12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вера41
Россия, Ленинск-Кузнецкий
2

«Формы и методы формирования финансовой грамотности у учащихся основного начального образования»






«Формы и методы формирования финансовой грамотности

у учащихся основного начального образования»































В Федеральном Государственном Образовательном стандарте начального общего образования отмечается необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями современного общества. Несомненно, финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека.

Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т. д. Известно, что лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе. Поэтому школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка, к новым экономическим отношениям.

Организация образовательного процесса по формированию финансовой грамотности должна осуществляться с использованием разнообразных моделей:

- контекстной;

- предметной;

- внеурочной;

- проектной.

Контекстная модель предполагает включение модулей финансовой проблематики в курсы общеобразовательных и профильных дисциплин. Анализ содержания курсов математики, окружающего мира и технологии для начальной школы показал возможности интеграции вопросов финансовой грамотности с различными разделами программ перечисленных дисциплин. Так, при изучении раздела программы по математике «Числа и величины» могут быть рассмотрены такие модули, как «Зачем нужны деньги?» (1 класс), «Какими могут быть деньги» (2 класс), «Откуда берется цена?»(3 класс), «Национальная валюта» (4 класс).

Предложения по встраиванию материалов по финансовой грамотности в содержание уроков по окружающему миру, математике и технологии в 1 – 4 классах представлены в таблицах.

Встраивание материалов по финансовой грамотности в образовательную программу 1 класса (примерный вариант по программе «Школа России»)

Таблица 1.

Возрастная группа

1 класс

Примерная дата

Предмет

Тема заявленная в программе по предмету

Занятия по финансовой грамотности

Декабрь

Окружающий мир

Моя семья

Что нужно семье

Январь

Окружающий мир

Повт-обобщ. урок «Как, откуда и куда»

Как распоряжаться карманными деньгами

Апрель

Окружающий мир

Зачем нужны автомобили

Сколько стоит автомобиль

Апрель

Окружающий мир

Технология Работа с бумагой

Что такое свое дело



Встраивание материалов по финансовой грамотности в образовательную программу 2 класса (примерный вариант по программе «Школа России»)

Таблица 2.

Возрастная группа

2 класс

Примерная дата

Предмет

Тема заявленная в программе по предмету

Занятия по финансовой грамотности

Декабрь

Окружающий мир

Что такое экономика

Как разумно делать покупки

Февраль

Окружающий мир

Опасные незнакомцы

Кто такие мошенники

Февраль

Окружающий мир

Наша дружная семья

Откуда в семью приходят деньги

Апрель

Математика

Задачи цена количество стоимость

Жизненная арифметика

Май

Математика

Повторение: деление на 3

Сколько стоит свое дело

Май

Математика

Повторение: сложение и вычитание

Зачем планировать расходы семьи

Встраивание материалов по финансовой грамотности в образовательную программу 3 класса (примерный вариант по программе «Школа России»)

Таблица 3.

Возрастная группа

3 класс

Примерная дата

Предмет

Тема заявленная в программе по предмету

Занятия по финансовой грамотности

сентябрь

Технология

Изделие из бумаги

Деньги настоящие и ненастоящие

сентябрь

Окружающий мир

Как устроен этот мир

Что могут деньги

октябрь

Математика

Решение задач и закрепление материала

Легко ли вести свое дело

февраль

Окружающий мир

Опасные места

Когда рискуешь деньгами

апрель

Окружающий мир

Семейный бюджет

Зачем семье сбережения

апрель

Окружающий мир

Путешествия по городам и странам

Деньги в разных


Встраивание материалов по финансовой грамотности в образовательную программу 4 класса (примерный вариант по программе «Школа России»)

Таблица 4.

Возрастная группа

4 класс

Примерная дата

Предмет

Тема заявленная в программе по предмету

Занятия по финансовой грамотности

Октябрь

Математика

Математика вокруг нас

Зачем семье вести бюджет

Декабрь

Окружающий мир

Итоговое занятие по теме «Родной край»

Что такое страхование

Февраль

Математика

Закрепление темы «Умножение и деление»

Личные деньги

Апрель

Окружающий мир

Основной закон России

Когда берешь в долг.

Апрель

Технология

Человек и информация

Где можно делать покупки

Май

Окружающий мир

Путешествие по России

Как пользоваться банковской картой

Май

Технология

Переплетные работы

Привлекательное дело

Интеграция финансовой грамотности и предметного содержания дисциплин начальной школы может осуществляться через организацию проектной деятельности и решения контекстных задач.

В русле системно-деятельностного подхода образовательный проект может быть представлен как совокупность учебных задач межпредметного характера, объединенных общей сюжетной линией финансовой проблематики. Для разработки образовательного проекта необходимо провести тщательный анализ отбора учебной информации из различных дисциплин и сформулировать задачи при изучении отдельных предметных тем. Далее придумывается сюжет, вокруг которого выстраивается образовательный процесс. Для сюжета должны выбираться реальные ситуации, которые должны быть интересны детям и учитывать их возрастные особенности. Например, совместная подготовка праздника. Примером может служить составление плана проведения праздника. Подготовка и проведение праздника – это командное мероприятие. Каждый член класса играет важную роль в проведении этого мероприятия. Дети определяют дату (тематику) и обсуждают меню. Для того чтобы составить бюджет, учащиеся в сопровождении взрослых посещают рынок или магазин. После возвращения составляется таблица, в которую прописывают наименование продуктов, количество, цену за единицу, просчитывают стоимость продуктов и других товаров. Сумма расходов не должна превышать сумму общих денег, отложенных. Далее планируется распределение обязанностей между всеми участниками мероприятия:

- покупка продуктов

- приготовление блюд

- культурная программа

- сервировка стола и украшение зала

- уборка (все участники мероприятия).

Далее осуществляется составление заданий и задач, относящихся к разным предметам, которые распределяются между всеми детьми.

Сюжетами для формирования финансовой грамотности с использованием проектной деятельности могут стать организация туристического похода, изготовление поделок для школьной ярмарки, озеленение школьного участка, выпуск газеты и др.

Другим эффективным способом формирования финансовой грамотности школьников в процессе изучения общеобразовательных предметов является применение контекстных задач. В качестве примера можно привести сюжет контекстной задачи, которую можно использовать на уроках математики: «Миша хочет обновить свой компьютер, для этого ему необходимо накопить определенную сумму денег. Некоторую сумму он может накопить, если будет еженедельно откладывать карманные деньги, которые ему дают родители. Кроме того, он может заработать деньги, подрабатывая в свободное от учебы время курьером. Оборудование для компьютера родители могут купить для Миши в кредит, с условием, что он будет компенсировать им все выплаты по кредиту. Известна сумма карманных денег, которые дают родители Мише, заработная плата курьера, различные кредитные предложения банков. Необходимо рассчитать оптимальный вариант накопления денег для обновления компьютера».

Процесс формирования финансовой грамотности должен сопровождаться различными мероприятиями, позволяющими вовлекать в него как можно больше участников, расширяя круг социальных партнеров школы.

Основы финансовой грамотности в начальной школе входят в курс математики. По мере освоения математических знаний и умений вводятся задачи и задания про деньги и их функционирование в жизни человека. Это может рассматриваться и как пропедевтика отдельного курса/предмета финансовая грамотность в основной и старшей школе, и как элемент математического обучения, когда с развитием представлений о возможностях математики развиваются финансовые навыки учеников. 

Педагоги в своей работе могут использовать методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 2 - 4 классов. Данное пособие разработано для преподавания курса с использованием материалов для учащихся С. Федина «Финансовая грамотность» для 2–3 классов или материалов для учащихся Г. Гловели «Финансовая грамотность» для 4 классов. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». УМК по математике для 1-4 классов под авторством Муравиной О.В. и Муравина Г.К. Содержательно, представленный комплекс включает в себя методические рекомендации для педагогических работников (учителей), учебное пособие, практикум и рабочие тетради, которые представлены в 4 частях и позволяют организовать самостоятельную работу учащихся на занятии и дома.

Стоит отметить, что в учебниках по математике для начальной школы есть большое количество задач экономической направленности. Поэтому педагоги могут активно использовать их при формировании финансовой грамотности.

Рассмотрим, каковы же должны быть предметные результаты обучения по финансовой грамотности у учащихся начальной школы.

В 1 классе ребенок должен:

понимать смысл денег, знать их функции (мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления);

различать монеты разного достоинства в пределах 20 р.;

уметь собирать из монет необходимую сумму;

разменивать крупную монету на мелкие.

Во 2 классе:

понимать смысл денег, знать их функции;

знать историю появления денег, их необходимость;

владеть понятиями цены товара, его количества, стоимости покупки;

различать монеты и купюры разного достоинства в переделах 100 р.;

переводить рубли в копейки и обратно;

решать задачи на стоимость товара;

знать цены основных товаров (хлеб, молоко, канцелярские принадлежности и др.).

уметь пользоваться карманными деньгами, рассчитывать стоимость покупки, оплачивать товары в магазинах в пределах 100 р.

В 3 классе:

понимать смысл денег, знать их функции;

знать историю появления денег, их необходимость;

различать монеты и купюры разного достоинства в переделах 1000 р.;

переводить рубли в копейки и обратно;

владеть понятиями цены товара, его количества, стоимости покупки;

решать задачи по формуле стоимости покупки;

знать цены основных повседневных товаров (школьных обедов, продуктов питания, одежды, обуви);

уметь пользоваться карманными деньгами рассчитывать стоимость покупки, оплачивать товары в магазинах в пределах 1000 р.

В 4 классе:

понимать смысл денег, знать их функции;

знать историю появления денег, их необходимость;

различать монеты и купюры разного достоинства в переделах 1000000 р.;

переводить рубли в копейки и обратно;

владеть понятиями цены товара, его количества, стоимости покупки;

решать задачи по формуле стоимости покупки;

знать цены основных повседневных товаров (школьных обедов, продуктов питания, одежды, обуви);

уметь пользоваться карманными деньгами рассчитывать стоимость покупки, оплачивать товары в магазинах, рассчитывать сдачу от покупки;

называть статьи доходов и расходов семейного бюджета и личного бюджета (школьные обеды, транспорт, секции);

называть способы зарабатывания денег родителями и детьми, способы экономии и накопления денег.

Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.



Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «Финансовая грамотность», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному их использованию.

Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Обращаясь к «Банковской энциклопедии», финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.

Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Функциональная грамотность человека, в том числе подрастающего, является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества. Поэтому задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших.

Учебно-методический комплекс «Введение в финансовую грамотность» может быть встроен в образовательные программы, «Начальная школа XXI века» (под редакцией Н.Ф. Виноградовой), «Школа 2100» (под редакцией А.А. Леонтьева) и др., а также «Школа России» (под редакцией А. А. Плешакова) по которой мы работаем.

В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Данный учебно-методический комплекс рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, русский язык и литературное чтение.

Так, включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Окружающий мир» возможно в следующие темы:  «Моя семья» (Что нужно семье),  «Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль), «Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники), «Опасные места» (Когда рискуешь деньгами), «Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки), «Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения),  «Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара), «Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах), «Человек и информация» (Где можно делать покупки), «Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой) и другие темы.

Иная логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет «Математика». Здесь в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий.

Сначала обучающиеся знакомятся с числами, цифрами, изучают состав чисел,  решают простые задачи. Затем знакомятся с единицами измерения стоимости – копейкой и рублём. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Далее вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, платежа и накопления. Обучающиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках.  Появляется понятия – цена товара, количество, стоимость покупки. Ребята решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи.Далее начинают пользоваться формулой стоимости покупки: Ц ∙ К = С. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета.
На уроках русского языка и литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, деньги в литературных произведениях, а также  ребусы, анаграммы, пословицы.

Воспитывать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность, классные часы, проектную деятельность, внеурочную деятельность:

«Развитие речи» (работа с текстом, тесты, загадки, упражнения «Закончи верные утверждения»).

«Учись учиться» (работа с различной информацией)

«Разговор о правильном питании» (Игра «Магазин»)

«Я – гражданин и патриот России» (Путешествие по России – умение пользоваться пластиковой картой и проездным билетом, основной закон России – Конституция, государственный бюджет и др.)

На современном этапе знание финансовой грамотности необходимо также при выполнении ВПР и  Комплексных метапредметных работ.

Формирование финансовой грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных ресурсов:

Электронные приложения к учебникам.

Интернет – ресурсы (Методические материалы по финансовой грамотности в начальной школе; онлайн-игра для обучающихся 2-4 классов на сайте Финзнайка.рф;  онлайн-сервис Монеткины.рф, обучающий основам ведения бюджета для 2-8 классов; интерактивный мультсериал «Богатый бобрёнок для детей от 6 лет и др.).

А также учебных пособий:

УМК «Финансовая грамотность».

Помимо уроков я веду курс внеурочной деятельности « Экономика.первые шаги» . Отбор содержания факультативного курса « Экономика. первые шаги» подчиняется следующим принципам:

1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.

3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений,

на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.

С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Формирование финансовой грамотности у младших школьников - это вопрос, который сейчас волнует современное общество. Актуальность данной темы обусловлена тем, что новые времена ставят перед нами новые задачи. В наше время финансы являются одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека. Данный аспект должен обладать знаниями и навыками управления своими средствами, способностью принимать обдуманные решения по использованию своих накоплений для финансовой безопасности и защиты личного капитала.

На сегодняшний день, начальная школа обучает детей читать, грамотно писать, учит считать. Но она недостаточно готовит детей к реальной жизни, к трудностям во многих сферах жизнедеятельности, которые появятся у детей на пути их взросления, а также становления личности. В особенности это коснётся в вопросах их финансового образования. Ведь современный мир невозможно представить без денег. И более того, сегодняшний школьник должен осознавать то, что он сам в первую очередь в ответе за своё финансовое благополучие.

С самого раннего детства наших детей окружают деньги. Они знакомятся с ролью денег в жизни человека из разговоров взрослых дома, по телевидению, на улице, и, конечно же, в школе. Дети начинают понимать - деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию своего маленького «капитала».

Поэтому для успешного усвоения материала по формированию навыков финансовой грамотности в средней школе, необходимо начинать готовить детей к выполнению экономических и финансовых заданий уже с начальной школы.

Процесс формирования финансовой грамотности у детей должен сопровождаться различными мероприятиями, которые позволили бы вовлечь в него как можно больше участников данного процесса.

Нынешние школьники практически выросли вместе с современной экономикой, и, живя в мире ценников, а не ценностей, даже и не подозревают о том, что существует и другая система человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами.

Поэтому, на современном этапе введения курса финансовой грамотности в школы, перед учителями возникает много вопросов о заинтересованности детей данным курсом. Один из таких вопросов: «А какие же формы деятельности можно применять на данном этапе формирования финансовой грамотности? Какие формы проведения мероприятий можно и нужно выбирать?»

Одной из наиболее удобных форм является внеурочная деятельность. На этих занятиях ребята наблюдают, исследуют, проводят опыты и эксперименты, работают над проектами, учатся видеть себя в той или иной роли. Учащиеся осознают, какое место они занимают в обществе, учатся решать проблемы, приобретают практические навыки для применения их в дальнейшей жизни.

Включение курса «Основы финансовой грамотности» как одного из направлений внеурочной деятельности позволяет придавать социально - экономическую значимость содержанию основной образовательной программы начального общего образования, что в свою очередь способствует приобретению школьниками навыков необходимых для социализации и адаптации в современном обществе.

Данный курс внеурочной деятельности значительно расширяет и дополняет знания детей об управлении собственным бюджетом и личными финансами. Выполнение творческих работ, практических заданий позволяет подросткам приобрести опыт принятия решений в области экономики, управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать различные экономические задачи.

Изучать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики, окружающего мира и литературного чтения. При решении задач, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, младшие школьники теоретически учатся решать финансовые проблемы. На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Большую возможность включать элементы финансовой грамотности дают уроки окружающего мира.

В начальной школе внеурочные занятия также должны включать в себя темы о различных профессиях, их особенностях, а также о денежных отношениях в современном мире. На этих занятиях учащиеся не только получат представления о деньгах, прибыли, расходах, доходах, бюджете, но и будут учиться применять свои знания и умения при освоении других дисциплин. Данная работа является одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Для успешной реализации вопросов экономического воспитания можно использовать разнообразные упражнения, дидактические игры и задания. Начинать изучение финансовой грамотности следует с формирования таких понятий, как потребности, экономика, экология, ресурсы.

Так, для формирования этих понятий можно предложить учащимся следующее задание, которое носит одноименное название «Ресурсы».

t1712156357aa.pngt1712156357ab.pngt1712156357ac.pngt1712156357ad.pngt1712156357ae.pngt1712156357af.jpg

t1712156357ag.pngt1712156357ah.png

- Какие ресурсы нужны, чтобы сделать стол и подушку?

Также для формирования понятия взаимосвязи экономии и экологии важным ресурсом является устное народное творчество. Чтобы проверить, как хорошо дети знают понятия « экономика» и «экология», следует предложить учащимся пословицы. Дети должны найти смысловой конец и установить связь с экономикой и экологией.

Труд человека кормит, а трудами.

Мал золотник, лучше большого безделья.

Готовь сани летом, без добра

Не сиди сложа руки, тем больше дров.

Назвался груздем, пригодиться напиться.

Маленькое дело, да дорог.

Семь раз отмерь, тоже поели кошки

Жизнь измеряется не годами, не будет скуки.

Чем дальше в лес, а лень портит.

Не плюй в колодец, а телегу зимой.

Наши лепёшки полезай в кузов.

Нет худа один отрежь.

Результативным средством формирования финансовой грамотности у детей ещё являются и ролевые игры, которые способствуют имитированию различных жизненных ситуаций и глубокому пониманию изучаемых социальных явлений и отношений. Подобные игры позволяют воплощать дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого ребёнка в работу, учитывая его интересы, склонности и способности. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему содержанию, назначению и способам организации их проведения.

При проведении занятий по основам финансовой грамотности следует применять следующие методы и приемы: задачи на развитие логического мышления, задачи с неполным условием, математические задачи с региональным содержанием, которые являются эффективным средством финансового образования детей в начальной школе. Данные задачи экономического характера могут применяться как в ходе урочной, так и внеурочной деятельности и максимально эффективны, когда детям предоставляется возможность самостоятельно составить задачи для одноклассников, проиллюстрировать их и представить в игровой форме.

Таким образом, делаем вывод, что работа, направленная на воспитание финансовой грамотности младших школьников, может быть проведена в самых различных формах. Все приведённые выше мероприятия способствуют формированию у учащихся общих, и в то же время достаточно целостных представлений о процессах, связанных с бизнесом, экономикой, ресурсами, а также их разумным потреблением.

Все методы и формы работы в данном направлении способствуют формированию успешной личности каждого ребёнка.




12


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.