Формирование естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ – РАЗДОЛЬНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 19
630550 Новосибирская область, Новосибирский район, с Раздольное, ул. Ленина, 2 тел/факс 2-941-536, тел 29-41-537;
E-mail: school19@edunor.ru ГРКЦ ГУ банка России по Новосибирской области г. Новосибирска ИНН 5433125746
КПП 543301001 ОКПО 23651556 ОКАТО 50240838001 ОГРН 1025404355767 БИК 045004001
«Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности в контексте ФГОС и ФОП ДО»
Бондарева А.Н.
2023 г
Тема: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности»
Цель: Представить опыт детского сада по формированию естественнонаучной грамотности в контексте ФГОС и ФОП ДО.
Актуальным взглядом политики образования становится необходимость организации педагогической деятельности, введение новых подходов к педагогической практике дошкольного образования, которая тесно связана с повседневной жизнью дошкольников и с формированием основ функциональной грамотности. Начинать формировать функциональную грамотность следует с дошкольного возраста, т.к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов способствующих активному участию ребёнка во всех видах его деятельности; потребностью активной личности дошкольника для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.
Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.
С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
Поэтому перед современными педагогами стоит особая, достаточно новая задача – это формирование у детей основ естественнонаучной грамотности как элемента функциональной грамотности.
На протяжении всего дошкольного периода педагоги должны создавать благоприятные условия для развития у детей любознательности, познавательной активности. Интереса к поисковой деятельности, эвристического мышления.
Становление естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ возможно при решении следующих задач:
Формирование у детей элементов экологического сознания.
Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе.
Воспитание гуманного отношения к природе.
В нашем детском саду для формирования естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности воспитатели используют следующие методы, формы и средства работы с воспитанниками.
Наблюдения.
Экспериментирование.
Экскурсии.
Беседы.
Экологические проекты.
Участие совместно с родителями в различных экологических акциях.
Участие в конкурсах.
Участие в субботниках.
Проводятся выставки из природного материала.
Совместно с родителями, воспитатели и дети активно участвуют в различных экологических акциях: «Стань супергероем накорми животных» (сбор овощей для зоопарка), «Помоги пушистым друзьям»(сбор корма для животных живущих в приюте).
За участие в акциях мы получили благодарственное письмо от Новосибирского зоопарка имени Р. А. Шило.
Также на протяжении трех лет наш детский сад совместно с родителями активно участвует в акциях «За раздельный сбор мусора»
Родители совместно с детьми приносят в детский сад макулатуру, батарейки и крышечки. За все это время было собрано и сдано более 850 кг макулатуры, более 94 кг крышечек и более 37 кг батареек.
Все участники акций получили грамоты.
Дети очень любят праздники, но праздник Осени особенно, потому что разнообразие материала для конструирования из природного материала особенно богато, совместно с родителями ребята изготавливают поделки и участвуют в выставках проявляя творческую активность и оригинальность изготавливая совместно с детьми свои поделки.
С целью ознакомления дошкольников с живой и неживой природой и ее явлениями, проводятся тематические экскурсии в лес, так воспитателями так и родителями, дети охотно рассказывают о своих прогулках с родителями, о том что видели, и как помогали лесу освободиться от мусора.
Важным показателем экологической грамотности дошкольников является их участие в трудовой деятельности имеющей экологически ориентированный характер, в нашем детском саду мы активно включаем детей в сезонную трудовую деятельность на участках, организовываем субботники, где дети весело и с пользой проводят совместно с воспитателями время.
Совместная деятельность, красочное оформление места проведения праздников, звучание музыки, влияют на развитие вкуса, воображения дошкольников. Все это стимулирует их творчество. Вследствие такой разносторонней деятельности решаются многие задачи экологического воспитания.
В младшем дошкольном возрасте идет познание мира в целом. В среднем и старшем дошкольном возрасте начинается исследовательская деятельность. В подготовительном возрасте уже более углубленная исследовательская деятельность где выводы делает сам ребенок.
Для формирования естественнонаучных представлений необходимо учитывать несколько условий:
Первым условием является смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.
Второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для воспитанников.
Третье условие - обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.
Организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка.
Для формирования элементарных естественнонаучных представлений это может быть мини-лаборатория или уголок экспериментирования, исследовательский центр в группе, в хорошо освещенном месте.
В соответствии с требованиями ФГОС и ФОП ДО была обновлена предметно пространственная среда в детском саду, обновлены уголки экспериментирования, закуплены микроскопы увеличительные стекла для детального рассматривания элементов живой и неживой природы, реализуются краткосрочные и долгосрочные экологические проекты!
Все любят праздники, но особенно их обожают дети. Детские праздники – важная часть жизни ребенка, так как впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Праздники в детском саду – важная составляющая часть воспитательно – образовательного процесса проводимого в детском саду. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника. Позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу , подводят определенный итог педагогической работы. Поэтому подготовку к праздникам и из проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как одного единого педагогического процесса. Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов, памяти , внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка. Для закрепления знаний полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию.
Вся работа детского сада открыто транслируется на страничке Вконтакте:
https://vk.com/wall-200960427_1037
А также в родительских чатах в WhatsApp и на официальном сайте МБОУ – Раздольненской школы №19 сп, дс, «Рябинка»
https://s-19-razd.edusite.ru/
В этом году запланировано вступление во всероссийские природоохранные социально-образовательные проекты «Эколята-дошколята», «Эколята», «Молодые защитники Природы».
Планируется совместное с родителями и детьми изготовление метеоплощадки на территории детского сада, для наблюдения за погодой и облаками.
Планируется продолжать озеленение территории детского сада, высаживать кусты и деревья.
Продолжать совместное участие в различных экологических акциях.