«Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы, половое размножение»
ПЛАН КОНСПЕКТ
ТЕМА: «ФОРМЫ РАЗМНОЖЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ. БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ И ЕГО ТИПЫ, ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ»
ЦЕЛЬ:
углубить знания об особенностях и способах размножения организмов в природе;
продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы;
сформировать новые понятия о строении половых клеток;
научить школьников определять формы размножения и объяснить роль бесполого и полового размножений в жизни организмов;
воспитать уважительное отношение к живой природе и своему здоровью.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Набор схем в конвертах (размножение, половое, бесполое, образование половых клеток, почкование, деление клетки, спорообразование, бинарное деление, вегетативное размножение, черенки, усы, клубки, корневища, луковицы, фрагментация, шизогония); таблицы из разных курсов, иллюстрирующие формы размножения; наглядный материал для проведения игры «Я знаю, что…»: черный ящик, а в нем клубень картофеля, плодовое тело гриба, дрожжи, баночка с сенной палочкой, луковица, папоротник, скелет морской звезды, цветковое растение (например: герань, бальзамин); тексты из дополнительной литературы, мультимедиа.
ХОД УРОКА
Организационный момент
На доске запись:
Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству.
Актуализация знаний по теме: «Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение»
Индивидуальная работа (по карточкам) Приложение № 1
Работа у доски (4 учащихся, каждому дается задание зарисовать одну из фаз митоза и рассказать о ней)
Экспресс – тест «Вопрос – ответ» за каждый правильный ответ дается жетон
( работа с остальными учащимися, пока другие готовятся к ответам):
Жизнь клетки от момента ее появления в процессе деления материнской клетки и до ее собственного деления, включая это деление, или гибели получила название ………….. (клеточного цикла)
Обязательным компонентом каждого клеточного цикла является …. (митотический цикл)
Подготовка клетки к делению получила название ….. (интерфазы)
Во время пресинтетического периода клетка ……. (растет, накапливая энергию и вещества для последующего удвоения ДНК)
Синтетический период длится …….. (6-10 часов)
После удвоения хромосом наступает период …….. (постсинтетический)
Удвоение молекулы ДНК называют ….. (репликацией или редупликацией)
Амитоз это ….. (прямое деление клеток)
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя:
Размножение – основное свойство всех организмов. В результате размножения увеличивается число особей определенного вида, осуществляется непрерывность и преемственность в передаче наследственной информации от родителей к потомству. Достигнув определенных размеров и развития, организм воспроизводит свое потомство – новые организмы того же вида и расселяет их в окружающем пространстве.
Разнообразие организмов, исторически сложившееся на Земле, обусловило чрезвычайно большое разнообразие способов размножения. Однако все они являются лишь вариантами двух основных типов размножения – бесполого и полового.
(Сема проектируется на экран). Приложение № 2
Половое размножение. Главной особенностью полового размножения является оплодотворение, т.е. слияние женской и мужской половых клеток и образование одной общей клетки – зиготы (греч. zygotos – "соединенный вместе"). Зигота дает начало новому организму, в котором объединены наследственные свойства двух родительских организмов.
Половые клетки – гаметы (греч. gametes – "супруг") – образуются у родительских организмов в специальных органах. У животных и человека их называют половыми органами, у растений – генеративными органами (греч. genero – "произвожу", "рождаю"). В половых органах у животных и в генеративных органах у растений развиваются мужские и женские гаметы. Мужские гаметы – обычно мелкие клетки, содержащие только ядерное (наследственное) вещество. Одни из них – неподвижные (спермии), другие – подвижные (сперматозоиды). Приложение № 3
|
Спермии развиваются у всех покрытосеменных и голосеменных растений, а сперматозоиды – у водорослей, мхов, папоротниковидных и у большинства животных организмов, в том числе у человека.
Женские гаметы (яйцеклетки) – достаточно крупные клетки, иногда в тысячу раз крупнее сперматозоидов. В яйцеклетках помимо ядерного вещества содержится большой запас ценных органических веществ, необходимых после оплодотворения для развития зародыша.
Оплодотворение у многих примитивных организмов (нитчатые зеленые водоросли, например спирогира, некоторые виды бактерий, инфузории, плесневые грибы и др.) осуществляется слиянием двух морфологически одинаковых клеток, в результате чего образуется одна клетка – зигота. Такой половой процесс получил название конъюгация (лат. conjugatio – "соединение"). Сливающиеся клетки называют также гаметами. Их конъюгация (слияние) дает зиготу.
У инфузории туфельки хвостатой конъюгируют две одинаковые свободноплавающие особи. Причем они не сливают вместе содержимое клеток, а обмениваются между собой ядерным веществом.
(Вывод проектируется на экран):
Таким образом, половое размножение характеризуется развитием половых клеток, оплодотворением и образованием зиготы, объединяющей наследственное вещество двух разных родительских особей. В итоге каждая дочерняя особь, развивающаяся из зиготы, содержит в себе новые свойства – от двух разных организмов одного и того же вида.
При половом размножении всегда возникает организм с уникальными, до того еще не встречавшимися в природе свойствами, хотя и очень похожий на своих родителей. Такие организмы с новыми наследственными свойствами, полученными от обоих родителей, нередко оказываются более приспособленными к жизни в изменяющихся условиях окружающей среды.
При половом размножении происходит постоянное обновление наследственных свойств у дочерних поколений организмов. В этом – величайшая биологическая роль полового размножения в эволюции живого.
Организуется работа в группах по 5 человек
Задания для работы в группах
Используя тексты № 1-5, подготовьте сообщения о формах бесполого размножения. (Приложение № 5,6,7,8,9)
Обменяйтесь информацией между членами своей группы.
Постройте схему «Формы размножения живых организмов в природе» (используйте для этого готовые блоки, которые находятся в конверте) и перепишите ее в тетрадь. (Приложение № 4)
Дайте характеристику бесполого размножения.
Дайте ответ на вопрос: В чем недостаток и преимущества бесполого способа размножения?
Отчетная запись учащихся после работы в группе
Схема «Формы размножения живых организмов в природе»
Приложение № 10
Самостоятельная работа с учебником.
Прочитайте п. 32 пункт «Способы полового размножения» и устно ответьте на следующие вопросы:
- Почему сохранились гермафродитные виды до сих пор?
(Преимущество обоеполости в возможности самооплодотворения)
- Какой тип полового размножения называется изогамией?
(При котором формируется один вид гамет)
- Какой тип полового размножения называется гетерогамией?
(При котором формируется два типа гамет)
Закрепление изученного материала
Проводится игра «Я знаю что…»
Приложение № 11
Проводится игра «Горячий стул»
Приложение № 12
Показ мультимедийной презентации, с пояснением каждого слайда учащимися.
Задание на дом:
Выучить п.31,32, подготовиться к биологическому диктанту, опросу по тестам;
индивидуально: подготовить сообщение «О применении практических знаний о вегетативном размножении растений у себя дома»
Приложение № 1
Карточка № 1 . Подпишите фазы митоза (1-4)
|
Ответы к карточке № 1: 1-профаза, 2-метафаза, 3 анафаза, 4 телофаза
Карточка № 2 . Ответьте письменно на вопросы. Что такое митоз? Какие два важных процесса включает в себя митоз? |
Ответы к карточке № 2: Митоз – это процесс непрямого деления соматических клеток эукариот, в результате которого наследственный материал сначала удваивается, а затем равномерно распределяется между дочерними клетками. Митоз включает в себя два процесса: кариокинез (деление ядра) и цитокинез (деление цитоплазмы)
Карточка № 3. Ответьте письменно на вопросы. Перечислите фазы митоза. Объясните биологическое значение митоза. |
Ответы к карточке № 3: Митоз подразделяют на четыре последовательные фазы: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Биологическое значение митоза заключается в воспроизводстве клеток с количественно и качественно одинаковой генетической информацией. Митоз необходим для нормального развития и роста многоклеточного организма. Он же лежит в основе процессов заживления повреждений и бесполого размножения.
Карточка № 4. Ответьте письменно на вопросы. Перечислите периоды интерфазы. Что называют апоптозом? |
Ответы к карточке № 4: Интерфаза состоит из трех периодов: пресинтетический период, синтетический период, постсинтетический период. Апоптоз это «запрограммированная» клеточная смерть.
Приложение № 3 к уроку «Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы, половое размножение»
Половое размножение | |
Образуются половые клетки – гаметы | |
Женские гаметы | Мужские гаметы |
Яйцеклетки | Сперматозоиды (подвижные гаметы) или спермии (неподвижные гаметы) |
Оплодотворение – слияние мужской и женской гаметы | |
Образуется зигота | |
Формируется зародыш |
Приложение № 5 к уроку «Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы, половое размножение»
Текст № 1
«Бинарное и множественное деление»
Деление – наиболее простая форма бесполого размножения, широко распространенного у бактерий и простейших организмов (одноклеточных животных и растений). У этих организмов бесполое размножение заключается в делении их тела путем митоза. Часто материнская особь делится на две дочерние особи равной величины. Органоиды примерно равномерно распределяются между дочерними особями, а недостающие образуются у дочерних особей заново.
Такое деление характерно для простейших организмов, как амеба, эвглена, некоторые инфузории, хламидомонада.
Интересно происходит деление у бактерий. Кольцевая молекула ДНК закрепляется на клеточной мембране и удваивается. В клетке начинает образовываться поперечная перегородка со стороны прикрепления молекул ДНК. Затем поперечная перегородка раздваивается, перемещая закрепленные ДНК в разные части клетки. Рибосомы равномерно распределяются между двумя дочерними клетками, образуется перетяжка, которая разделяет клетку на две дочерние
<>
При подходящих условиях такое размножение приводит к быстрому росту их популяций.
Множественное деление (шизогония), при котором вслед за рядом повторных делений клеточного ядра происходит деление самой клетки на множество дочерних одноядерных клеток, наблюдается у споровиков – группы простейших, к которой относится, в частности, возбудитель малярии – плазмодий малярийный. Переносчиком малярийного плазмодия является комар. При укусе комара плазмодии попадают в кровь человека и затем в эритроциты. Внутри эритроцита плазмодии разрастаются, его ядро несколько раз делится митозом, вокруг каждого дочернего ядра обособляется участок цитоплазмы и в результате одновременно образуются 12-24 клеток. Эритроциты разрушаются, а освободившиеся клетки выходят в плазму крови, проникают в новые эритроциты, и весь процесс повторяется заново. Такая высокая плодовитость компенсирует большие потери из-за трудностей успешной передачи паразита от одного хозяина другому, а именно от человека – организму-переносчику, то есть малярийному комару, и в обратном направлении.
Приложение № 6 к уроку «Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы, половое размножение»
Текст № 2
«Спорообразование»
Спора – это одноклеточная гаплоидная репродуктивная единица обычно микроскопических размеров, состоящая из небольшого количества цитоплазмы и ядра. Споры могут быть различными по своему типу и функциям и часто образуются в специальных структурах – спорангиях. Нередко споры образуются в больших количествах и имеют ничтожный вес, что облегчает их распространение ветром, а также животными. Вследствие малых размеров спора обычно содержит лишь минимальные запасы питательных веществ; из-за того что многие споры не попадают в подходящее место для прорастания, потери спор очень велики. Главное достоинство таких спор – возможность быстрого размножения и расселения видов, особенно грибов.
Спорообразование широко распространено у споровых растений (водоросли, мхи, плауны, папоротники) и грибов. Споры же бактерий служат, строго говоря, не для размножения, а для того, чтобы выжить при неблагоприятных условиях, поскольку каждая бактерия образует только одну спору. Бактериальные споры относятся к числу наиболее устойчивых: так, например, они нередко выдерживают обработку сильными дезинфицирующими веществами и кипячение в воде.
Приложение № 7 к уроку «Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы, половое размножение»
Текст № 3
«Размножение фрагментами (фрагментация)»
Фрагментация – разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых растет и образует новую особь. Фрагментация происходит, например, у клетчатых водорослей, таких как спирогира. Нить спирогиры может разорваться.
Фрагментация наблюдается также у некоторых низших беспозвоночных животных, которые в отличие от боле высоко организованных форм сохраняют значительную способность к регенерации из относительно слабо специализированных клеток. Например тело немертин (группа примитивных червей, главным образом морских) особенно легко разрывается на много частей, каждая из которых может дать в результате регенерации новую особь.
При неблагоприятных условиях плоский червь планария также распадается на отдельные части, каждая из которых при наступлении благоприятных условий может дать новый организм.
В этом случае регенерация – процесс нормальный и регулируемый; однако у некоторых животных (например, морских звезд) восстановление из отдельных частей происходит только после случайной фрагментации.
Морская звезда способна к регенерации из любого фрагмента, который содержит щупальце и кусочек тела. Ловцы устриц с неприязнью относятся к морским звездам за то, что они истребляют устриц. Поэтому издавна попавшихся в сеть морских звезд рыбаки разрушали на куски и выбрасывали за борт. Узнав, что это приводит только к увеличению численности морских звезд, рыбаки стали бросать их в кипяток.
|
Приложение № 9 к уроку «Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы, половое размножение»
Текст № 5
«Вегетативное размножение»
Вегетативное размножение цветковых растений | |
Размножение надземными частями растения | Размножение подземными частями растения |
Корневыми отпрысками | |
Клубнями | |
Вегетативное размножение – одна из форм бесполого размножения, при которой от растения отделяется относительно большая, обычно специализированная (дифференцированная) часть (орган, часть органа) и развивается в самостоятельное растение. По существу вегетативное размножение сходно с почкованием. Нередко растения образуют структуры, специально предназначенные для этой цели: луковицы, клубнелуковицы, корневища, клубни. А также распространено размножение корнями (корневыми отпрысками), листовыми и побеговыми черенками (листьями и частями побегов), надземными столонами (усами), отводками.
Способы вегетативного размножения и примеры растений, размножающихся тем или иным способом представлены в таблице.
Способы вегетативного размножения растений в природе
Способ вегетативного размножения | Примеры растений |
Видоизмененными подземными побегами: | |
А) корневищами | Пырей ползучий, мята, ирис |
Б) луковицами | Лук, нарцисс, тюльпан |
В) клубнелуковицами | Гладиолус |
Г) клубнями | |
Стеблевыми (побеговыми) | Картофель, топинамбур |
Корневыми | Георгин |
Видоизменненными надземными побегами – усами | Земляника |
Черенками: | |
А) стеблевыми | Тополь, ива |
Б) корневыми | Одуванчик |
В) листовыми | Бегонии, сердечник луговой |
Отводками | Смородина |
Корневыми отпрысками | Малина, терн |
При вегетативном размножении растение сохраняет определенную комбинацию генов, что делает его хорошо приспособленным к окружающим условиям и дает возможность заселять обширные пространства Земли/
|
Происходит без образования гамет
В основе размножения лежит митоз
В размножении участвует лишь один организм
Дочерние организмы абсолютно идентичны материнскому организму (являются его копией)
Приводит к быстрому увеличению численности особей данного вида при благоприятных условиях
Ответ на вопрос № 5
Преимущества: происходит просто, не нужно тратить время и энергию для поиска партнера; численность организмов увеличивается относительно быстро; в неизменных условиях среды создаются безграничные возможности повышения численности организмов со сходной наследственностью – организмов, хорошо приспособленных к жизни в этих конкретных условиях.
Недостаток: не обеспечивает выживания в изменчивой, непостоянной среде (новые признаки, которые могут оказаться полезными при изменении условий среды, при бесполом размножении появляются только в результате относительно редких ситуаций).
Приложение № 11 к уроку «Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы, половое размножение»
Игра «Я знаю что…»
Оборудование для игры: черный ящик, а в нем клубень картофеля, плодовое тело гриба, дрожжи, баночка с сенной палочкой, луковица, папоротник, скелет морской звезды, цветковое растение (например герань, бальзамин)
Используя полученные знания на уроке, объясните, каким способом размножаются организмы, находящиеся в черном ящике.
ХОД ИГРЫ
Из ящика учащиеся по одному достают: клубень картофеля, плодовое тело гриба, дрожжи, баночка с сенной палочкой, луковица, папоротник, скелет морской звезды, цветковое растение (например герань, бальзамин).
В каждом отдельном случае начинают объяснение со слов «Я знаю, что ….». (например: «Я знаю, что в плодовом теле гриба образуются многочисленные споры, при помощи которых он размножается. Такой способ размножения, называется, спорообразованием».
Приложение № 12 к уроку «Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы, половое размножение»
игра «Горячий стул»
Работа с терминами.
Оборудование: термины, которые крепятся на магнитной доске или проектируются на экран: митоз, апоптоз, клеточный цикл, репликация, амитоз, кариокинез, цитокинез, размножение, споры, фрагментация, почкование, гермафродиты, коньюгация, яйцеклетки, сперматозоиды, спермии, изогамия, гетерогамия, семенники, яичники.
ХОД ИГРЫ
Ученик сидит спиной к доске, учитель подчеркивает термины вразброс по одному, учащиеся в классе дают им определения, не называя их; по этим определениям сидящему ученику необходимо узнать, о каком термине идет речь.