12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Банникова Ольга6
4

Формирование функциональной грамотности на уроке литературного чтения по рассказу Николая Носова «Телефон»

Формирование функциональной грамотности на уроке литературного чтения по рассказу Николая Носова «Телефон»


Назначение КИМ – оценить качество подготовки литературному чтению обучающихся 3 класса с целью выявления уровня освоения учебного материала; определить уровень сформированности навыков осознанного чтения, уровень понимания содержания и особенностей художественного текста. Результаты мониторинга используются для определения коррекционных мероприятий по предмету.


Документы, определяющие содержание КИМ

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования России № 1089 «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г);

Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Н.Ф. Виноградова и др. – М.: Дрофа, 2001;

Программа «Литературное чтение» авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. входит в программу учебных курсов комплекта «Школа России». Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Ч. 1. [М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 158 с.


3. Структура тестовой работы.

Работа по литературному чтению представляет собой текст, который состоит из художественного текста для чтения и 12 заданий к нему.

7 заданий к тексту – задания с выбором единственного правильного ответа из 2-4 предложенных, 3 задания с кратким ответом, 2 задания с развернутым ответом , требующее аргументации в письменной форме личного мнения с привлечением прочитанного текста.

Все вопросы и задания разделены на 2 уровня сложности: уровень А – базовый, уровень Б – средней сложности.


4. Распределение заданий по содержанию и видам деятельности

При разработке содержания тестовой работы учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, поверки овладения умениями по предмету «литературное чтение».


5. Система оценивания, выполнения отдельных заданий и работы в целом.

За верное выполнение каждого из заданий №1-7 ученик получает 1 балл. Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший все задания, - 7 баллов. Число выставленных баллов определяется с учетом полноты и правильности выполнения задания, а также его формы.

За выполнение заданий с выбором ответа ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, то ставится 0 баллов.

За выполнение заданий с кратким ответом может быть выставлено 0 или 1 балл.

За выполнение заданий с развернутым ответом может быть выставлено 0 или 1 балл. Оценка выполнения заданий со свободным развернутым ответом ведется с соблюдением следующих общих правил. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно.


Критерии оценивания заданий Б4, Б5.


задания

Правильный ответ или критерии оценивания

Б4

1 балл: записаны произведения Н.Носова

0 баллов: все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл

Б5

1 балл: названы авторы детских произведений.

0 баллов: ученик не ответил или частично выполнил задание



Уровни оценивания

100% - 85% - оптимальный уровень - 11-12 баллов – оценка «5»

84% - 75% - допустимый уровень – 9-10 баллов – оценка «4»

74% - 50% - критический уровень – 6-8 баллов – оценка «3»

ниже 50% - недопустимый уровень – 1-5 балл – оценка «2»





3 класс

Фамилия, имя ___________________________________________ класс_______________


Прочитай текст.

Николай Носов «Телефон»



Один раз мы с Мишкой были в игрушечном магазине и увидели замечательную игрушку — телефон. В большой деревянной коробке лежали два телефонных аппарата, две трубки, в которые говорить и слушать, и целая катушка проволоки. Продавщица объяснила нам, что если один телефон поставить в одной квартире, а другой — у соседей и соединить оба аппарата проволокой, то можно переговариваться.

Вот нам бы купить! Мы как раз соседи, — сказал Мишка. — Хорошая штука! Это не какая-нибудь простая игрушка, которую поломаешь и выбросишь. Это полезная вещь!

Да, — говорю я, — очень полезная штука! Захотел поговорить, взял трубку — поговорил, и ходить никуда не надо.

Удобство! — восторгался Мишка. — Сидишь дома и разговариваешь. Замечательно!

Мы с Мишкой решили собирать деньги, чтобы купить телефон. Две недели подряд мы не ели мороженого, не ходили в кино — всё деньги копили. Наконец насобирали сколько было нужно и купили телефон.

Примчались из магазина домой с коробкой. Один телефон у меня поставили, другой — у Мишки и от моего телефона протянули проволоку через форточку вниз, прямо к Мишкиному телефону.

Ну, — говорит Мишка, — попробуем разговаривать. Беги наверх и слушай.

Я помчался к себе, взял трубку и слушаю, а трубка уже кричит Мишкиным голосом:

Алло! Алло!

Я тоже как закричу:

Алло!

Слышно что-нибудь? — кричит Мишка.

Слышно. А тебе слышно?

Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?

Хорошо. А тебе?

И мне хорошо! Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь?

Слышно. Ха-ха-ха! А тебе слышно?

Слышно. Послушай, сейчас я к тебе приду. Мишка прибежал ко мне, и мы принялись обниматься от радости:

Хорошо, что купили телефон! Правда? — говорит Мишка.

Конечно, — говорю, — хорошо.

Слушай, сейчас я пойду обратно и позвоню тебе. Он убежал и позвонил снова. Я взял трубку:

Алло!

Алло!

Слышно?

Слышно.

Хорошо?

Хорошо.

И у меня хорошо. Давай разговаривать.

Давай, — говорю, — а о чём разговаривать?

Ну, о чём… О чём-нибудь… Хорошо, что мы купили телефон, правда?

Правда.

Вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?

Правда.

Ну?

Что “ну”?

Чего же ты не разговариваешь?

А ты почему не разговариваешь?

Да я не знаю, о чём разговаривать, — говорит Мишка. — Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь…

Я говорю:

Давай вот что: подумаем, а когда придумаем, тогда позвоним.

Ладно.

Я повесил трубку и стал думать. Вдруг звонок. Я взял трубку.

Ну, придумал? — спрашивает Мишка.

Нет ещё, не придумал.

Я тоже ещё не придумал.

Зачем же ты звонишь, раз не придумал?

А я думал, что ты придумал.

Я сам тогда позвонил бы.

А я думал, что ты не догадаешься.

Что ж я, по-твоему, осёл?

Нет, какой же ты осёл! Ты совсем не осёл! Разве я говорю, что ты осёл!

А что ты говоришь?

Ничего. Говорю, что ты не осёл.

Ну ладно, довольно тебе про осла твердить! Давай лучше уроки учить.

Давай.

Я повесил трубку и сел за уроки. Вдруг Мишка снова звонит:

Слушай, сейчас я буду петь и на рояле играть по телефону.

Ну, пой, — говорю.

Послышалось какое-то шипение, потом забренчала музыка, и вдруг Мишка запел не своим голосом:

Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни-и-и?
“Что это? — думаю. — Где он так петь выучился?” Вдруг Мишка сам является. Рот до ушей.

Ты думал, это я пою. Это патефон по телефону поёт! Дай-ка, я послушаю.

Я дал ему трубку. Он слушал, слушал, потом как бросит трубку — и бегом вниз. Я взял трубку, а там “Пш-ш-ш! Пш-ш-ш! Др-р-р! Др-р-р!” Наверно, пластинка кончилась. Я снова сел за уроки. Опять звонок. Я взял трубку:

Алло!

А из трубки:

Ав! Ав! Ав!

Ты чего, — говорю, — по-собачьи лаешь?

Это не я. Это с тобой Дружок разговаривает. Слышишь, как он кусает трубку зубами?

Слышу.

Это я ему в морду тыкаю трубкой, а он её зубами грызёт.

Ты бы лучше не портил трубку.

Ничего, она железная… Ай! Пошёл вон! Я тебе покажу, как кусаться! Вот тебе! (Ав! Ав! Ав!) Кусается, понимаешь?

Понимаю, — говорю.

Снова сел за уроки. Через минуту звонок. Я взял трубку, а там что-то жужжит:

Жжу-у-у-у!”

Алло, — кричу я. “Жуу-у! Жжу-у!”

Чем это ты там жужжишь?

Мухой.

Какой мухой?

Ну, простой мухой. Я её держу перед трубкой, а она крылышками машет и жужжит.

Целый вечер мы с Мишкой звонили друг другу и выдумывали разные фокусы: пели, кричали, рычали, мычали, даже шёпотом разговаривали — всё было слышно. Уроки я кончил поздно и думаю:

Позвоню ещё раз Мишке, перед тем как лечь спать”.

Позвонил, а он не отвечает. “Что же это? — думаю. — Неужели телефон испортился?”

Позвонил ещё раз — опять нет ответа! Думаю:

Надо пойти узнать, в чём дело”.

Прибегаю к нему… Батюшки! Он телефон положил на стол и ломает. Батарею из аппарата вытащил, звонок разобрал и уже трубку развинчивает.

Стой! — говорю. — Ты зачем телефон ломаешь?

Да я не ломаю. Я только хочу посмотреть, как он устроен. Разберу, а потом соберу обратно.

Так разве ты соберёшь? Это понимать надо.

Ну, я и понимаю. Чего тут ещё не понимать! Он развинтил трубку, вынул из неё какие-то железки и стал отковыривать круглую пластинку, которая внутри была. Пластинка вывалилась, и из трубки посыпался чёрный порошок. Мишка испугался и стал собирать порошок обратно в трубку.

Ну, вот видишь, — говорю, — что ты наделал!

Ничего, — говорит, — я сейчас соберу всё, как было. И стал собирать. Возился, возился… Винтики маленькие,

завинчивать трудно. Наконец собрал трубку, только железка

у него одна осталась и два винтика лишних.

А это откуда — железка? — спрашиваю.

Ах, я разиня! — говорит Мишка. — Забыл! Её надо было там внутри привинтить. Придётся снова разбирать трубку.

Ну, — говорю, — я пойду домой, а ты, как только будет готово, позвони мне.

Пошёл я домой и стал ждать. Ждал, ждал, так ничего не дождался и спать лёг.

Наутро телефон как зазвонит! Я вскочил неодетый, схватил трубку и кричу:

Слушаю!

А из трубки в ответ:

Ты чего хрюкаешь?

Как это — хрюкаю? Я не хрюкаю, — говорю я.

Брось хрюкать! Говори по-человечески! — кричит Мишка.

Я и говорю по-человечески. Зачем хрюкать?

Ну, довольно тебе баловаться! Всё равно я не поверю, что ты поросёнка в комнату притащил.

Да говорят же тебе, что никакого поросёнка нет! — рассердился я.

Мишка замолчал. Через минуту приходит ко мне:

Ты чего хрюкал по телефону?

Я не хрюкал.

Я ведь слышал.

Да зачем же мне хрюкать?

Не знаю, — говорит. — Только у меня в трубке всё “хрю-хрю” да “хрю-хрю”. Вот пойди, если не веришь, послушай.

Я пошёл к нему и позвонил по телефону:

Алло!

Сначала ничего не было слышно, а потом потихоньку так:

Хрюк! Хрюк! Хрюк!” Я говорю:

Хрюкает.

А в ответ снова:

Хрюк! Хрюк! Хрюк!”

Хрюкает! — кричу я. А из трубки опять:

Хрюк! Хрюк! Хрюк! Хрюк!” Тут я понял, в чём дело, и побежал к Мишке.

Это ты, — говорю, — телефон испортил!

Почему?

Ты разбирал его, вот и испортил у себя в трубке что-то.

Наверно, я что-нибудь неправильно собрал, — говорит Мишка. — Надо исправить.

Как же теперь исправишь?

А я посмотрю, как твой телефон устроен, и свой сделаю так же.

Не дам я свой телефон разбирать!

Да ты не бойся! Я осторожно. Надо же починить! И стал чинить. Возился, возился — и починил так, что совсем ничего не стало слышно. Даже хрюкать перестало.

Ну, что теперь делать? — спрашиваю я.

Знаешь, — говорит Мишка, — пойдём в магазин, может быть, там починят.

Пошли мы в игрушечный магазин, но там телефонов не чинили и даже не знали, где чинят. Целый день мы ходили скучные. Вдруг Мишка придумал:

Чудаки мы! Ведь мы можем по телеграфу переговариваться!

Как — по телеграфу?

Очень просто: точка, тире. Звонок-то ведь действует! Короткий звонок — точка, а длинный — тире. Выучим азбуку Морзе и будем переговариваться!

Достали мы азбуку Морзе и стали учить: “А” — точка, тире; “Б” — тире, три точки; “В” — точка, два тире… Выучили всю азбуку и стали переговариваться. Сначала у нас получалось медленно, а потом мы научились, как настоящие телеграфисты: “трень-трень-трень!” — и всё понятно. Это даже интереснее было, чем простой телефон. Только это продолжалось недолго. Один раз звоню Мишке утром, а он не отвечает. “Ну, — думаю, — спит ещё”. Позвонил позже — опять не отвечает. Пошёл к нему и стучу в дверь. Мишка открыл и говорит:

Ты чего в дверь барабанишь? Не видишь, что ли? И показывает на двери кнопку.

Что это? — спрашиваю.

Кнопка.

Какая?

Электрическая. У нас теперь электрический звонок есть, так что можешь звонить.

Где ты взял?

Сам сделал.

Из чего?

Из телефона.

Как — из телефона?

Очень просто. Звонок из телефона выдрал, кнопку — тоже. И батарею из телефона вынул. Была игрушка — стала вещь!

Какое же ты имел право телефон разбирать? — говорю я.

Какое право! Я свой телефон разобрал. Твоего ведь не трогал.

Так телефон-то наш общий! Если бы я знал, что ты станешь ломать, то и не стал бы с тобой покупать! Зачем мне телефон, если разговаривать не с кем!

А зачем нам разговаривать? Небось, недалеко живём, можно и так прийти поговорить.

Я с тобой и разговаривать после этого не хочу!

Рассердился я на него и три дня с ним не разговаривал. От скуки и я свой телефон разобрал и сделал из него электрический звонок. Только не так, как у Мишки. Я всё аккуратно устроил. Батарею поставил возле двери на полочке, от неё по стене провода протянул к электрическому звонку и кнопке. А кнопку к двери хорошенько винтиками привинтил, чтоб она не болталась на одном гвозде, как у Мишки. Даже папа и мама похвалили меня за то, что я устроил такую полезную вещь в доме.

Я пошёл к Мишке, чтобы рассказать ему, что у меня теперь тоже электрический звонок есть.

Подхожу к двери, звоню… Нажимал кнопку, нажимал — никто не отворяет. “Может быть, звонок испортился?” — думаю. Стал в дверь стучать. Мишка открыл. Я спрашиваю:

Что же звонок, не действует?

Не действует.

Почему?

Да я батарею разобрал.

Зачем?

Ну, я хотел посмотреть, из чего батарея сделана.

Как же, — говорю, — ты теперь будешь — без телефона и без звонка?

Ничего, — вздохнул он, — как-нибудь буду! Пошёл я домой, а сам думаю: “Почему Мишка такой нескладный? Зачем он всё ломает?!” Мне даже жалко стало его.

Вечером я лёг спать и долго не мог заснуть, всё вспоминал: как у нас был телефон и как из него получился электрический звонок. Потом я стал думать об электричестве, как оно получается в батарее и из чего. Все давно уже спали, а я всё думал про это и никак не мог заснуть. Тогда я встал, зажёг лампу, снял с полки батарею и разломал её. В батарее оказалась какая-то жидкость, в которой мокла чёрная палка, завёрнутая в тряпочку. Я понял, что электричество получалось из этой жидкости. Потом лёг в постель и быстро заснул.


Блок А

При выполнении заданий этой части выбери один правильный ответ.

А1.Где ребята увидели телефон?

а)нашли у себя дома
б)им отдали соседи
в)в магазине игрушек

А2. Как мальчики соединили между собой телефоны?

а) электрическим проводом
б) проволокой
в) через Интернет

А3.О чем разговаривали друзья по телефону?

а) о том, что как здорово, что они купили телефон

б) о домашнем задании

в) о смысле жизни

А4.Где живут ребята?

а) в одной квартире

б) на соседних улицах

в) по соседству друг с другом

г) в разных городах?

А 5.Какой это рассказ?

а) научно-фантастический

б) детективный

в) приключенческий

г) юмористический

А6. Ответь на вопрос: зачем Мишка сломал свой телефон?

а) телефон сам сломался

б) хотел посмотреть, как он устроен

в) телефон упал и сломался

г) телефон перестал работать, и Мишка его сломал

А7. Что осталось у Мишки после сборки телефона?

а) железка одна и два винтика

б) сим карта

в) гвозди и шурупы

г) ничего не осталось


Блок Б

Б1. Запиши героев произведения____________________________________.


Б2.Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста.

___ Темы для разговора закончились.

___ Дверной звонок из телефона.

___ Удивительная находка в магазине игрушек.

___ Разобранная батарея.

___ Долгожданный телефон куплен.

___ Мишка разбирает свой телефон.

___ Первый разговор по телефону.


Б3.

Соедини линией слово с его значением.


Азбука Морзе


Прибор, техническое устройство, приспособление.

В диковинку

Неумело играть на музыкальном инструменте.

Забренчала

Непривычно, удивительно.

Нескладный

Рассеянный, невнимательный человек.

Аппарат

Непоследовательный, непонятный.

Разиня

Система телеграфных условных знаков


Б4. Запиши названия 2-3 произведений Н. Носова.

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Б5. Запиши фамилии писателей (2-3), писавших о детях и для детей.


__________________________________________________________________

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.