Практикум на тему «Этимология на службе орфографии» (9 класс)
Губарева Надежда Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия»
Этимология на службе орфографии (факультативное занятие) – 9 класс
Цель и задачи:
показать язык как развивающееся явление;
повышение интереса к изучению русского языка;
установление связи между историческим значением слова и его написанием в современном языке;
способствовать формированию навыков работы со справочной литературой;
развивать навыки исследовательской работы;
расширить кругозор учащихся.
Самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем, - это ощущение тайны. В ней источник всякого подлинного знания.
А.Эйнштейн.
(На столах у учащихся этимологические словарики.)
- Корней Чуковский в своей книге о русском языке «Живой как жизнь» описывает такой случай:
Беседуют две женщины. Одна говорит:
- Это прямо-таки ошеломило меня… Ведь я обожаю собак!
Я прохожу мимо и думаю: «До чего это хорошо, что, употребляя слова в разговоре, мы не вспоминаем об их первоначальном значении!»
Слово ошеломить происходит от слова шелом, а шелом (или шлем) – это железная каска, которую древние и средневековые воины носили в бою, оберегая свои черепа от вражьих дубин и мечей. Враги налетали на них и били что есть силы по шелому, чтобы ошеломленные воины валились с седла на землю.
Женщина, сказавшая, что известие о смерти любимой собаки ошеломило её, конечно, не представляла себе в ту минуту ни старинных сражений, ни коней, ни кольчуг, ни шеломов: все живые, конкретные образы, связанные со словом ошеломить, уже выветрились из этого слова в течение многих веков. Оно утратило смысл военного термина и полностью отрешилось от тех обстоятельств, которые породили его. Образ давно потух, а самое слово осталось и не утратило своей выразительности.
Та же участь постигла другое слово – обожать Оно произошло от слова бог и первоначально имело единственный смысл: сделать из кого-нибудь свое божество, чтить кого-нибудь как бога, преклоняться перед кем-нибудь. Вряд ли женщина, сказавшая, что она обожает собак, намеревалась убедить свою собеседницу, что всякие болонки, бульдоги и мопсы представляются ей божествами. Опять-таки образ потух, а слово осталось.
Эта склонность народных масс – забывать первоначальные значения выражений и слов и пользоваться ими автоматически – наблюдается на каждом шагу.
Таких слов, первозданная образность которых потухла, очень большое количество. Мы употребляем такие слова в нашей речи, и обойтись без этого невозможно никак.
- Вы, совершенно справедливо, можете спросить: «Зачем же постоянно возвращаться к истории слова? Зачем знать первоначальное значение слова?»
На этот вопрос я и предлагаю ответить вам в конце нашего занятия…
Альберт Эйнштейн говорил, что…
- Действительно, в человеке неистребимо желание проникнуть в тайну рождения слова, потребность разгадать незримую связь явлений, запечатленную в нем. При этом ярче и точнее раскрывается глубинный смысл. Стершийся и потухший за многие столетия жизни слова в языке. А поможет нам в этом исследовании - этимология.
!!! Этимология - (от греч. Etymon- истина, истинное значение слова и …логия).
Происхождение слова или морфемы.
Раздел языкознания, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения.
В качестве напутствия:
1. К словам привыкаешь день ото дня
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
-Извини меня! -
Это значит:
-Исключи меня из вины! -
У слова цвет своего огня
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
-Обереги меня! -
Это значит:
-Берегами меня окружи! -
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
-Защити меня! -
Это значит:
-Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь!
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть-
Слово тебе сотворит добро.
(С. Островой)
Начнем с простого:
1) Всем вам знакомы с детства слова баю-баю. По происхождению это форма 1 лица ед. числа устаревшего глагола.
-Как выглядит этот глагол в неопределенной форме и что он означает?
- (что делать? БАЯТЬ - «говорить, рассказывать»)
2) Князя Олега прозвали вещим, потому что ему ведома была всякая весть. А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем?
- (от кость - костлявый)
3) Не правда ли странная кличка для собаки - Жучка? Однако наши предки так называли не любую собаку… Как должна выглядеть настоящая жучка?
- (маленькая и черная, как жук)
4) Как и почему называется кусок дерева, которому непременно суждено сгореть?
- (полено – от глагола палит)
5) Какие особенности рукавицы и перчатки отразились в их названиях?
- (образованы от слов рука и перст – палец)
Задача усложняется, я думаю, что теперь нам лучше поработать в группах.
1 группа.
Что общего в словах пещера, печать, печаль?
2 группа.
Определите, связаны ли исторически слова: наперсток, перчатки, наперсник?
3 группа.
Являются ли однокоренными слова соратник, привратник? (Докажите).
4 группа.
Имена существительные сословие, благословение, словесность родственные или нет? (Правописание).
5 группа.
Корень этимологический (написание) ветчина, влияние, воспитать, досадить,
уважать, удалой.
6 группа. Используя этимологический словарь, объяснить написание слов: довлеть, достоверный, паломник, искусство, искусный, ровесник, сверстник.
5. Выступления каждой группы со своими выводами.
- Хотелось бы услышать ваши мнения по поводу необходимости знания первоначального значения слова. Необходимо оно или нет, а если да, то для чего?
- Любите ли вы играть? Хочу предложить вам увлекательную игру: «Энтимологический словарь». Название как нельзя более точно выражает суть игры: предлагать неверные, но правдоподобные толкования слов, отталкиваясь от их внешней формы.
Например, Едкий – пригодный в пищу. Нелепица – некачественный пластилин.
(дерюга, дача, гончая, зазубрина, изверг, лестница, жрец, сомнение, тысячелистник, чернослив, четвертовать, этажерка, цоколь, парилка, мокрица, ссадина, стриж, тостер, готовальня, заморыш, наличие).
- Закончить нашу встречу с удивительным миром слов мне хотелось бы высказыванием К.Паустовского:
«В таинстве родства русских слов человеку открываются и корни языка, и весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера».
- Родной нам с вами язык – явление постоянно развивающееся, поэтому я попрошу вас выполнить дома 2 задания:
1. Используя материалы нашего этимологического словарика, подготовить небольшое сообщение на тему «Язык – это развивающееся явление».
2. Подобрать интересные толкования слов в наш «энтимологический словарик».