12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мальцева Светлана Анатольевна72
Россия, Хабаровский край, Бикин
5

Доклад «Форма виртуального наставничества по ИКТ-направлению»

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Форма виртуального наставничества по ИКТ-направлению»

  Исторически сложилось так, что наставничество воспринимается как передача опыта, прикладных знаний от старшего поколения к младшему. Наставниками выступали только пожилые люди, которые оказывали помощь, давали советы, делились секретами мастерства с молодыми людьми.

   В настоящее время мы наблюдаем коренное изменение в процессе наставничества. Это связано, прежде всего, с бурным развитием цифровых технологий, так как именно с целью овладения современными информационно-коммуникационными, цифровыми технологиями менее опытный в этом направлении педагог обращается за помощью к педагогу, который хорошо ими владеет. И становится уже не важным стаж, профессия наставника, его возраст и статус.

  Главная ценность современного наставника – это наличие у него уникального, профессионального навыка, которым он может поделиться с любым человеком, желающим овладеть этим навыком.

     И еще одна особенность современного наставничества заключается в том, что наставник и наставляемый не обязательно должны встречаться «лицом к лицу», они могут и территориально находиться где угодно. В данной ситуации речь идет о виртуальном (дистанционном) наставничестве – это удаленный процесс передачи знаний и навыков наставника с использованием цифровых технологий.

    Мировая пандемия 2020 года актуализировала использование дистанционных технологий в различных сферах жизнедеятельности человека. В условиях жестких ограничений, массового перехода на удаленный способ работы, всеобщего дистанционного обучения возникла потребность в получении удаленной квалифицированной помощи от специалистов. Появились новые виды наставничества: электронное, виртуально (дистанционное), цифровое.

    В нашей Школе-интернат в этот период сложилась серьезная ситуация, так как массовый переход на дистанционное обучение потребовал от педагогов новых компетенций, которыми не все владели. Появилась необходимость применения дистанционных методов наставничества: отдельные сотрудники, которые достаточно хорошо владеют современными педагогическими технологиями и давно внедряют цифровые технологии, стали помогать коллегам в освоении навыков работы с цифровыми инструментами.

   Проведенный анализ научной литературы позволил мне выделить ряд принципиальных особенностей, позволяющих максимально эффективно и качественно выстроить виртуальное взаимодействие между наставником и наставляемым.

Возможность поддержки 24/7. Программа предполагает активное использование современных цифровых и дистанционных технологий, позволяющих получить молодому педагогу своевременно помощь от наставника без временных ограничений.

Современные методы наставничества. Взаимодействие строится на основе актуальных методов и способов наставничества, так как цифровизация предполагает не только обновление средств и инструментов, но и изменение процессов, которые выстраиваются между наставником и наставляемым.

Общение из любой точки мира. Преимущество удаленного взаимодействия позволяет педагогу, независимо от территориального положения, получить помощь и поддержку от своего наставника, находящегося в этот момент в любой точки мира.

Персонализация. В ее основе лежит работа по восполнению того или иного образовательного дефицита сопровождаемого педагога. Проблемы, дефициты, с которыми обращается молодой педагог, практически не имеют ограничений по уровню сложности.

Совершенствование профессионализма, как наставника, так и наставляемого. Дистанционное наставничество предоставляет возможность для общения не только пары «педагог-педагог», но и является площадкой для внедрения образовательного аутсорсинга. Образовательный аутсорсинг даёт возможность привлечь внешние ресурсы для образования, сетевого взаимодействия с профессиональными партнерами.

В связи с этим мною была разработана и стала реализовываться Программа профессионального развития молодого педагога-психолога по форме наставничества «педагог-педагог» виртуального (дистанционного) вида «ВМЕСТЕ К УСПЕХУ».

Программа «Вместе к успеху» направлена на достижение следующей цели: создание условий для формирования эффективной системы виртуальной (дистанционной) поддержки молодого педагога, способствующей повышению уровня профессиональных компетенций и овладению современными цифровыми технологиями.

Задачи реализации программы:

- спланировать систему мероприятий для формирования знаний, умений, навыков с целью повышения профессионального уровня молодого педагога;

- способствовать адаптации наставляемого к режиму работы в дистанционном формате;

- обеспечить условия для повышения уровня профессионального мастерства в сфере ИКТ и цифровых компетенций;

- содействовать развитию профессиональной мотивации, самообразования, расширению профессиональной эрудиции и кругозора;

- ориентировать начинающего педагога на творческое применение полученного опыта дистанционной работы в своей психолого-педагогической деятельности.

Программа рассчитана на три учебных года.

Программа реализуется по 5 модулям. За основу модулей взяты виды профессиональной деятельности педагога-психолога по оказанию психологической помощи лицам с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации: «Психологическая диагностика», «Психологическая коррекция и профилактика», «Психологическое просвещение», «Методическое обеспечение», «Психологическое консультирование».

Ожидаемые результаты реализации Программы:

- использование информационных и цифровых ресурсов в деятельности педагога-психолога;

- формирование положительной мотивации к использованию ИКТ;

- создание электронных образовательных ресурсов;

- организация общения с участниками образовательного процесса через Интернет - овладение приемами организации сетевого взаимодействия;

- овладение приемами дистанционного повышения квалификации и курсовой поддержки педагога

Этапы реализации Программы:

I этап – стартовый. Задачи этапа: выявление уровня развития ИКТ компетентности, сильных и слабых сторон деятельности педагога в этом направлении, выявление его запросов и потребностей, выработка основных направлений совместной работы. Составление персонализированного плана профессионального развития в данном направлении.

II этап – основной. Задачи этапа: реализация Программы, повышение ИКТ компетентности молодого педагога.

III этап – итогово-обобщающий. Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности применения информационных и коммуникационных технологий в деятельности молодого педагога.

План, формы, мероприятия реализации Программы

На первом этапе реализации Программы «Вместе к успеху» проведена первичная экспертиза по выявлению уровня профессионального развития ИКТ компетентности молодого педагога. Выявлены затруднения педагога в формировании информационной и компьютерной грамотности, запросы, потребности.

Подобраны и установлены компьютерные программы, мессенжеры для дистанционнное взаимодействие наставника и наставляемого.

Во время составления плана работы по модулям Программы особенное внимание уделялось содержанию и формам дистанционной работы. Были разработаны: онлайн-консультации, витруальные тесты и анкеты, онлайн-марафоны, планы виртуальных практических занятий, сценарии практикумов, содержание презентаций и чек листов.

II этап – основной, в настоящее время еще реализуется. Но важно отметить достижения молодого педагога:

Освоила работа с компьютерными программами: Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, Movie Maker;

Научилась создавать тесты в Google форме;

Грамотно пользуется информационным поиском в сети Интернет;

Изучила возможности видеохостинга YouTube. Использует их в своей работе;

Онлайн-сервисы Canva, LearningApps, Genially являются ее помощниками при подготовке к коррекционно-развивающим занятиям, тренингам;

Изучила возможности сервиса Telegram: создание чат-группы, создание канала, оформлению темы и текста.

Процесс реализации II этапа проходит в индивидуальной форме, в виртуальном (дистанционном) формате. Активно привлекаются инновационные технологии и внешние ресурсы образования – сетевое взаимодействие с профессиональными партнерами (КГБОУ ДПО «ХКИРО», форум Педагоги России, информационная площадка Единый урок.рф, ООО «Западно-Сибирский межрегиональный образовательный центр» и др.)

Результативность наставнического тандема:

Выступление молодого педагога на ШМО педагогов-психологов по теме: «Цифровая гигиена. Виды кибермошейничества и базовые правила по защите данных».

Выступление молодого педагога на спецсеминаре для педагогов школы-интерната по теме: «Сказкотерапия как метод коррекции эмоционально-личностной сферы обучающихся в условиях внеурочной творческой онлайн-деятельности».

Диплом I степени в онлайн-тестировании на тему: «Как создать онлайн-курс в формате веб-квеста».

Диплом I степени в оналйн-тестировании на тему: «Интерактивный рабочий лист как средство организации самостоятельной учебной деятельности. дидактические принципы и инструменты».

Август 2022 года – молодой педагог аттестован на I квалификационную категорию.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.