось в деятельности таких командующих фронтами и большими соединениями, как Жуков, Рокоссовский, Конев. Все они неоднократно попадали в ситуации, когда от одного действия зависел успех или неудача последующих, поэтому они вынуждены были рисковать, брать ответственность на себя. Однако риск их был полностью обоснован и логически выверенный.
И союзники, и противники СССР признают, что советские полководцы Великой Отечественной войны отличались нестандартностью подхода к той или иной ситуации. Ни Жуков, ни Василевский, ни Малиновский практически никогда не действовали по шаблону. Основу их таланта полководца составляло стремление в любой обстановке, при подготовке к любой операции найти что-то неожиданное, что невозможно предположить ни одному даже самому изощренному уму. Полководцы ВОВ оставили после себя богатое теоретическое наследие, которое с успехом изучается и современными военачальниками.
Наконец, важнейшей составляющей советского искусства стало то, что практически все советские полководцы Великой Отечественной войны прекрасно знали как свою армию, так и вооруженные силы противника. Часто выезжая на линию фронта, они, благодаря широте своего ума и военного таланта, могли в кратчайшие сроки сделать все необходимые выводы и воплотить их в стратегических планах тех или иных военных операций.