Методическая разработка «Формирование читательской грамотности в начальной школе»

5
0
Материал опубликован 5 August 2023

Формирование читательской грамотности в начальной школе

«Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное»

К. Д. Ушинский

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность. Читательская грамотностьэто умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач.

Для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения. На основе классификации PISA выделяют четыре группы читательских умений: нахождение и извлечение информации из текста; интеграция и интерпретация текста; осмысление и оценка текста с учетом собственного опыта и убеждений; использование информации из текста для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач. Данные группы умений необходимо формировать, начиная с младшего школьного возраста.

В своей педагогической практике я использую следующие приёмы формирования читательской грамотности. Данные приёмы обучают продуктивной работе учащихся с информацией.

Начнём мы с приёма «Ассоциативный куст».

-Посмотрите на картинку (картинка чижа). Обсудите и запишите ассоциации, которые у вас возникают, гладя на изображение.

-Давайте послушаем, какие ассоциации возникли у каждой группы. (выступление групп). - Молодцы!

-Как вы считаете, какая будет тема текста? Конечно, мы сегодня будем читать про чижа.

Приём «Дерево мудрости». Быстро и внимательно прочитайте текст про чижа из энциклопедии для детей. Напишите записку, в которой задайте вопрос по тексту и прикрепите её к нарисованному дереву на доске. Теперь каждый по очереди срывает записку и отвечает на вопрос вслух. Но прежде, чем срывать записку, ещё раз прочитайте текст.

Было ли трудно задавать вопросы и отвечать на вопросы, поставленные вашими коллегами?

Для формирования группы умения «Нахождение и извлечение информации из текста» я использую приём «Конкурс шпаргалок».

«Конкурс шпаргалок». Напишите «шпаргалку» по тексту «Чиж» из энциклопедии. В шпаргалке не должно быть текста, а информация должна быть представлена отдельными словами, условными знаками, схематического рисунками, стрелками (не более 10 условных обозначений). Кто может показать шпаргалку и рассказать про зашифрованный материал? Прикрепим шпаргалки на доску, выберем лучшую.

Как вы считаете, где можно применить данный приём?

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

«Тонкие вопросы» - вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. Кто? Что? Когда? Согласны ли вы? Может ли?

«Толстые вопросы» - требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Объясните почему? Что, если…? Почему вы считаете? В чём различие? Предположите, что будет, если?

Прочитайте текст из атласа-определителя «От земли до неба» и рассмотрите схему «Строение птиц». Поработайте в парах. Задайте друг другу по одному «толстому» и одному «тонкому» вопросу.

Приём «Шесть шляп мышления» направлен на формирование трёх групп умений: находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать, оценивать содержание текста.


t1691225188aa.gif


Разделитесь на 6 групп. Прочитайте рассказ «Птичка» Л. Н. Толстого. Выполните задания, опираясь на цвет шляпы. (Каждой группе даётся шляпа своего цвета и задание).

«Белая шляпа» (факты): что произошло? - сообщите факты.

«Жёлтая шляпа» (позитивное): что положительного взяли вы для себя, читая произведение?

«Чёрная шляпа» (противоположное, негативное): какие трагические события произошли в рассказе?

«Красная шляпа» (эмоции): какие у вас возникли чувства при прочтении рассказа?

«Зелёная шляпа» (творческая): что бы вы сделали на месте мальчика?

«Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): чему научило вас это произведение?

Как вы считаете, где можно использовать данный приём? Какие были трудности?

Приём «Письмо по кругу».

Вы прочитали три текста, в каждом из которых говорилось о чиже. Разделитесь на группы по 8 человек. Используя знания, полученные из трёх текстов, запишите по одному предложению по данной теме. Затем листы нужно передать по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи, пока лист не вернется к первому автору. Придумайте заголовок к тексту. Теперь прочитайте вслух записи. Дополните, если не прозвучало то, что вы считайте важным.

Какие были трудности?

Рефлексия

Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации

БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю

Таблица верные и неверные утверждения до по чтения текста






























Приложение 1

«Чиж» текст из энциклопедии для детей


Длина тела чижа примерно 12 см. Оперение жёлтое; у самца на голове чёрная шапочка, на горле маленькое черное пятнышко; желтые зеркальца на крыле и каемка в передней части хвоста; на спине и боках темные полосы; самка менее яркая.

Своё название чиж получил за характерный «чижиный» писк, которым беспрерывно перекликаются отдельные птицы в стаях. Песня чижа довольно разнообразна и состоит как из собственных его коротких «слов и ударов», так и из подражания пению других птиц, преимущественно синиц.
Гнзда строит на концах лап хвойных деревьев. Постройку гнезда осуществляет самка, но материал поставляет исключительно самец. Весну и лето чижи проводят непременно в хвойном лесу, там же у них появляются птенцы. Выкармливают их самец и самка насекомыми и размягченными в зобу семенами растений. Под конец лета откочуют чижи в лиственный лес - березняки, ольшаники, сюда их привлекают семена березы и ольхи. Излюбленной пищей чижей являются семена ольхи, которые они достают из шишек, подвешиваясь к ним на цепких лапках, порою даже вниз головой. Зимой чиж питается в основном семенами березы, а летом не только семенами, но и насекомыми. Пройдут холода да лютые морозы, заглянет к нам в окна солнышко, прилетят вновь эти скромные мирные птички, заявят о себе ранней весной.





























Приложение 2. Фрагмент текста про

чижа из атласа-определителя

«От земли до неба» А. А. Плешакова

Чиж – бойкая, непоседливая птичка. Окраска чижа зелёно-жёлтая с чёрным. Размером птица меньше воробья. Чижей городской житель скорее всего увидит на берёзе. Налетев стайкой и повисая на веточках, чижи ловко добывают из берёзовых серёжек семена.

Голова


Шея


t1691225188ab.gif

t1691225188ac.gif

Клюв

t1691225188ab.gift1691225188ab.gif

Туловище

t1691225188ab.gif

Крылья

t1691225188ab.gif

Ноги

Хвост

t1691225188ab.gif



























Приложение 3

Лев Николаевич Толстой «Птичка»

Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.

Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.

Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:
– Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?

Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить!

Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку.

Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.

Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.

Мать сказала:
– Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.

Нет, я его кормить и поить буду. Посадил Серёжа чижа в клетку, и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воды. Мать ему и говорит:
– Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.

Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.

Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик, испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.

Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:
– Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!

Не успела она сказать, чижик нашёл дверцу, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку, да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать:
– Мама! Что мне теперь делать?

Теперь ничего не сделаешь.

Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.

Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.

С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.




































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации