Методические рекомендации на тему «Формирование креативного мышление и глобальных компетенций на уроках истории и обществознания» (5–11 классы)
Формирование креативного мышление и глобальных компетенций на уроках истории и обществознания
В современном мире всё больше необходимы люди с умением нестандартно мыслить, которые способны принимать участие в решении межкультурных проблем и влиять на развитие общества. Это, в свою очередь, выдвигает требования к образованию. Ещё в школьном возрасте у детей должны развиваться креативное мышление и глобальные компетенции, подразумевающие возможность самостоятельно и эффективно решать различные ситуации. Особенно это актуально для уроков истории и обществознания.
В ходе изучения истории школьники изучают исторический опыт разных стран и анализируют его, формируя собственные ценности. На уроках обществознания у детей воспитывается гражданская позиция, правовое самосознание и патриотизм. Таким образом, в содержании этих дисциплин заложено развитие знаний, умений и навыков, составляющих основу успешного пребывания в социуме.
Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни.
В исследовании PISA-2018 глобальные компетенции в системе функциональной грамотности трактуются как:
Способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения.
Способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения.
Способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, религиозного, социального и культурного происхождения.
Способность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия.
В формировании глобальных компетенций доминирующий компонент организации образовательного процесса – это практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность обучающихся.
Практико-ориентированная деятельность обучающихся – это деятельность, направленная на решение практических (жизненных) задач.
Практико-ориентированные задания – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Особенности:
1. Значимость (познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию обучающегося.
2. Условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема.
3. Информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме: рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.
4. Указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи.
Развивая глобальные компетенции, важно учитывать индивидуальные способности учащихся. Не все дети могут самостоятельно справляться с такими заданиями, где необходимо приводить примеры, разные точки зрения на проблему, обосновывать собственное мнение. Учитель не должен оказывать давление в этом случае, а выступать помощником, мягко направляя и поддерживая школьников.
Креативное мышление – это способность человека создавать что-то новое либо находить нестандартные способы решения тех или иных проблем. Конечный продукт такого мышления – это новейшие изобретения, идеи. Надо отметить, что никто не рождается с креативным мышлением, его необходимо развивать. В школьном возрасте для этого есть все предпосылки, так как дети открыты ко всему новому и необычному, обладают любопытством и богатым воображением. Кроме того, они не склонны действовать по правилам, поэтому с удовольствием будут искать новые способы и идеи. Задания на креативное мышление хорошо вписываются в изучение истории и обществознания.
Один день из жизни исторической личности. Ученикам 5-7 классов можно предложить описать в рассказе один день из жизни крестьянина, земледельца, феодала, царя или современного политического деятеля. При этом нужно описать не только его занятия, но одежду, обстановку, пищу и т.д. Школьники постарше могут воспользоваться компьютерными технологиями и создать страничку исторического героя в социальной сети. Важно продумать аватар, посты, которые он будет публиковать, а также с кем вести переписку.
Доклад путешественника. После изучения какой-либо страны на уроках истории дети должны подготовить презентацию-экскурсию об этом государстве либо отдельном его городе.
Изготовление наглядного пособия. В ходе изучения новой темы по обществознанию можно предложить обучающимся изготовить собственные наглядные пособия: карточки, плакаты, схемы и т.д.
Видеообращение. Рассматривая проблемную тему на уроках обществознания, ученики могут вступать в диспуты, отстаивая свою точку зрения. Итогом должно стать видеообращение к сверстникам, содержащее обоснование своего мнения.
Перечислим примеры заданий для формирования креативного мышления глобальных компетенций.
Для 5 класса предмета истории:
Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте».
Задание: составить рассказ от имени ремесленника или же земледельца о быте и о его работе.
Тема урока «Библейские сказания»
Задание: Дать описание рисунка «Древняя палестина». По какой причине нет изображения деревянных и кирпичных домов?
Тема урока «В городе богини Афины»
Задание: Напишите рассказ от имени путешественника, который попал город Афины.
Для 6 класса предмета истории:
Тема урока «Феодальная раздробленность Европы в 9 веке»
Задание: Составить вместе со своим одноклассником диалог сеньора и его вассала. Диалог должен состоять из спора о нарушении вассальной клятвы. Чем может закончится данный диалог?
Тема урока Эпоха Просвещения и Французская революция
Задание: Придумайте альтернативную концовку для исторического события и объясните, как она могла повлиять на ход истории.
Тема урока Колониальное прошлое и освободительные движения
Задание: Создайте презентацию, используя современные технологии (видео, аудио, анимацию).
Тема урока Первая мировая война и ее последствия
Задание: Составьте исторический кроссворд или головоломку на основе изученного материала.
Для 6 класса предмета по обществознанию:
Тема урока: История и общественное развитие человечества
Задание: Сделайте исследование общественного мнения на актуальную тему и представьте результаты в форме презентации или доклада.
Тема урока Основные институты общественной жизни
Задание: Проведите обзор современных политических систем разных стран мира и сравните их особенности.
Тема урока Политическая система и правовые нормы
Задание: Проведите обсуждение на тему плюрализма и мультикультурализма в современном обществе, предложите свои идеи по повышению толерантности.
Для 7 класса предмета по истории:
Тема урока: Средние века: крестовые походы, феодальная система, города и их роль.
Задание: Разработайте игру-квест, основанную на исторических событиях.
Тема урока Период Возрождения: гуманизм, наука, искусство
Задание: Подготовьте презентацию о влиянии научных открытий на развитие общества.
Тема урока Эпоха Великих открытий и колониальное владычество
Задание: Проведите викторину, в котором можно будет задавать вопросы про великие открытия, и их отражения в современном мире.
Тема урока Международные отношения и внешняя политика России
Задание: Поделиться по ролям по каждой стране и разыграть сценку современных отношений стран в мире.
Для 7 класса предмета по обществознанию:
Тема урока Основы политической системы современного общества.
Задание: Проведите дебаты о важных политических проблемах современности.
Тема урока: Структура и функции государства.
Задание: Разыграйте по ролям в классе мини-сценку, в котором будут отыгрываться все структурные организационные институты в государстве.
Для 8 класса предмета по истории:
Тема урока Основы политической системы России.
Задание: Разработайте проект по изучению политических систем разных стран мира.
Тема урока Война за независимость Америки.
Задание: Принести эссе на тему: «Как новую власть укрепляет не только сила, но и законы».
Для 8 класса предмета по обществознанию:
Тема урока Основы правовой системы и прав человека.
Задание: Подготовьте презентацию о правах и обязанностях граждан в современном обществе.
Тема урока Экологические проблемы и способы их решения.
Задание: Принести индивидуальные доклады о экологических проблемах.
Для 9 класса предмета по истории:
Тема урока: Индустриальная революция: технологические новации, изменения в обществе и экономике.
Задание: Разделить на группы и приготовить презентацию на тему: «Влияние индустриальной революции на общество и экономику».
Тема урока Первая мировая война: причины, ход событий, последствия.
Задание: Проведите исследование о причинах и последствиях войн в истории человечества.
Для 9 класса предмета по обществознанию:
Тема урока Общество как система.
Задание: Проведите дебаты о важных общественных проблемах современности.
Тема урока Политические движения и партии.
Задание: Разработайте проект по изучению политических систем разных стран мира.
Для 10 класса предмета по истории:
Тема урока Россия в XIX веке: реформы, революции, становление СССР
Задание: Сделать индивидуальные доклады о реформах, революции и становления СССР.
Тема урока Вторая мировая война и Холокост.
Задание: Сделать научное исследование своего района, как Вторая мировая война отразилась на людях живущие рядом с вами.
Тема урока Холодная война и распад СССР.
Задание: Рассказать кратко о фильме и кино на заданную тему о холодной войне и распаде СССР.
Для 10 класса предмета по обществознанию:
Тема урока Политическая система государства: формы правления, система разделения власти, политические институты.
Задание Проведите исследование о различных идеологиях и политических движениях.
Тема урока Гражданское общество и демократия: роль гражданского общества в государстве, принципы демократии.
Задание: Разработайте проект о истории зарождении демократии в целом и демократия на сегодняшний день.
Тема урока Правовое государство и права человека: принципы правового государства, основные права и свободы человека.
Задание: Разработайте проект о правах человека и гражданина.
Тема урока Международные организации и мировая политика: роль ООН, Совета Европы, других международных организаций.
Задание: Разделить класс по ролям и разыграть сценку работы ООН, Совета Европы.
Для 11 класса предмета по истории:
Тема урока: Освободительная война на кавказе.
Задание: Сходить в местную библиотеку и подготовить статьи освещающие данные события.
Тема урока Распад Австро-Венгрии и формирование новых государств.
Задание: Подготовить презентацию о данных событиях.
Тема урока История Китая в XIX-XX веках.
Задание: Подготовить эссе о отдельных этапах развития Китая в XIX-XX веках.
Для 11 класса предмета по обществознанию:
Правовые основы общества и гражданское право.
Тема урока Международные отношения и мировая политика.
Задание: Подготовьте презентацию о влиянии глобализации на современное общество.
Тема урока Экономические процессы в современном мире.
Задание: Подготовьте проект о перспективах развития мировой экономики и политики.
Тема урока Экологические проблемы и устойчивое развитие.
Задание: Подготовьте проект о проблемах экологии и способах их решения.
Тема урока Культурные традиции и многообразие общественных ценностей.
Задание: Проведите обсуждение о влиянии массовой культуры на современное общество.
Такие задания позволят учащимся развивать креативное мышление, аналитические навыки, умение работать с информацией и принимать обоснованные решения.
Это лишь малая часть тех заданий, которые учитель может предложить обучающимся на уроках истории и обществознания для формирования глобальных компетенций и развития креативного мышления. Стоит лишь посмотреть по сторонам, и вы увидите, как сама жизнь ежедневно подкидывает идеи для нестандартных форм работы в школе.