"Формирование иноязычной среды, как основы развития коммуникативной компетенции учащихся основной школы".
Сулейменова Варвара Юрьевна Учитель иностранного языка МБОУ СОШ №3
Формирование иноязычной среды, как основы развития коммуникативной компетенции учащихся основной школы
ПРОТИВОРЕЧИЕ Запрос общества на выпускников, обладающих коммуникативной компетентностью Невозможность развития коммуникативной компетентности в рамках предметного подхода без создания иноязычной среды СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ГОСУДАРСТВА СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Развитие коммуникативной компетенции учащихся основной школы посредством создания иноязычной среды
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ «Концепция модернизации российского образования» и «Стратегия модернизации содержания общего образования» определяют предметные компетенции - цели для обучения языку в школе: лингвистическая, языковая, коммуникативная и культурологическая. Языковая компетенция - знания, в основе которых лежат преподаваемые правила, и способность понимать и продуцировать речь (Н. Хомский). Лингвистическая компетенция - знание системы языка и правил ее функционирования в иноязычной коммуникации (И. А. Зимняя, А. Л. Бердичевский). Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности (Е.И. Пассов). Е.И. Пассов: «Коммуникативность служит для того, чтобы обучение общению происходило в условиях общения, т.е. в адекватных условиях»
ИНОЯЗЫЧНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - система влияний и условий, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей, творческого потенциала, обеспечивающих удовлетворение потребностей учащегося, использование образовательных технологий в соответствии с возрастными особенностями обучающихся (Т.А. Осипова) УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК РОДИТЕЛЬ ИНТЕРНЕТ ВИДЫ языковой среды: естественная - обучение организуется в условиях естественной языковой среды; искусственная - создается с помощью различных средств обучения в условиях ее отсутствия с целью воссоздания иноязычной среды.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Принципы коммуникативного метода обучения (по Е.И. Пассову) Речевая направленность Индивидуализация при ведущей роли ее личностного аспекта. Функциональность Новизна ситуации Личностная ориентация общения Коллективное взаимодействие Моделирование Специфические принципы: последовательное интегрирование объема усвоения лингвистического материала; систематичность воспроизведения и закрепления усвоенных иноязычных лингвистических конструкций; погружение в лингвокультуру посредством интеграции разнообразных организационно-дидактических конструкций взаимодействия субъектов коммуникации; контроля качества усвоения иноязычного лингвистического материала в контексте развития лингвистических (языковых) компетенций.
ФОРМЫ развития коммуникативной компетенции учащихся
АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) УРОК УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 7-ОМ КЛАССЕ «ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫМ Я ВОСХИЩАЮСЬ»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ с использованием ресурсов Интернет СТАТИСТКА ЗАПРОСОВ САЙТА ГОТОВЫХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (сентябрь 2016) Общее количество запросов, согласно статистике Яндекс Wordstat, ГДЗ россияне искали 9,6 миллиона раз, из них: по русскому языку - 1,8 млн.; алгебре -1,7 млн.; английскому языку -1,2 млн. ПРИМЕРЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИИЙ с использованием ресурсов Интернет сообщение по теме (на основе видео, аудио, текстовой информации); игры в сети https://www.native-english.ru/games создание постеров и слоганов по материалу; создание пазлов по страноведческому материалу http://www.jigsawplanet.com/ создание комикса по материалу https://www.pixton.com/
ФОРМЫ развития коммуникативной компетенции учащихся КУРС ПО ВЫБОРУ «Английская грамматика: просто о сложном» Участие учащихся 5-7 классов в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях по английскому языку за период 2013-2016 г.г.
ФОРМЫ развития лингвистической (языковой) компетенции учащихся ПРОЕКТ «КОМПЕТЕНТНЫЙ РОДИТЕЛЬ» (в рамках программы развития МБОУ СОШ №3) ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Думаем, говорим и творим на английском» Спектакли на английском языке. Просмотр мультфильмов на английском языке. Караоке на английском языке (песни из мультфильмов). Виртуальное путешествие по миру. Конкурсы, викторины. Дистанционные конкурсы по английскому языку
Критерии результативности и методы диагностики Учебная мотивация как показатель качества образования. (по М.И. Лукьяновой) Знания учащихся по предмету «Английский язык» (результаты диагностических работ) Уровень сформированности компетенций (по В.И. Игошину) Участие учащихся основной школы в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (статистические данные) Удовлетворенность учащихся основной школы и их родителей результатами изучения иностранного языка (анкетирование)
РЕЗУЛЬТАТЫ развития коммуникативной компетенции учащихся основной школы посредством создания иноязычной среды Повышение уровня мотивации учащихся к изучению английского языка (до 44% - средний уровень, до 42% - высокий уровень) Рост качественной успеваемости учащихся до 62% Повышение уровня сформированности лингвистической компетенции у учащихся основной школы (2 уровень - 35%, 3 уровень -13%) Увеличение числа участников, победителей, лауреатов олимпиад, конкурсов, соревнований по английскому языку Повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей результатами изучения иностранного языка до 85%
Сравнительный анализ уровня мотивации учащихся 7 класса по результатам внутреннего мониторинга ( май, 2016 г.)
Качественная успеваемость учащихся 5-7 классов по английскому языку в динамике за 2013-2016 уч.г.
Динамика изменений уровня сформированности лингвистической компетентности учащихся 7 класса по результатам внутреннего мониторинга (май, 2016 г.)
Уровень удовлетворенности учащихся и их родителей результатами изучения иностранного языка (май, 2016 г.)
УЧИ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК! ПОНИМАЙ МИР! ЛИТЕРАТУРА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. Е.И. Пассов. М.: Русский язык. 1999. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. Е.И. Пассов, В.В. Царьковой. 2006. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. 2010. Содержание и структура лингвистической компетенции. Пыркова Т. А. Е. Б. Назаренко. Коммуникативная компетенция: подходы к классификации, структуры. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. Е.И. Пассов. М.: Русский язык. 1999. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. Е.И. Пассов, В.В. Царьковой. 2006. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. 2010. Содержание и структура лингвистической компетенции. Пыркова Т. А. Е. Б. Назаренко. Коммуникативная компетенция: подходы к классификации, структуры. Белгородский государственный национальный исследовательский университет.
Динамика изменений уровня сформированности лингвистической компетентности учащихся 7 класса по результатам внутреннего мониторинга (май, 2016 г.)