Формирование ценностного отношения к природе у младших школьников через программу внеурочной деятельности «Юный эколог»
Формирование ценностного отношения к природе у младших школьников через программу внеурочной деятельности «Юный эколог»
Подготовила:
Андреева Елизавета Андреевна, 43 группа
Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»,
Нижнетагильский педагогический колледж №1
Аннотация. Формирование ценностного отношения к природе у младших школьников является одной из важнейших задач современной образовательной системы. В рамках программы внеурочной деятельности «Юный эколог» предлагается комплексное обучение, направленное на развитие экологического мышления и ответственного отношения к окружающей среде. Основными целями программы являются формирование у обучающихся понимания о взаимосвязи в природном мире, развитие наблюдательности и внимания к окружающей среде, а также воспитание заботливого отношения к живым и неживым объектам природы.
В процессе внеурочной деятельности «Юный эколог» обучающиеся будут иметь возможность участвовать в практических занятиях, экскурсиях и экологических проектах. Они будут изучать различные аспекты окружающей среды, такие как животный и растительный мир, водная и воздушная среда, а также экосистемы и биологическое разнообразие. Программа предлагает увлекательные и интерактивные формы работы, которые позволяют ученикам активно вовлекаться в процесс обучения и развития. Они смогут принимать участие в экспериментах, наблюдать за животными и растениями, проводить исследования, а также принимать участие в природоохранной деятельности.
Ключевые слова: Формирование ценностного отношения к природе, младшие школьники, ценностное отношение, природа, внеурочная деятельность, педагогические условия, программа внеурочной деятельности, «Юный эколог».
Важным аспектом для сохранения жизни на Земле является обучение молодого поколения экологической грамотности. Для того чтобы обучающиеся младшего школьного возраста стали экологически образованными, необходимо, чтобы они усвоили прочные знания в области биологии и понятия о важности соблюдения законов природы.
Одним из основных заданий преподавателя начальной школы является создание экологической культуры среди учащихся внеурочной деятельностью. Внедрение Федеральных образовательных стандартов предусматривает изменения в программе общеобразовательных учреждений, а также расширение масштабов внеурочных занятий для учащихся. В рамках новых образовательных стандартов внеурочная деятельность становится неотъемлемой частью основной образовательной программы.
Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально-наполненная среда увлеченных учеников и педагогов, в которой осуществляется воспитание. Педагог должен сформировать личность обучающегося, для того чтобы сделать его самоопределяющимся в той или иной социокультурной ситуации.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования ценностного отношения к природе, так как в этот период происходит формирование системы нравственных ценностей, экологических знаний. В ходе развития у детей появляются множественные новообразования – произвольность внимания и памяти, логическое мышление, формируется система ценностей. Самоконтроль и самооценка имеют полезное воздействие на формирование экологически оправданного поведения. Младшие школьники очень эмоциональны и отзывчивы.
В соответствии с требованиями обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 года №286 и №287, достижение планируемых образовательных результатов возможно не только через урочную, но и внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью понимается деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), в иных формах, нежели урочная.
Часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическое сопровождение в преодолении трудностей обучения, социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной организации.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности целесообразно использовать через реализацию одной из трех моделей планов с преобладанием того или иного вида деятельности: учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности; с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы; с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий.
Внеурочная деятельность направлена на достижение следующих воспитательных результатов:
- приобретение обучающимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
В результат реализации программы внеурочно деятельности начального общего образования ожидается повышение результатов как личностных, так и метапредметных.
Для реализации Плана внеурочной деятельности используются следующие виды внеурочной деятельности в соответствии с государственным стандартом:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- художественное творчество;
- социальное творчество;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- краеведческая деятельность.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей. Целью внеурочной деятельности является так же создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, появления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Селиванова О. Г. утверждает, что младший школьник является субъектом внеурочной деятельности, поскольку он включен в процесс отбора ее содержания и форм взаимодействия; в то же время он является ее объектом, поскольку поставлен перед необходимостью освоения всех направлений внеурочной деятельности в том или ином виде.
Успешное формирование ценностного отношения к природе у младших школьников зависит не только от понимания учителем основных целей и задач, применяемых методов и приемов, но и от создания необходимых условий для их воплощения в процессе обучения и воспитания.
Существенным вопросом для современной начальной школы является вопрос о том, какие технологии следует использовать для воспитания основ ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной работе. Чередов И. М. указывает на то, что выбор конкретной формы внеурочного занятия по воспитанию экологической культуры зависит от особенностей класса, общего развития детей, интересов и местных условий.
Методики оценки ценностного отношения к природе
В современной области педагогики и психологии, на основе накопленного опыта, применяются разнообразные инструменты для тщательного изучения степени развития у младших школьников ценностного отношения к окружающей природе.
Для реализации цели были разработаны критерии и показатели формирования ценностного отношения к природе у младших школьников.
1. Когнитивный. Наличие представлений, знаний о природе, проявление интереса к познанию природы и общению с ней.
2. Эмоционально-ценностный. Проявление ценностного, бережного отношения к природе, бескорыстного желания участвовать в её охране. Проявление ценностных установок на восприятие природы.
3. Действенный. Умение действовать в направлении ценностного отношения к природе.
На основе данных критериев и показателей были разработаны уровни сформированности ценностного отношения к природе у младших школьников.
1. Высокий уровень: Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Правильные ответы на все вопросы анкеты.
2. Средний уровень: Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила поведения в природе.
3. Низкий уровень: Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе.
Для изучения сформированности ценностного отношения к природе была взята адаптационна методика – «Ответь на вопросы» Новолодской И. Г.
Цель: выявить уровень сформирования ценностного отношения к природе у младших школьников.
Адаптационная методика – «Ответь на вопросы».
Вопросы | Ответ |
1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку? | |
2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит? | |
3. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме? | |
4. Если увидишь пчелу, убей её, она может укусить? | |
5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнёздах, вспугнёшь животных? | |
6. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся? | |
7. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле? | |
8. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде? | |
На основе представленных методик оценки уровня сформированности ценностного отношения к природе у младших школьников была разработана программа внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС «Юный эколог» составлена по экологии и формирует у ученика понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами.
Программа «Юный эколог» представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Программа предназначена для 4 классов начальной школы и рассчитана на 1 год (34 часа, 1 занятие в неделю). Преподавание основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.
Учебный план
№ | Наименование раздела. | Всего часов | В том числе занятия | |
Теор. | Практ. | |||
1. | Я - юный исследователь и следопыт | 3 | 1 | 2 |
2. | Лес - верный друг человека | 4 | 1 | 3 |
3. | Страницы биографии дерева | 2 | 1 | 1 |
4. | Лесные пожары | 2 | 1 | 1 |
5. | Наш край - край лесов и лесных богатств | 4 | 1 | 3 |
6. | Достучаться до каждого сердца | 5 | 1 | 4 |
7. | Тихий уголок детства | 5 | 1 | 4 |
8. | Зелёная чайхана матери- природы | 1 |
| 1 |
9. | Земля - наш общий дом | 4 | 1 | 3 |
10. | Экологические катастрофы - беда нашей природы | 2 | 1 | 1 |
11. | В здоровом теле - здоровый дух | 3 | 1 | 1 |
| Итого | 34 | 10 | 24 |
Список литературы:
| ||||