Предварительный просмотр презентации

Формирование каллиграфических навыков учеников начальных классов Шахворостова Инна Николаевна учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Школа№115»

Связь каллиграфических навыков с грамотностью письма Чем больше автоматизирован навык письма, тем легче и быстрее формируются орфографические умения

Установлено, что уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность в следующих случаях: При крупном почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, т.к. в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы Нечёткое, неряшливое письмо букв и соединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок. Чаще всего ошибки типа замен, искажения букв является следствие их оптического или кинетического сходства Погрешности в методике формирования каллиграфических навыков в 1 классе также вызывают стойкие ошибки. Так, требование безотрывного письма ведёт за собой недописывание элементов букв. А упражнения в механическом списывании образцов вызывают появление двойных букв Замечено, что грамотность письма снижается в условиях повышения скорости письма (в начале каждого года обучения), а также при индивидуальном замедленном темпе письма у ученика

Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма у младших школьников Графические навыки относятся к сенсомоторным (сюда же входят и такие действия, как вырезание, вязание и т.п.), но включаются они не в трудовую деятельность, а в письменную речь человека и формируются совместно с чтением, орфографией, развитием речи

Формирование письменной речи связано с деятельностью коры головного мозга: - височные области левого полушария отвечают за слуховой анализ процесса письма (письмо на слух) - заднецентральные области левого полушария управляют речедвижениями (артикуляцией), кинестетическими ощущениями - затылочно-теменная область осуществляет зрительную организацию процесса письма (пространственные ориентиры) - премоторная область коры – соблюдение чередования и последовательности букв. Моторный образ слова - левые лобные доли отвечают за сохранность замысла при письме К началу школьного обучения у детей не до конца сформированы многие участки коры головного мозга, особенно лобные доли.

Двигательные умения и навыки, необходимые для осуществления процесса письма сгибание и вращение пальцев и кисти, движения предплечья, развиваются в течение всего дошкольного возраста в условиях правильно организованного развития мелкой моторики к 7 годам ещё не заканчивается окостенение фаланг пальцев и только начинает появляться зрительный контроль действий руки при рисовании установлено, что у детей 4-5 лет дрожат пальцы при письме некоторых элементов (линии с закруглениями, петли, овалы). К 6-7 годам у некоторых детей ещё сохраняется тремор руки, который в норме исчезает в ходе специальных упражнений на укрепление мускулатуры руки и зрительного контроля

Основные недочёты письма учащихся и их связь с грамотностью 1. Алфавитно-графические ошибки: недописывание или прибавление элементов букв, искажение букв. Причина – неустойчивое внимание, плохое запоминание начертания букв.

Основные недочёты письма учащихся и их связь с грамотностью 2. Каллиграфические ошибки: Неумение придерживаться строки Несоблюдение наклона и размеров букв Устойчиво неправильные соединения букв (вопреки образцам) «дрожащее письмо» Крупное или мелкое письмо, неравномерное расстояние между буквами, угловатое, размашистое, вычурное, тесное, неряшливое письмо.

От типичных ошибок письма, которые устраняются в учебном процессе, следует отличать дисграфию. Дисграфия– это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках. Такие ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. При этом сохраняется достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, а процесс овладения техникой письма завершён.

Дизорфография: неумение применять при письме орфографические правила после периода закрепления (диагностируется на 3 году обучения). Дисграфия: стойкие ошибки одного или нескольких видов (диагностируется во 2 полугодии 2-го года обучения). Дизорфография: неумение применять при письме орфографические правила после периода закрепления (диагностируется на 3 году обучения).

дисграфия не может быть поставлена на 1 и 2 году обучения, однако уже в 1-2 классах можно выявить группу детей, имеющих реальные симптомы развивающейся дисграфии.

Основная цель работы над каллиграфией– автоматизация навыка письма, ускорение темпа с сохранением правильности

Игнатьева Т.В. Чистописание: рабочие тетради Под ред. В.Г.Горецкого.-М.: Издательство «Экзамен»

Рабочие тетради для формирования почерка учащихся 1-4классов Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. В основе тетради лежит академический шрифт, утверждённый Российской академией образования и Институтом русского языка. Тетради по чистописанию отличаются систематизированным подходом к формированию почерка учащихся, что является одной из главных задач начальной школы. В тетрадях используются разнообразные методы совершенствования почерка: это и копировальный метод, и метод визуализации. Росчерки вносят в процесс обучения элемент творчества, художественной изобретательности, они тренируют глазомер детей, совершенствуют мускулатуру кисти руки и пространственную ориентацию. Комплект рабочих тетрадей можно использовать на минутках чистописания на уроке, для домашних занятий и работы на факультативе, так как они обеспечивают весь необходимый материал для проведения занятия и могут быть использованы с любым учебником русского языка. Приказом № 729 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных учреждениях.






