12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горбачёва Марина Юрьевна164920
Учитель русского языка и литературы. Высшая категория. В школе работаю 40 лет
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
Материал размещён в группе «Словарная работа»

« Этот загадочный русский язык»

5 класс. Словарная разминка « Всё про падежи»

: Вспомни название падежёй имён существительных, отгадай предложенные загадки. В записанных словах обозначь орфограммы.

Термины запиши в начальной форме

(Лучше давать термины в произвольном порядке!)

У существительных их шесть,
Шесть верных маленьких пажей,

Они приходят чередой,

За слово в бой готов любой!

Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный…
Все их запомнить сложно.
Ты в памяти всегда держи
Названия. Это (падежи)

1 Именительный падеж

Других предлогов не люблю.

С собой их рядом не терплю.

Мои вопросы: «Что?» и «Кто?»

Не перепутает никто.

 

Он– начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.
 

И нет на мне чужих одежд

Меня легко все узнают

И в подлежащие зовут

Предлогов с детства не люблю

С собою рядом не терплю

Мои вопросы: « Что?» и «Кто?»

Ни с чем не спутает никто

.

2 Родительный падеж

Чего там нет? Я очень беспокоюсь.

Кого же нет? Пойду, увы, я на поиск.

Прошу скорей, кто сможет, помогите!

Какой падеж мне нужен подскажите?

 

Характер мой общительный,

-Кого? - Чего?

-И вот он я!

Предлоги часто мне в друзья:

И «С» и «ДО» и «У», и «ИЗ»-

До «неба» вверх и с «неба» вниз.

Кто я?

 

Похож я на винительный

Бываю иногда,

Но в тексте различите вы

Два падежа всегда.

 

3 Дательный падеж

Кому писать? К чему призвать?

Один лишь я могу узнать.

С предлогом «По» – всегда дружу.

С предлогом «К» – гулять хожу.

Запомни, обязательно, падеж,

Мой друг, ты –…

 

Это яблоко, скажите,

Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Может, кукле? Или Вите?
Лучше я себе возьму…
 

Я – щедрый удивительный
и самый расточительный!
Я всех всегда благодарю…
и всем дарю, дарю, дарю!
Собаке – кость!
А  стенке – гвоздь!
А Васе, Маше, Леше, Пете
дарю по сказочной конфете!
Скорее помогите!
И как зовут, скажите!

4 Винительный падеж

Кого винить? Не спрашивай меня.

Без обвинений не живу ни дня.

Ведь не со зла я обвиняю,

Я просто долг свой выполняю.

Что вижу, тоже вам могу сказать.

С предлогами «В», «На» и «Под»

Всегда живу я без хлопот. Предлоги «Через», «Про» и «За» –

Мои и уши, и глаза.

Так, кто же из сидящих тут,

Подскажет, как меня зовут?

 

А я во всем виню невежд,
Зато отличников люблю —
Пятерки я для них ловлю.
Кого назвать, во что играть
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить
Кто я?
 

Ой, в игрушках- кавардак!

Не пойму я сам никак:
Не пойму я сам никак:
Обвинить КОГО? и ЧТО?
Ленку? Кубики? Лото?
 

5 Творительный падеж

Творить? А чем? Творить? А с кем?

А для меня в том нет проблем.

Предлогам «Перед», «Под» и «Над»

Я, без сомненья, очень рад.

А, если ты сообразительный,

Узнаешь ты всегда падеж …

 

Хочу я песни сочинять.

С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
С сестрёнкой? А писать… пером
Или цветным карандашом?

 

Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
в падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.

Что там долго говорить.
Вот решился я… творить!
Карандаш, бумагу взял
и пейзаж нарисовал.

Я – художник, я – творец!
Ух, какой я молодец!

Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржёт.

Я творю карандашом
на листе своем большом.
Вид украсил я с трудом
лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
и опять творить начну.

Мой герой идет войной,
Хочет править он страной,
Поразить врагов стрелой,
с башни их полить смолой.

Стоп! Подумай головой,
для чего идти войной!
Лучше миром кончить дело!
Я альбом закрою свой.

 

6 Предложный падеж

О ком вздыхают все? О чем мечтают?

Я их секреты, безусловно, знаю.

А мне же без предлогов свет не мил.

Без них бы я и дня на свете не прожил.

Так, что меня вам угадать не сложно.

Коль я с предлогами, то я …
 

-Я -падеж(предложный)

Со мною случай сложный

Мне без предлогов свет не мил

О ком, о чём я говорил?

Ах да, нужны предлоги!

Без них мне нет дороги.

Пусть будет о и в и при-

Ты их случайно не сотри,

Тогда могу я рассказать,

О чём мечтать и в чём гулять

 

Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?

О Даше, о глаголах.

Верней, я думаю о том,

Как надоела школа!

 

Источники: https://po-ymy.ru/zagadki-pro-padezhi-dlya-zakrepleniya-materiala.html

http://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-padezhi

http://www.stihi.ru/2010/10/23/7499

Картинка- http://900igr.net/thumbs/russkij-jazyk/CHistopisanie/0001-001-CHistopisanie.jpg

Опубликовано в группе «Словарная работа»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Перминова Елена Федоровна, 20.08.18 в 09:18 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, беру в копилку.
Горбачёва Марина Юрьевна, 20.08.18 в 10:33 6Ответить Пожаловаться
Рада,что пригодится! Этот материал и в начальной школе очень важен и необходим!
Трефилова Раиса Поликарповна, 20.08.18 в 23:44 5Ответить Пожаловаться
С этими загадками все падежи дети будут отлично знать!
Горбачёва Марина Юрьевна, 21.08.18 в 04:04 6Ответить Пожаловаться
Стараемся! Но ошибок при их определении много делают!
Ильина Оксана Геннадьевна, 21.08.18 в 07:30 2Ответить Пожаловаться
Материал очень нужный! Благодарю Вас, Марина Юрьевна!

Горбачёва Марина Юрьевна, 21.08.18 в 07:32 6Ответить Пожаловаться
Вот и отлично! Люблю,когда материал работает!
Трефилова Раиса Поликарповна, 21.09.18 в 18:12 5Ответить Пожаловаться
Вдохновения Вам в творчестве!

Горбачёва Марина Юрьевна, 21.09.18 в 18:14 6Ответить Пожаловаться
Ещё бы времени! Ничего не успеваю!!
Колышкина Елена Владимировна, 21.04.21 в 18:15 0Ответить Пожаловаться
Словарная разминка в форме загадок прекрасно подходит для отработки падежей. Спасибо за работу.
Горбачёва Марина Юрьевна, 21.04.21 в 18:36 -1Ответить Пожаловаться
Благодарю за оценку работы,Елена Владимировна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.