Эссе «Моя семья в годы Великой Отечественной войн»

3
0
Материал опубликован 12 June 2017 в группе

Моя семья в годы Великой Отечественной войны

Я родился и живу в Уках, маленькой национальной деревне, расположенной на красивом берегу старого Иртыша. В моей большой дружной и сплоченной семье по рассказам прадедушки и прабабушки помнят о суровых военных годах. Бабушка Айтбига с чувством гордости и уважения рассказывает историю своего рода, чтобы мы знали и помнили, какие испытания выпали на долю предшествующего поколения.Слушая ее, я решил, что в нашей деревне не было отдельных семей, а люди жили одной семьей, жили и боролись за победу как единое целое.

Далеко от фронта находился сибирский Уватский район, но и его не обошли стороной беды, свалившиеся на советских людей в те страшные годы. Война постучалась в двери каждого дома, не обошла никого стороной. Семья моего прапрадеда считалась очень зажиточной в деревне. Мой прадед, Рябиков Хани Саитмухаметович, в то время был молодым, красивым парнем. У него был родной брат Габдулхак, имевший любимую жену и дочь Санию. В деревне сразу началась мобилизация. Первые будущие воины отправлялись по реке, на неводнике до Увата, гребли сами. Все односельчане на берегу со слезами провожали их на фронт. Моя бабушка со слов прадеда рассказывает нам о том, что ни один из них не вернулся домой. Первая похоронка пришла в сентябре 1941 года семье Рахимовых. Погиб под Новгородом старший сын. Мой родственник Габдулхак тоже отправился на фронт защищать Родину. Семья ждала от него вестей, а в конце 1942 года жена получила похоронку со словами: «Ваш муж Рябиков Г.С. пал смертью храбрых 2 сентября 1942 года. Погребен в Полтавской области, село Затенище, сельское кладбище, могила № 6».Похоронка затерялась, но бабушка Сания, его дочь, помнит наизусть эти слова, каждый год она 9 мая приезжает в Уки на праздник дня Победы. Она очень трепетно относится к памяти своего отца, которого совсем не знает.

Другой брат прадеда, Валика, до войны работал приемщиком рыбы. После ухода на фронт 20.10.1941 года его семье пришлось очень туго. В деревне остались дети, женщины и старики. Мужчины в возрасте, негодные к строевой службе, работали в трудовой армии. Среди них мои родственники по материнской и отцовской линии, Айнитдинов Ибрагим и Курманов Хусаин. Подростки работали в Беляйке на заготовке оружейных болванок для фронта, люди пожилого возраста, не подлежащие мобилизации, трудились на полях, ловили рыбу для фронта. Жена Валики Рабига работала в артели, простудилась, тяжело заболела и умерла. Прадед Валика «в боях за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 25.06. 1944 года и похоронен в деревне Бушково Дрыбинского района, Могилевской области». Так значится в алфавитном журнале по учету безвозвратных потерь сержантского и рядового состава находящихся на фронте (страница 2:дело №353).

О судьбе его семьи рассказала мне баба Рая, которая живет в Уках: «Мы, две сестры и брат, сильно голодали. Нам помогали всей деревней. Я до сих пор храню желтые, запыленные ведомости на продукты, полученные от колхоза. Вскоре нас забрали в детдом, но брат Хисат не хотел жить в детдоме и сбежал оттуда. Мы старались оставить часть скудного пайка, что выдавали, и отдавали куски хлеба своему брату, когда он тайком подходил к забору детдома. Наша тетя Шабига, сестра отца, репрессированная, жила в поселке Полноват. Как только у нее появилась возможность, она приехала и забрала нас к себе из детдома. Брат к тому времени тайком пробрался на баржу, везущую уголь, спрятался и приехал обратно в Уки. В Полновате я каждый день бегала по улицам поселка после обеда и напоминала о перекличке, боялась, что репрессированные могут опоздать, и их будут наказывать». У бабы Раи сохранились письма тех времен, пожелтевшие, написанные чернильными ручками на газетных листах между строчками.

В трудное для страны время в тылу самоотверженно трудились женщины. Моя прабабушка Фахриниса Рябикова работала в колхозе. Выполняла любую работу. Разнарядки в колхозе в то время были жестокие. Нормы работы в годы войны давались очень высокие, все работы выполнялись вручную. Косили сено, таскали его на себе, ставили стога. Хлеб убирали серпами, вязали снопы. Зимой вручную пилили дрова, на себе выносили из леса. К весне скотина обессилевала, не хватало сил даже подняться, подвешивали на веревках. Люди тоже голодали. Ели болтушку – толкли для нее липу, крапиву. Весной ходили по огородам и собирали гнилую картошку. В колхозе раньше сеяли лен, осенью его дергали, вязали снопы. Потом их складывали, мяли, делали кудель, а из нее пряли нить, ткали холсты и шили одежду. Мыло варили сами из внутренностей животных. Работала в рыбной артели, бригада Рахимова Насорбака была награждена грамотой рыбной промышленности за добросовестный труд в 1944 году. Такие грамоты в области получили 7 бригад. Прабабушка награждена медалью « За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.»

Да, еще живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, трудились для Победы в тылу. В Уках и Горнослинкино не осталось в живых ветеранов войны, они ушли из жизни. Сегодня еще можно взглянуть на лица детей войны, посмотреть в их глаза, услышать простые бесхитростные рассказы о том, как война изменила судьбы, обагрила кровью и слезами детство, сделала короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушила их светлые мечты. Мой прадед во время войны служил в военно - морском флоте в тихоокеанских водах. Укинцы – часть нашего народа, они вместе со всеми в строю защищали Родину. А мы, их потомки, должны хранить память о тех незабываемых годах, когда весь народ защищал Родину. В деревнях стоят обелиски, памятники с высеченными фамилиями погибших солдат. Читая их, думаешь, что мы мало знаем о них, не знаем ничего об их фронтовых дорогах. Но я твердо знаю, что мои прадеды проявили стойкость и героизм в борьбе с врагами и горжусь ими. Сейчас, накануне юбилея района, могу с уверенностью сказать, что не зря отдали свои жизни мои земляки. Наш район стремительно развивается, становится краше. В нашей деревне много красивых домов, построены три новые улицы, администрация села, мечеть, новые магазины, построена дорога. Три раза в неделю заезжает рейсовый автобус, люди имеют возможность съездить в райцентр.Если бы у них была возможность увидеть свой край, они испытали бы огромное чувство радости и гордости и знали, что не зря проливали кровь.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.