Предварительный просмотр презентации
Формы и методы патриотического воспитания школьников Хохлова И.В., классный руководитель 5 класса. Берёзовская СОШ
Патриотическое воспитание- это целенаправленный процесс взаимодействия обучающихся, педагогов, родителей и общественности по формированию гражданственности и патриотизма школьников Компоненты патриотического воспитания: Отношение школьника к себе, как к полноправной личности Уважение к своей семье, как к носителю семейных традиций Формирование духовно-нравственных отношений Формирование любви к родному краю Формирование уважения к культурному наследию своего народа Формирование любви и уважения к Родине и готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины
Три этапа патриотического воспитания: накопление знаний, необходимых для формирования убеждений, переход знаний в убеждения, формирование на их основе мировоззрения, претворение знаний и убеждений в конкретное поведение. Три ступени формирования патриотизма: Первая ступень -воспитание любви к своему ближайшему окружению-патриот зарождается с формирования родственных чувств в своей семье: к маме и папе, бабушке и дедушке, дальним родственникам. Вторая ступень - воспитание любви к малой родине – селу, региону, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Третья ступень – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. Таким образом, процесс формирования патриотизма начинается с семьи, любовь к Родине – его финал.
Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности: методы формирования сознания личности: убеждение, внушение, беседы, метод примера; методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения: поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов; методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, взаимовыручка, создание ситуации успеха. Основные принципы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности школьников: принцип систематичности и последовательности; принцип сознательности, активности воспитанников; принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью; принцип опоры на положительное в человеке; принцип включения в деятельность.
Традиционные формы : классные часы, праздники, беседы за круглым столом, беседы-рассуждения, конкурсы, викторины, военно-спортивные игры, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую тему, выпуск стенных газет и т.д. Инновационные формы работы: поисковая работа, сбор материала о судьбе своих предков, родственников, знакомство с семейными реликвиями, участие в социальных проектах, конференциях, экскурсионная деятельность (в т. ч. виртуальные экскурсии), встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов и пр. Формы организации патриотического воспитания:
Воспитание Семейных ценностей Знакомясь с биографиями своих бабушек и дедушек, дети учатся понимать связь времен, преемственность поколений, ощущать свою причастность к историческим событиям. «Тот род велик, где старость почитается» Форма проведения-устный журнал Формирование гражданина, патриота начинается с чувства любви к родным людям «Загляни в альбом бабушки и дедушки» Изучение семейного архива Классные мероприятия к Дню пожилого человека. I ступень
Акция к Дню матери. Творческий проект «Подарок для мамы» ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Акция «Мои полезные каникулы» Цель акции - воспитание любви, уважения к членам своей семьи, желания помогать им, делать добро. ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
воспитание любви к малой родине Изучение истории, культуры, природы родного края через походы, экскурсии, посещение музеев. Проведение тематических классных часов. II ступень
ЧЕРЕЗ ТРУДОВОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВР Воспитание бережного, чуткого отношения к природе родного края, разумного использования ее богатств. Формирование любви к труду и уважения к людям труда, трудовых навыков и умений, желания жить и работать на родной земле. Экологические беседы, знакомство с профессиями, практическая деятельность (субботники, трудовые операции, работа по самообслуживанию, озеленение кабинета и территории школы, работа на пришкольном участке и т.д.) воспитание любви к малой родине
ЗДОРОВЫЙ ГРАЖДАНИН-ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ Формирование потребности в ЗОЖ через занятия физкультурой, участие в спортивных мероприятиях, организацию активного отдыха школьников и проведение классных часов по данной тематике Классный час – деловая игра «Здоровое поколение»
ЗДОРОВЫЙ ГРАЖДАНИН-ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ Занятия физкультурой, участие в спортивных мероприятиях, организация активного отдыха школьников
Воспитание любви к отечеству «День Конституции. Мои права и обязанности» Цель: Воспитание уважительного отношения к государственным символам России, Конституции- основному закону страны. Формирование гуманизма и гражданственности Тематический классный час (лекционный форум) Викторина. III ступень
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА Экскурс в историю «Единство во имя России». Демонстрация документального фильма. Беседа-рассуждение. Конкурс рисунков. Конкурс чтецов. ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА Воспитание патриотизма, гражданской идентичности, уважения к героическим и трагическим страницам истории.
«Мир, в котором мы живем» Конкурс рисунков Выражение через рисунок своего взгляда на мир, ценностей и приоритетов. ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА
Год науки и технологий в России Воспитание гордости за российскую науку, технологические достижения нашей страны. Развитие творческих способностей, прогнозирование технологического прогресса через анализ потребностей современника. Форма- беседа-рассуждение «Влияет ли развитие науки на жизнь каждого отдельного человека?». Создание мини-проекта «Изобретения будущего» ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА
Военно-патриотическое направление. Уроки мужества и памяти Воспитание чувства гордости за боевые подвиги нашего народа, осознание ответственности каждого гражданина за судьбу своей страны Форма- просмотр и обсуждение документальных фильмов Минута молчания в память о героях
Участие в общественных мероприятиях и социальных проектах Социальный проект – возможность выражения гражданской позиции, один из способов достижения целей и решения задач, значимых для общества.
Потамошнева Наталья Алексеевна