Методические рекомендации на тему «Формирование креативного мышление и глобальных компетенций на уроках истории и обществознания» (5–11 классы)

4
0
Материал опубликован 30 March

Формирование креативного мышление и глобальных компетенций на уроках истории и обществознания

 

В современном мире всё больше необходимы люди с умением нестандартно мыслить, которые способны принимать участие в решении межкультурных проблем и влиять на развитие общества. Это, в свою очередь, выдвигает требования к образованию. Ещё в школьном возрасте у детей должны развиваться креативное мышление и глобальные компетенции, подразумевающие возможность самостоятельно и эффективно решать различные ситуации. Особенно это актуально для уроков истории и обществознания.

В ходе изучения истории школьники изучают исторический опыт разных стран и анализируют его, формируя собственные ценности. На уроках обществознания у детей воспитывается гражданская позиция, правовое самосознание и патриотизм. Таким образом, в содержании этих дисциплин заложено развитие знаний, умений и навыков, составляющих основу успешного пребывания в социуме.

Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни.

В исследовании PISA-2018 глобальные компетенции в системе функциональной грамотности трактуются как:

Способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения.

Способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения.

Способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, религиозного, социального и культурного происхождения.

Способность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия.

В формировании глобальных компетенций доминирующий компонент организации образовательного процесса – это практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность обучающихся.

Практико-ориентированная деятельность обучающихся – это деятельность, направленная на решение практических (жизненных) задач.

Практико-ориентированные задания – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Особенности:

1. Значимость (познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию обучающегося.

2. Условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема.

3. Информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме: рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.

4. Указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи.

Развивая глобальные компетенции, важно учитывать индивидуальные способности учащихся. Не все дети могут самостоятельно справляться с такими заданиями, где необходимо приводить примеры, разные точки зрения на проблему, обосновывать собственное мнение. Учитель не должен оказывать давление в этом случае, а выступать помощником, мягко направляя и поддерживая школьников.

Креативное мышление – это способность человека создавать что-то новое либо находить нестандартные способы решения тех или иных проблем. Конечный продукт такого мышления – это новейшие изобретения, идеи. Надо отметить, что никто не рождается с креативным мышлением, его необходимо развивать. В школьном возрасте для этого есть все предпосылки, так как дети открыты ко всему новому и необычному, обладают любопытством и богатым воображением. Кроме того, они не склонны действовать по правилам, поэтому с удовольствием будут искать новые способы и идеи. Задания на креативное мышление хорошо вписываются в изучение истории и обществознания.

Один день из жизни исторической личности. Ученикам 5-7 классов можно предложить описать в рассказе один день из жизни крестьянина, земледельца, феодала, царя или современного политического деятеля. При этом нужно описать не только его занятия, но одежду, обстановку, пищу и т.д. Школьники постарше могут воспользоваться компьютерными технологиями и создать страничку исторического героя в социальной сети. Важно продумать аватар, посты, которые он будет публиковать, а также с кем вести переписку.

Доклад путешественника. После изучения какой-либо страны на уроках истории дети должны подготовить презентацию-экскурсию об этом государстве либо отдельном его городе.

Изготовление наглядного пособия. В ходе изучения новой темы по обществознанию можно предложить обучающимся изготовить собственные наглядные пособия: карточки, плакаты, схемы и т.д.

Видеообращение. Рассматривая проблемную тему на уроках обществознания, ученики могут вступать в диспуты, отстаивая свою точку зрения. Итогом должно стать видеообращение к сверстникам, содержащее обоснование своего мнения.

Перечислим примеры заданий для формирования креативного мышления глобальных компетенций.

Для 5 класса предмета истории:

Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте».

Задание: составить рассказ от имени ремесленника или же земледельца о быте и о его работе.

Тема урока «Библейские сказания»

Задание: Дать описание рисунка «Древняя палестина». По какой причине нет изображения деревянных и кирпичных домов?

Тема урока «В городе богини Афины»

Задание: Напишите рассказ от имени путешественника, который попал город Афины.

Для 6 класса предмета истории:

Тема урока «Феодальная раздробленность Европы в 9 веке»

Задание: Составить вместе со своим одноклассником диалог сеньора и его вассала. Диалог должен состоять из спора о нарушении вассальной клятвы. Чем может закончится данный диалог?

Тема урока Эпоха Просвещения и Французская революция

Задание: Придумайте альтернативную концовку для исторического события и объясните, как она могла повлиять на ход истории.

Тема урока Колониальное прошлое и освободительные движения

Задание: Создайте презентацию, используя современные технологии (видео, аудио, анимацию).

Тема урока Первая мировая война и ее последствия

Задание: Составьте исторический кроссворд или головоломку на основе изученного материала.

Для 6 класса предмета по обществознанию:

Тема урока: История и общественное развитие человечества

Задание: Сделайте исследование общественного мнения на актуальную тему и представьте результаты в форме презентации или доклада.

Тема урока Основные институты общественной жизни

Задание: Проведите обзор современных политических систем разных стран мира и сравните их особенности.

Тема урока Политическая система и правовые нормы

Задание: Проведите обсуждение на тему плюрализма и мультикультурализма в современном обществе, предложите свои идеи по повышению толерантности.

Для 7 класса предмета по истории:

Тема урока: Средние века: крестовые походы, феодальная система, города и их роль.

Задание: Разработайте игру-квест, основанную на исторических событиях.

Тема урока Период Возрождения: гуманизм, наука, искусство

Задание: Подготовьте презентацию о влиянии научных открытий на развитие общества.

Тема урока Эпоха Великих открытий и колониальное владычество

Задание: Проведите викторину, в котором можно будет задавать вопросы про великие открытия, и их отражения в современном мире.

Тема урока Международные отношения и внешняя политика России

Задание: Поделиться по ролям по каждой стране и разыграть сценку современных отношений стран в мире.

Для 7 класса предмета по обществознанию:

Тема урока Основы политической системы современного общества.

Задание: Проведите дебаты о важных политических проблемах современности.

Тема урока: Структура и функции государства.

Задание: Разыграйте по ролям в классе мини-сценку, в котором будут отыгрываться все структурные организационные институты в государстве.

Для 8 класса предмета по истории:

Тема урока Основы политической системы России.

Задание: Разработайте проект по изучению политических систем разных стран мира.

Тема урока Война за независимость Америки.

Задание: Принести эссе на тему: «Как новую власть укрепляет не только сила, но и законы».

Для 8 класса предмета по обществознанию:

Тема урока Основы правовой системы и прав человека.

Задание: Подготовьте презентацию о правах и обязанностях граждан в современном обществе.

Тема урока Экологические проблемы и способы их решения.

Задание: Принести индивидуальные доклады о экологических проблемах.

Для 9 класса предмета по истории:

Тема урока: Индустриальная революция: технологические новации, изменения в обществе и экономике.

Задание: Разделить на группы и приготовить презентацию на тему: «Влияние индустриальной революции на общество и экономику».

Тема урока Первая мировая война: причины, ход событий, последствия.

Задание: Проведите исследование о причинах и последствиях войн в истории человечества.

Для 9 класса предмета по обществознанию:

Тема урока Общество как система.

Задание: Проведите дебаты о важных общественных проблемах современности.

Тема урока Политические движения и партии.

Задание: Разработайте проект по изучению политических систем разных стран мира.

Для 10 класса предмета по истории:

Тема урока Россия в XIX веке: реформы, революции, становление СССР

Задание: Сделать индивидуальные доклады о реформах, революции и становления СССР.

Тема урока Вторая мировая война и Холокост.

Задание: Сделать научное исследование своего района, как Вторая мировая война отразилась на людях живущие рядом с вами.

Тема урока Холодная война и распад СССР.

Задание: Рассказать кратко о фильме и кино на заданную тему о холодной войне и распаде СССР.

Для 10 класса предмета по обществознанию:

Тема урока Политическая система государства: формы правления, система разделения власти, политические институты.

Задание Проведите исследование о различных идеологиях и политических движениях.

Тема урока Гражданское общество и демократия: роль гражданского общества в государстве, принципы демократии.

Задание: Разработайте проект о истории зарождении демократии в целом и демократия на сегодняшний день.

Тема урока Правовое государство и права человека: принципы правового государства, основные права и свободы человека.

Задание: Разработайте проект о правах человека и гражданина.

Тема урока Международные организации и мировая политика: роль ООН, Совета Европы, других международных организаций.

Задание: Разделить класс по ролям и разыграть сценку работы ООН, Совета Европы.

Для 11 класса предмета по истории:

Тема урока: Освободительная война на кавказе.

Задание: Сходить в местную библиотеку и подготовить статьи освещающие данные события.

Тема урока Распад Австро-Венгрии и формирование новых государств.

Задание: Подготовить презентацию о данных событиях.

Тема урока История Китая в XIX-XX веках.

Задание: Подготовить эссе о отдельных этапах развития Китая в XIX-XX веках.

Для 11 класса предмета по обществознанию:

Правовые основы общества и гражданское право.

Тема урока Международные отношения и мировая политика.

Задание: Подготовьте презентацию о влиянии глобализации на современное общество.

Тема урока Экономические процессы в современном мире.

Задание: Подготовьте проект о перспективах развития мировой экономики и политики.

Тема урока Экологические проблемы и устойчивое развитие.

Задание: Подготовьте проект о проблемах экологии и способах их решения.

Тема урока Культурные традиции и многообразие общественных ценностей.

Задание: Проведите обсуждение о влиянии массовой культуры на современное общество.

Такие задания позволят учащимся развивать креативное мышление, аналитические навыки, умение работать с информацией и принимать обоснованные решения.

Это лишь малая часть тех заданий, которые учитель может предложить обучающимся на уроках истории и обществознания для формирования глобальных компетенций и развития креативного мышления. Стоит лишь посмотреть по сторонам, и вы увидите, как сама жизнь ежедневно подкидывает идеи для нестандартных форм работы в школе.

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации