Методическая разработка «Филологический брейн-ринг»
Сахалинское государственное казенное специальное
учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение
закрытого типа
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ
БРЕЙН-РИНГ
Автор:
Кузнецова
Елена Валерьевна,
учитель русского
языка и литературы
с. Костромское
Цель: формирование общеучебных компетенций по русскому языку и литературе
Задачи:
повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе;
развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла:
расширить кругозор учащихся.
Оборудование:
карточки с заданиями
проектор
ручки и листочки
У ч а с т н и к и: 3 команды
Ход мероприятия
Добрый день. Начинается декада филологии. Сегодня мы проведем филологический брейн-ринг. Соревноваться будут между собой 2 команды. Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка.
Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!
Начинаем игру. Желаю всем УДАЧИ!
Разминка.
Вопросы – шутки.
Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква “Ц”)
Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
Что находится между горой и оврагом? (буква “И”)
Какое государство можно носить на голове? (Панама)
Какую часть слова можно найти в земле? (корень).
Какая азбука состоит из 2 знаков? (Морзе)
На каком языке читал Чингисхан? (На не грамотном)
Как превратить слова ай и но в местоимения? (Я, он - прочитать справа налево)
У каких башмаков не бывает каблуков? ( У башмаков приспособлений для торможения вагонов).
Задача-разминка
Четыре девочки встретили незнакомого мальчика. “Как тебя зовут?” - спросили они его. “А как зовут вас?” - спросил мальчик вместо ответа. Девочки представились: “Поля, Лена, Рита, Валя”. Подумав, мальчик сказал: “Если ваши имена записать в столбик, мое имя прочитается по диагонали”. Как звали мальчика? 1 минута (Ответ: Петя)
1 тур «Кто это?»
Великий учёный, поэт, основатель МГУ (М. В. Ломоносов)
«Терпи казак - атаманом будешь» (из какого произведения и чьи слова). (Тарас Бульба - произведение Гоголя)
Он родился 15 октября 1814 года, погиб, как и А. С. Пушкин, на дуэли (М. Ю. Лермонтов)
«Береги честь смолоду». Эпиграф к какому произведению? («Капитанская дочка» А.С. Пушкина)
Чьи это слова: «Ты всё пела, это дело, так поди-ка попляши» (Крылов «Стрекоза и Муравей)
Какие съедобные фамилии встречаются в произведениях Н. В. Гоголя (Земляника в «Ревизоре», Яичница в «Женитьбе», Плюшкин в «Мёртвых душах»)
Из какого произведения слова:
1. «Бойцы поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они» (А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)
2. «Смешались вместе кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой» (М. Ю. Лермонтов «Бородино»)
3. «Но я другому отдана и буду век ему верна» (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)
4. «Счастливые часов не наблюдают» (А. Грибоедов «Горе от ума»)
5. «Быть или не быть: вот в чём вопрос» (Шекспир «Гамлет»)
6. «По улицам Слона водили» ( И.А. Крылов «Слон и Моська»)
2 тур «Найди пару»
Перед вами написаны два столбика. Все слова тем или иным образом связаны. В одном столбике может дано произведение, в другом автор, или название поделено на части или произведение и его герой. Ваша задача: связать слова и записать верные ответы.
Остап О. Генри
Дочка Андреев
Неизвестный цветок Горький
Хамелеон Лермонтов
Левша Платонов
Дары волхвов Носов
Кусака Очумелов
Детство Капитанская
Кукла Тарас Бульба
Мцыри Лесков
3 тур «Сказочный»
1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
2. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником)
3. Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)
4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей)
5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)
6. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)
8. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
10. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)
11. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)
12. Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб)
13. В известной сказке "поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что" царь послал стрелка Андрея за тридевять змель. Внимание вопрос: Тридевять - это сколько? (Тридевять - это 27. В Древней Руси считали по девяткам.)
14. Кто из сказочных героев очень любил поговорку "Одна голова хорошо, а две лучше"? (Змей Горыныч)
15. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным, взрослым языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства? (Теремок)
16. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? ("Аленушка и братец Иванушка". Попил из лужи - превратился в козленка)
17. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка)
18. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом произносил? (Волк, опустив хвост в прорубь, говорил: "Ловись рыбка, большая и маленькая")
19. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистая сила)
20. Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума. (Поп в сказке "Сказка о попе и о работнике его Балде", А.С. Пушкин)
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка,
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
4 тур «Зазеркалье»
В названии известных сказок все слова заменены на противоположные по смыслу. Например, Пес босиком – Кот в сапогах.
Восстановите зашифрованные названия.
Девочка-каланча
Синий платочек
Железный замочек
Песочная служанка
Знайка под землей
Одетая королева
Белый петух
Быль о железной курочке
5 тур «Всякая всячина»
1. Встречаются ли в русском языке слова, в которых пишется три одинаковые буквы подряд? (больше двух согласных не пишется, а написание подряд трех гласных допустимо: змееед, длинношеее)
2. Девочка заменила каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось число 136151. Угадайте имя девочки. (Лена)
3. Сколько ошибок в предложении?
Циган купил красофки (четыре)
4. Иногда мы употребляем выражение "от А до Я", что означает всё на свете, "от начала до конца". Почему раньше до 1918 года в этом случае говорили " От Аза до Ижицы?"
5. У каких существительных нет формы единственного числа?
Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы, сутки.
(бигуди, жалюзи, санки, каникулы, сутки)
6. В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10.000. Сейчас у нас такого числительного нет, но когда мы хотим сказать о большом количестве, то к нам на помощь приходит слово. Какое?
Найдите его в реплике Чацкого:
Когда в делах - я от веселий прячусь,
Когда дурачиться - дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
7. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски, их называли "гривнами". Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то отрубали половину. Тоже деньги. Внимание вопрос: Как называлась отрубленная часть бруска? (рубль).
8. Что означают выражения:
Шиворот-навыворот;
Спустя рукава;
Точить лясы.
9. Приставка этого слова находится в слове "понес", корень - в слове "слово", суффикс в слове "курица", окончание - в слове "крапива" (Пословица.) .
10. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (ё).
6 тур «Превращения»
Слово лекарство один мастер игры в превращения превратил в 180 слов, т.е. составил из букв 180 слов. Сколько слов составите вы за 1 минуту?
7 тур «Черный ящик»
1. Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как поживают дальние родственники, друзья. (Письмо)
Вот и мы получили письмо. Но, боже мой, сколько в нем ошибок. Ребята, давайте отредактируем его, т.е. исправим ошибки.
На работу 3 минуты
Дарагой друк здраствуй!
Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки.
Зато часта бывайу взаапарке фкино наречьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.
Дасвиданьи.
2. В чёрном ящике лежит то, что индейцы майя называли чикле.
Они делали это из тягучего вкусного сока дерева сапподила. Одни это очень любят, а другие - терпеть не могут. А в Сингапуре продажа этого даже запрещена, и это отпускается только по рецепту врача.
В конце XIX века один американский коммерсант Вильям Ригли провёл рекламную акцию. Он давал это бесплатно при покупке мыла и муки. И вскоре, это стало популярней, чем основной продукт. С тех пор коммерсант перешёл на производство только этого.
Что в чёрном ящике? (жевательная резинка)
Подведение итогов.
2 тур «Найди пару»
Перед вами написаны два столбика. Все слова тем или иным образом связаны. В одном столбике может дано произведение, в другом автор, или название поделено на части или произведение и его герой. Ваша задача: связать слова и записать верные ответы.
Остап О. Генри
Дочка Андреев
Неизвестный цветок Горький
Хамелеон Лермонтов
Левша Платонов
Дары волхвов Носов
Кусака Очумелов
Детство Капитанская
Кукла Тарас Бульба
Мцыри Лесков
2 тур «Найди пару»
Перед вами написаны два столбика. Все слова тем или иным образом связаны. В одном столбике может дано произведение, в другом автор, или название поделено на части или произведение и его герой. Ваша задача: связать слова и записать верные ответы.
Остап О. Генри
Дочка Андреев
Неизвестный цветок Горький
Хамелеон Лермонтов
Левша Платонов
Дары волхвов Носов
Кусака Очумелов
Детство Капитанская
Кукла Тарас Бульба
Мцыри Лесков
Дарагой друк здраствуй!
Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки.
Зато часта бывайу взаапарке фкино наречьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.
Дасвиданьи.
Дарагой друк здраствуй!
Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки.
Зато часта бывайу взаапарке фкино наречьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.
Дасвиданьи.
Кузнецова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, СГКСУВОУ закрытого типа