Методическая разработка «Формирование читательской грамотности в начальной школе»
Формирование читательской грамотности в начальной школе
«Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное»
К. Д. Ушинский
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность. Читательская грамотность — это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач.
Для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения. На основе классификации PISA выделяют четыре группы читательских умений: нахождение и извлечение информации из текста; интеграция и интерпретация текста; осмысление и оценка текста с учетом собственного опыта и убеждений; использование информации из текста для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач. Данные группы умений необходимо формировать, начиная с младшего школьного возраста.
В своей педагогической практике я использую следующие приёмы формирования читательской грамотности. Данные приёмы обучают продуктивной работе учащихся с информацией.
Начнём мы с приёма «Ассоциативный куст».
-Посмотрите на картинку (картинка чижа). Обсудите и запишите ассоциации, которые у вас возникают, гладя на изображение.
-Давайте послушаем, какие ассоциации возникли у каждой группы. (выступление групп). - Молодцы!
-Как вы считаете, какая будет тема текста? Конечно, мы сегодня будем читать про чижа.
Приём «Дерево мудрости». Быстро и внимательно прочитайте текст про чижа из энциклопедии для детей. Напишите записку, в которой задайте вопрос по тексту и прикрепите её к нарисованному дереву на доске. Теперь каждый по очереди срывает записку и отвечает на вопрос вслух. Но прежде, чем срывать записку, ещё раз прочитайте текст.
Было ли трудно задавать вопросы и отвечать на вопросы, поставленные вашими коллегами?
Для формирования группы умения «Нахождение и извлечение информации из текста» я использую приём «Конкурс шпаргалок».
«Конкурс шпаргалок». Напишите «шпаргалку» по тексту «Чиж» из энциклопедии. В шпаргалке не должно быть текста, а информация должна быть представлена отдельными словами, условными знаками, схематического рисунками, стрелками (не более 10 условных обозначений). Кто может показать шпаргалку и рассказать про зашифрованный материал? Прикрепим шпаргалки на доску, выберем лучшую.
Как вы считаете, где можно применить данный приём?
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
«Тонкие вопросы» - вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. Кто? Что? Когда? Согласны ли вы? Может ли?
«Толстые вопросы» - требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Объясните почему? Что, если…? Почему вы считаете? В чём различие? Предположите, что будет, если?
Прочитайте текст из атласа-определителя «От земли до неба» и рассмотрите схему «Строение птиц». Поработайте в парах. Задайте друг другу по одному «толстому» и одному «тонкому» вопросу.
Приём «Шесть шляп мышления» направлен на формирование трёх групп умений: находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать, оценивать содержание текста.
Разделитесь на 6 групп. Прочитайте рассказ «Птичка» Л. Н. Толстого. Выполните задания, опираясь на цвет шляпы. (Каждой группе даётся шляпа своего цвета и задание).
«Белая шляпа» (факты): что произошло? - сообщите факты.
«Жёлтая шляпа» (позитивное): что положительного взяли вы для себя, читая произведение?
«Чёрная шляпа» (противоположное, негативное): какие трагические события произошли в рассказе?
«Красная шляпа» (эмоции): какие у вас возникли чувства при прочтении рассказа?
«Зелёная шляпа» (творческая): что бы вы сделали на месте мальчика?
«Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): чему научило вас это произведение?
Как вы считаете, где можно использовать данный приём? Какие были трудности?
Приём «Письмо по кругу».
Вы прочитали три текста, в каждом из которых говорилось о чиже. Разделитесь на группы по 8 человек. Используя знания, полученные из трёх текстов, запишите по одному предложению по данной теме. Затем листы нужно передать по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи, пока лист не вернется к первому автору. Придумайте заголовок к тексту. Теперь прочитайте вслух записи. Дополните, если не прозвучало то, что вы считайте важным.
Какие были трудности?
Рефлексия
Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.
СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации
БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю
Таблица верные и неверные утверждения до по чтения текста
Приложение 1
«Чиж» текст из энциклопедии для детей
Длина тела чижа примерно 12 см. Оперение жёлтое; у самца на голове чёрная шапочка, на горле маленькое черное пятнышко; желтые зеркальца на крыле и каемка в передней части хвоста; на спине и боках темные полосы; самка менее яркая.
Своё название чиж получил за характерный «чижиный» писк, которым беспрерывно перекликаются отдельные птицы в стаях. Песня чижа довольно разнообразна и состоит как из собственных его коротких «слов и ударов», так и из подражания пению других птиц, преимущественно синиц.
Гнзда строит на концах лап хвойных деревьев. Постройку гнезда осуществляет самка, но материал поставляет исключительно самец. Весну и лето чижи проводят непременно в хвойном лесу, там же у них появляются птенцы. Выкармливают их самец и самка насекомыми и размягченными в зобу семенами растений. Под конец лета откочуют чижи в лиственный лес - березняки, ольшаники, сюда их привлекают семена березы и ольхи. Излюбленной пищей чижей являются семена ольхи, которые они достают из шишек, подвешиваясь к ним на цепких лапках, порою даже вниз головой. Зимой чиж питается в основном семенами березы, а летом не только семенами, но и насекомыми. Пройдут холода да лютые морозы, заглянет к нам в окна солнышко, прилетят вновь эти скромные мирные птички, заявят о себе ранней весной.
Приложение 2. Фрагмент текста про
чижа из атласа-определителя
«От земли до неба» А. А. Плешакова
Чиж – бойкая, непоседливая птичка. Окраска чижа зелёно-жёлтая с чёрным. Размером птица меньше воробья. Чижей городской житель скорее всего увидит на берёзе. Налетев стайкой и повисая на веточках, чижи ловко добывают из берёзовых серёжек семена.
Голова
Шея
Клюв
Туловище
Крылья
Ноги
Хвост
Приложение 3
Лев Николаевич Толстой «Птичка»
Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.
Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.
Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:
– Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?
– Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить!
Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку.
Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.
– Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.
Мать сказала:
– Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.
– Нет, я его кормить и поить буду. Посадил Серёжа чижа в клетку, и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воды. Мать ему и говорит:
– Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.
– Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.
Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик, испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.
Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:
– Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!
Не успела она сказать, чижик нашёл дверцу, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку, да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.
Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать:
– Мама! Что мне теперь делать?
– Теперь ничего не сделаешь.
Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.
Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.
С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.