Научно-исследовательская работа на тему «Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

3
0
Материал опубликован 9 February

 

 

 

«Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

 

 

 

 

                                                                                          Гречка Елена Владимировна,

                                                                                         воспитатель МБДОУ «Ясли-сад №193 комбинированного типа                                                                                          города Макеевки»

 

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк, 2023 г.

 

АННОТАЦИЯ

В системе дошкольного образования Донецкой Народной Республики в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее Стандарт), а также в условиях изменения нормативно-правовых, социокультурных, административных, экономических условий дошкольные образовательные учреждения осуществляют реформирование своей деятельности. В соответствии со Стандартом коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации [21].

Актуальность и значимость выбранной темы обусловлена возрастающей ролью активной творческой деятельности личности в современных условиях, необходимостью внедрения в практику современного дошкольного образования комплексных средств, включающих в своё содержание адекватную систему педагогических условий для развития творческой активности ребёнка. Психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребёнка, особенно в старшем дошкольном возрасте. В частности именно такой точки зрения придерживался Л. С. Выготский [5].

Одним из важных видов деятельности, который способствует комплексному развитию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, является изобразительная деятельность, в том числе с использованием нетрадиционных техник рисования.

Цель работы: обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в формировании творческого воображения дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Задачи:

  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
  • провести анализ данной проблемы и рассмотреть возможности изобразительной деятельности для формирования творческого воображения дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • разработать методические рекомендации для формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник;
  • проверить эффективность использования разработанного методического инструментария для формирования воображения у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В первом разделе «Теоретические основы формирования творческого воображения у детей в процессе организации их изобразительной деятельности» сделан обзор психолого-педагогической и методической литературы по формированию творческого воображения у детей, рассмотрены общие принципы формирования творческого воображения у дошкольников.

Во втором разделе раскрыты предпосылки развития творческого воображения как основного компонента креативной компетентности в условиях инклюзивного образования, описаны приёмы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата, даны методические рекомендации комплексной коррекционно-развивающей работы по развитию творческого воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………….……………………………..…5

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................7

    1. Развитие воображения дошкольников как психолого-педагогическая проблема..............................................................................................................................7
    2. Возможности изобразительной деятельности для развития воображения старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата....................11

РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.............................................................................................................17

2.1.Характеристика методики формирования творческого воображения у старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата....................17

2.2 Организация экспериментальной работы по формированию воображения у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата...................................................26

ВЫВОДЫ ………………………………………..……………………………......33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................36

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...39

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В начале нового тысячелетия назрела насущная потребность в модернизации одного из важнейших институтов социализации человека – системы образования. Опора на естественнонаучные принципы при организации жизнедеятельности ребёнка должна помочь в решении многих проблем современного образовательного учреждения. Это требует от педагога пересмотра традиционных стратегий, и тактик выбора новых форм и методов работы.

Вспомним Ван Гога, который сумел посягнуть на каноны живописи. Ведь его видение мира было настолько своеобразным  оригинальным, что талант этого художника был признан и оценён лишь после смерти.

Таких примеров множество. Воображение Маяковского, Пикассо, Бродского, Брюсова, Врубеля, Гоголя – это нетрадиционность, способность комбинировать элементы реальности самым неожиданным способом, отказываясь от аналогий.

Развивать в ребёнке пылкий дар воображения – сложнейшая и благороднейшая цель. Ещё сложнее – усмотреть в маленьком человеке будущего творца. Направлять воображение – это одновременно и воспитывать к миру активное, оптимистическое, доброжелательное отношение.

Современное общество большое внимание уделяет детям инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Идёт поиск путей решения проблемы: как сделать так, чтобы такие дети могли вести полноценную и достойную жизнь. В жизни детей с ограниченными возможностями здоровья именно творческая деятельность оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка и его общественной активности. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Занятия творчеством активизируют у детей личные творческие возможности, вырабатывают индивидуальный стиль каждого ребёнка, дают возможность самовыражения и самореализации.

Объект исследования – процесс формирования творческого воображения старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата в процессе изобразительной деятельности.

Предмет исследования – нетрадиционные техники рисования.

Цель исследования – обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в формировании творческого воображения дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Задачи исследования:

  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
  • провести анализ данной проблемы и рассмотреть возможности изобразительной деятельности для формирования творческого воображения дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • разработать методические рекомендации для формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник;
  • проверить эффективность использования разработанного методического инструментария для формирования воображения у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, педагогическое наблюдение, индивидуальный контакт с детьми, сравнительный и описательный, изучение продуктов деятельности детей, количественный и качественный анализ.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные и представленные методические рекомендации по формированию творческого воображения дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата средствами нетрадиционных техник рисования, могут быть использованы в практической работе педагогами дошкольных образовательных организаций. 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Развитие воображения дошкольников как психолого-педагогическая проблема

В последние годы всё больше внимания начинает привлекать к себе такой психический процесс как воображение. Авторы все чаще пользуются этим термином, не давая ему точного определения. Существует масса подходов к решению этой проблемы, как и масса истолкования самого термина, что приводит, естественно, к неточности и некорректности в выражении мысли.

Согласно М.В. Гамезо и И.А. Домашенко: «Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте» [7, с. 172].

 Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В.Т. Кудрявцев, Л.С. Выготский) и как специфическая деятельность. Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л.С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы. Традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главнаяпозволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда есть определённый отход от действительности. Но в любом случае источник воображения  объективная реальность [6, 12].

Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления, но и содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал непосредственно.

Строятся образы, картины из составных частей, уже известных нам по опыту. Без последнего конструкция невозможна. Слепой от рождения человек не способен зрительно вообразить даже реально существующие предметы, например, стул. Он, конечно, разовьёт конструкцию, соответствующую стулу, но в ней будут отсутствовать зрительные качества, например, цвет. Хотя очень часто при определении воображения имеют в виду, прежде всего, образы зрительного характера, последние могут относиться к любым органам чувств.

Так, многие люди могут слышать музыку «в уме», думая о музыкальной композиции, или смотреть на ноты и конструировать мелодию в воображении. Другие, наоборот, в состоянии переживать в воображении мышечные движения или оживить запахи, которые они встречали раньше. Кстати, именно этим люди и отличаются друг от друга: значительной способностью вызывать различные виды образов. Человеку, например, обладающему выраженной способностью вызывать зрительные образы, бывает не понятно, что другие не могут этого сделать.

Часто считают, что люди с развитым одним видом воображения, лишены других видов. Однако нередко дело обстоит иначе: у многих людей отмечается хорошее развитие различных видов воображения  зрительного, слухового, обонятельного, вкусового и других.

Немало тому свидетельств в литературе. Например, Гюстав Флобер, описывая отравление Эммы Бовари, героини одноимённого романа, почувствовал во рту вкус мышьяка.

Выделяют два основных вида воображения: пассивное и активное. Пассивное воображение делится на произвольное (мечтательность, грёзы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазии во сне). Активное воображение, в свою очередь, включает в себя репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). Творческое воображение – такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создаёт новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом, которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности [15].

Очень важным для психолого-педагогической науки является положение Л. С. Выготского о структуре механизма творческого воображения: диссоциация – рассечение сложного целого на части; ассоциация – объединение диссоциированных элементов; комбинация – приведение в систему отдельных образов [5, с. 23].

Современные авторы (А. В. Петровский, Л. Ф. Тихомирова и др.) выделяют следующие приёмы воображения, которые, по сути, вытекают из механизмов творческого воображения Л. С. Выготского:

агглютинация – создание нового образа из частей других образов («склеивание» несоединимых в повседневной жизни частей);

гиперболизация (или литота) – парадоксальное увеличение (или уменьшение) предмета или его частей;

схематизация – сглаживание различий между объектами и выделение основных черт сходства;

типизация – выделение повторяющегося и существенного в однородных объектах;

акцентирование – выделение, подчёркивание какой-то части или детали образа [17, с.76].

Таким образом, можно сделать акцент на следующем, что чёткого определения процессу воображения, которое было бы приемлемо во всех случаях, не было приведено. Однако, если обобщить все дефиниции, данные этому психическому процессу, можно выявить закономерность, которая заключается в том, что воображение – это психический процесс, который выражается в создании новых образов, путём переработки предыдущего опыта.

Общее понятие о процессе воображения было сказано выше. Рассмотрим более узкую его сторону – развитие воображения в дошкольном возрасте. Проблема развития воображения у детей дошкольного возраста является спорной и одной из наименее разработанных в детской психологии. Все психологи, изучавшие развитие воображения ребёнка, отмечали его существенную роль в развитии личности и мышления. Зарубежные психологи В. Штерн, Л. Дьюи рассматривали воображение ребёнка, как изначально заданную способность, полагая, что детское воображение является более ярким и оригинальным по сравнению с воображением взрослого человека [15].

В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, воображение рассматривается, как постепенно развивающаяся функция в процессе деятельности. «Систематическая деятельность помогает развивать у детей такую важную психическую способность, как воображение. Развитие способности к этому проходит две важные стадии. Первоначально создаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. Затем наступает 2 стадия. Значительно увеличивается количество признаков и свойств в образах. Они приобретают полноту и конкретность» [5, c. 92].

Первый этап в развитии воображения у детей возникает к 2,5 годам. В этом возрасте воображение носит познавательный характер. Второй этап в развитии воображения у детей начинается в 4-5 лет. Идёт активное усвоение норм, правил и образцов поведения, что естественно укрепляет «Я» ребёнка, делает его поведение более осознанным в сравнении с предыдущим периодом. Третий этап в развитии воображения у детей начинается в 6-7 лет. В этом возрасте ребёнок осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими. Он может отходить от стандартов, комбинировать их, используя эти стандарты при построении продуктов воображения [19].

Развитие воображения детей зависит как от врождённых задатков, так и от богатства его жизненного опыта. Чем богаче жизнь ребёнка яркими впечатлениями, событиями, тем прочнее фундамент для развития воображения, тем глубже его способность к творческому мышлению. На важность развития воображения именно в детском возрасте указывали все психологи. Выготский Л.С. писал: «Все будущее человек постигает при помощи творческого воображения, ориентировка в будущем, поведение опирающееся на будущее и исходящее из этого будущего, есть главная функция воображения, и поскольку основная воспитательная установка педагогической работы заключается в направлении поведения ребёнка по линии его подготовки к будущему, постольку развитие и упражнение его воображения являются одной из основных сил в процессе осуществления этой цели. Создание творческой личности, устремлённой в будущее подготавливается творческим воображением, воплощающемся в настоящем» [5, c. 12].

Таким образом, развитие воображения в дошкольном возрасте является одной из актуальных педагогических задач. Опыт ребёнка в дошкольном возрасте, его комбинаторские способности, развиты недостаточно. Богатство детской фантазии психологами объясняется, как проявление слабости критической мысли. Но именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным, сензитивным для развития воображения, и воспитателю необходимо специально организовывать деятельность детей по развитию у них воображения. Творческое воображение является необходимым условием всестороннего формирования личности, позволяя представить результаты труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности ещё до её начала, значительно углубить и расширить процесс познания, оказывая влияние на становление личности в целом. В соответствии с теорией обогащения развития А.В. Запорожца огромное значение и исключительную ценность имеют специфически "детские" виды деятельности, к которым относится создание оригинальных образов при рисовании. [13].

Проблема инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в настоящее время. Среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) составляют многочисленную группу и относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема воображения у детей с НОДА до настоящего времени остаётся до конца не изученной. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что для полноценного развития ребёнка с НОДА, есть необходимость, развития воображения, а с другой стороны, в настоящий момент нет чётких методик, которые помогли бы педагогам построить свою работу и организовать развития воображения через изодеятельность у детей имеющих нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата.

    1. Возможности изобразительной деятельности для развития воображения старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребёнка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

Так что же это такое «изобразительная деятельность», или другими словами рисование? Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребёнка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребёнка сюжеты.

Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое своё отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приёмов, изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными. Освоение приёмов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребёнка становятся все более эмоциональными, они пронизаны эстетическим, познавательным, личностным смыслом.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребёнка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребёнку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы её изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т.С. Комарова указывает: «Важно внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу-вверх, потому что оно так растёт, а домик — вот так» и т.п.)» [10].

К сожалению, на занятиях нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их высокая коррекционная значимость. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и манкой, свечой, использовать для рисования клей и т. д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на камушках, ракушках. Учатся работать кистью, карандашом, стекой. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, верёвок, трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п. На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать (смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображённый предмет цветными мелками наносить гуашь или акварель, наносить краску на файл для получения фона и т. д.).

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства: густоту, твёрдость, вязкость. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогает игра с цветом. Дети видят, что при добавлении разного количества воды в акварель, можно получить различные оттенки цвета. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

Как известно, дети с ограниченными возможностями здоровья часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения, не позволяют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это даёт толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.

Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Дети, которые научились определённому виду искусства, начинают радоваться успехам, желают продолжения и укрепления своих успехов, принимают участие в различных выставках, конкурсах.

В процессе творческой деятельности у ребёнка с ОВЗ усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Средства творчества предоставляют ребёнку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Если ребёнок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезна творческая деятельность, позволяющая ребёнку выйти из состояния зажатости.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д.). Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование по клейстеру, руками. Эти и другие техники требуют точности и быстроты движений (например, выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент (например, чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно и не достигнуть).

Занятия с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания.

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию творческого воображения, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в целом.

Выводы:

1.Воображение – первая ступенька к творчеству, фундамент, первооснова, в конце концов, крылья творчества. От современных детей стремятся получить конечный результат – умение творить – сложного и длительного процесса развития воображения, вычеркнув при этом сам процесс. Если бы это было возможно, т.е. получение результата без его составляющих, то жизнь во многом бы упростилась. Только представьте: чтобы вырастить дерево, нам уже не нужны ни семена, ни почва, ни вода, ни солнце, и вообще, мы ничего не выращиваем – у нас уже растёт дерево. Только кому надо такое «упрощение»? Ведь – это не только плодоносящий кусок бревна, сырье или топливо. Дерево представляет собой и эстетическую красоту. Так и результаты творчества следует рассматривать как сложный, долгий, прекрасный процесс формирования творческого воображения.

2. Организовывая изобразительную деятельность старших дошкольников, важно опираться на механизмы воображения, разработанные Л. С. Выготским.

3. В организации изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста использовать нетрадиционные техники рисования, как залог успешного формирования творческого воображения.

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1.Характеристика методики формирования творческого воображения у старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата

Среди основных направлений коррекционно-развивающего обучения детей с НОДА и прогностически благоприятных в развитии – занятия, направленные на формирование двигательных навыков, развитие предметной деятельности, речи, общения, игры. В связи с этим изобразительная деятельность выступает, как деятельность в процессе формирования, посредством которой активизируются двигательные навыки, восприятие, речь, игра и ряд других немаловажных аспектов психики ребёнка  дошкольника.

Дети с НОДА проявляют интерес к рисованию и при правильной организации занятий она становится любимым видом деятельности.

Одно из условий развития творческих способностей детей – использование разнообразных техник изобразительной деятельности. При взаимосвязи обучени 

технике изображения и творчества ребёнок старшего дошкольного возраста имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребёнку освоить те способы и приёмы, которые ему были неизвестны (воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приёмы).

Термин «нетрадиционный» можно рассмотреть, как отступление, отказ от традиций; свежий; новаторский. Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно -выразительные приёмы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе. Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности приобрела актуальность в 90-е годы прошлого столетия. Необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности [16].

Мы убеждены, что предлагаемые ниже приёмы, техники и упражнения в работе с художественным материалом способствуют развитию детского творческого воображения , а также его активности и инициативы.

Мы считаем, что использование той или иной техники, того или иного приёма должно быть условным. Имеется в виду, что не нужно требовать от воспитателя, чтобы он при работе по данной теме использовал именно этот приём, а не как-либо другой. Такой принцип работы, по нашему мнению, не отвечает сегодняшнему времени и противоречит принципам личностно – ориентированного образования, т.е. сущности самой образовательной реформы.

Кроме того, для успешной работы при проведении занятий изодеятельности должны соблюдаться условия безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Для этого необходимо: восхищаться каждой идеей ребёнка так же, как восхищаются его первыми шагами; позитивно подкреплять все идеи и ответы ребёнка; использовать ошибку как возможность для нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;  максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям детей; создавать климат взаимного доверия; обеспечивать ребёнку независимость в выборе и принятии решений с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение. Непременным условием проведения занятий является положительная поддержка деятельности детей: исключается всякая её критика. Занятия проводятся в игровой форме.

Предлагаемые ниже приёмы, техники, упражнения и задачи нетрадиционного рисования по развитию художественного воображения взяты у разных авторов, в разных изданиях. Сейчас уже трудно установить, кому именно принадлежит авторство в создании того или иного приёма.

Варианты нетрадиционных техник рисования (как рисовать?)

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо  вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшиелисты, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск поролоном.

Возраст: от четырёх лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой.

Возраст: от четырёх лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки и акварель.

Возраст: от четырёх лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.

Монотипия предметная.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная - отражение в воде.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Кляксография обычная.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Отпечатки листьев.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, картон листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берёт новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Диатиппия.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, картон, гуашь, кисти, карандаш.

Способ получения изображения: нанести лёгкий слой краски на поверхность картона и сверху положить лист бумаги. Теперь рисуем карандашом, стараясь не сильно давить руками на бумагу. На той стороне, которая была прижата к картону, получается оттиск - зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном.

Штамповка.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет. 

Материалы: бумага, овощи, гуашь, кисти.

Способ получения изображения: для этой необходима крупная печать-клише, которую можно изготовить из овощей. Данную технику можно использовать для создания орнаментов, узоров.

Линогравюра.

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, клей, картон, гуашь, кисти.

Способ получения изображения: на картон наклеиваются вырезанные из плотной бумаги узоры, силуэты, фигуры. Затем покрывается толстым слоем клеем ПВА, когда клей высохнет, наносится краска и делается отпечаток на листе бумаги.

Волшебные нитки.

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: фактура, цвет, пятно.

Материалы: бумага, нитки, гуашь, кисти, карандаши.

Способ получения изображения: ребёнок опускает нить в краску, аккуратно укладывает на лист и накрывает другим листом. Придерживая верхний лист, вытягивает нитку. Карандашом, красками придаёт работе завершенный вид.

Фотокопия.

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: фактура, цвет, пятно.

Материалы: бумага, свеча, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок наносит рисунок свечой, затем лист покрывает акварельной краской. Изображение, сделанной свечей, проявляется, как будто проявление фотоплёнки.

Граттаж .

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: фактура, цвет, пятно.

Материалы: белый картон, краски, свеча, тушь, острая палочка.

Способ получения изображения: ребёнок на лист бумаги наносит красками разноцветные пятна без просвета. Когда краска высохнет, натирает всё изображение свечой и покрывает тушью с добавлением жидкого мыла. После того, как лист высохнет, ребёнок острой палочкой процарапывает рисунок.

Витраж.

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, карандаш, силикатный клей, гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок простым карандашом наносит изображение на листе бумаги. Силикатным клеем тонко, через пипетку, проводит по контуру рисунка. Когда клей высохнет, пространство между контурами заполняется красками.

Пуантилизм.

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, карандаш, фломастеры/ гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует контур изображения и заполняет его точками.

Дадаизм.

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, карандаш, фломастеры.

Способ получения изображения: рисунок в несколько рук. Бумага сгибается «гармошкой» (в зависимости от того, сколько детей будет рисовать) и каждый ребёнок рисует на своём «участке» бумаги, не видя изображения других детей, а лишь отталкиваясь от выведенных на его стороне бумаги точек, которыми заканчивается рисунок предыдущего ребёнка. В результате получается необычное фантастическое изображение.

Упражнения и задания (что рисовать?)

Личная аналогия. Используя аналогию или эмпатию, попросить детей представить себя каким-нибудь существом, сказочным героем и нарисовать рисунок их глазами. Например, паук видит траву огромной, а собаки не различают цветов и для них мир черно-белый, а пчелы не видят красного, а змеи видят в основном тёплые объекты, чем теплее, тем ярче. А если представить себя пришельцем с каким-нибудь хитрым зрением?

Сделать наоборот. Например, чтобы нарисовать необычный дом, изменяем в нем форму, расположение (на боку, вниз, висящий в воздухе).

Увеличение - уменьшение. Предложить детям увеличить или уменьшить какую-то часть объекта. Например, дом с огромной трубой, а слон с маленькими ушами и носом.

Объединение. Предложить детям объединить два и более объектов в один. Например, предложить нарисовать «чайникопетуха», «свинослона», «жирафолейку» ит.д.

Универсализация. Предложить детям незначительно изменить объект так, чтобы по форме он напоминал другой (дом в форме карандаша, яблока и т.п.).

Само собой разумеется, приведённые приёмы нестандартных техник рисования не являются универсальными и единственно верными. Дети с ОВЗ непостоянны, инертны, быстро теряют интерес к творческой деятельности, и только педагог, умеющий выработать требования к детям, мотивационные ресурсы и стимулирование, добивается высоких и эффективных результатов. Поэтому важной составляющей деятельностью при работе с детьми с ОВЗ является коррекционная работа: включение в образовательную деятельность динамических пауз, пальчиковых игр, развивающих игр, физминуток, и др.

 Многогранная деятельность детей на занятиях изобразительной деятельности создаёт положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Как показал опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребёнка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность.

Формируя и обогащая продуктивную детскую деятельность, а также учитывая её специфику и коррекционную направленность мы, таким образом, способствуем ослаблению и ликвидации многих нарушений психических процессов.

2.2 Организация экспериментальной работы по формированию воображения у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Для выявления типичных возрастных особенностей воображения дошкольников с НОДА нами было организовано экспериментальное исследование. Дополнительной целью исследования явилось определение содержания коррекционно-педагогической работы по развитию данного психического процесса у дошкольников исследуемой категории.

Экспериментальной базой исследования являлось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад №193 комбинированного типа города Макеевки». Исследование проводилось в 2021-2022 уч. гг., в нем участвовало 12 воспитанников подготовительной группы «Игрушки», в возрасте 6-7 лет. По заключению ПМПК у детей имелись следующие диагнозы: 10 детей – плосковальгусные стопы I, II степени, 2 ребёнка – сколиоз.

Исследование проходило в 3 этапа.

1 этап исследования (сроки: февраль 2022 г.).

Для исследования нами был использован тест креативности Э. Торранса «Дорисуй фигуру», разработанный О.М. Дьяченко [4]. (Приложение 1)

Цель: определить исходный уровень развития творческого воображения. Оборудование: лист А4 с изображением фигур, карандаши, фломастеры.

Инструкция:

Ребёнку на специальном бланке предлагалось 10 контурных фигур, используя которые как основу, он должен был нарисовать как можно больше предметов. Детям озвучивалась следующая инструкция: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь». Детей просили нарисовать как можно больше разнообразных и необычных предметов, сделать рисунки достаточно полными и подробными. Инструкция позволяла ребёнку рисовать как вне, так и внутри фигуры, использовать одну, две или более фигур для одного рисунка. Задание выполнялось как индивидуально, так и в группе. Закончив работу, ребёнку предлагалось ответить на вопрос, что у него получилось. Результаты ответа детей фиксировались воспитателем в протоколе.

Для оценки результатов использовались указанные ниже критерии:

  1. Высокий уровень – ребёнок создаёт оригинальные рисунки, часто детализированные. Предложенная фигура для дорисовки обычно является центральным элементом рисунка. Коэффициент оригинальности выше среднего на 3 и более балла.
  2. Средний уровень – ребёнок дорисовывает все фигуры, однако, многие рисунки повторяются самим ребёнком, так и другими детьми. Коэффициент оригинальности равен среднему или на 1-2 балла.
  3. Низкий уровень – ребёнок либо не понимает задание и рисует что-то своё рядом, либо рисует примитивнее шаблоны, схемы. Коэффициент оригинальности ниже среднего на 1 балл.

По результатам исследования был рассчитан средний коэффициент оригинальности по группе, Kср составил – 3,8. При подсчёте среднего коэффициента оригинальности мы использовали формулу:


Kср= k+k+k/n

где K количество оригинальных неповторяющихся ответов каждого воспитанника,

N – количество детей, принимавших участие в исследовании.

Показатели определили следующие уровни развитости творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста группы «Игрушки»: высокий уровень (7-10 оригинальных фигуры) – 2 ребёнка, средний уровень (3-6 фигуры) – 9 детей, низкий (0-2 фигуры) – 1 ребёнок.

 

Эти данные позволяют утверждать, что у детей подготовительной группы на начало исследования имеют средний уровень развитости воображения.

Кроме того, нами составлена диаграмма (Приложение 2), где видна динамика распределения уровней развития воображения детей в начале исследования в процентном отношении.

Рисунки детей отличаются однотипностью, повторениями и простотой изображения. Дошкольники, дорисовывая заданный элемент, не добавляли каких-либо деталей, изображая простые, известные им предметы без оригинального содержания, при этом несколько детей просто раскрашивали предъявляемые им фигуры.

Эти данные позволяют утверждать, что дети подготовительной группы «Игрушки» на начало исследования имеют средний уровень развития воображения.

Результаты экспериментального исследования позволяют нам сделать вывод о необходимости построения целенаправленной коррекционной работы с детьми 6-7-ми лет  по развитию у них творческого воображения. Необходимо создание благоприятных условий для дошкольников с ОВЗ во всех сферах их деятельности в условиях инклюзивного образования, как прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

II этап исследования (сроки: март – апрель 2022г).

Исходя из результатов диагностического изучения, были введены новые условия, комплекс приёмов и средств, способствующих развитию творческой активности детей подготовительной группы «Игрушки» во время занятий изобразительной деятельности. Наш эксперимент проводился на основе выбранных методов и приёмов, описанных ранее, куда вошли разнообразные нетрадиционные техники рисования.

При проведении организованной образовательной деятельности учитывались показания и рекомендации узких специалистов: психолога, инструктора по ЛФК, инструктора по физическому воспитанию, логопеда, музыкального руководителя. Планируя коррекционную работу, мы учитывали следующие моменты: диагноз каждого ребёнка, возрастные и личностные особенности, активное участие, вовлеченность детей на занятиях, использования на занятиях оздоровительных технологий, поддержка инициативы детей во всех видах деятельности, советы рекомендации узких специалистов.

Комплекс коррекционных занятий включал в себя специально подобранные игры и упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, развитие психических процессов (мышления, внимания, памяти, воображения), стимуляцию творческой активности детей. Часть каждого занятия отводилась на изобразительную деятельность, основным средством выполнения каждой работы являлись нетрадиционные техники рисования: точечный рисунок, рисование пальчиками и ладошкой, набрызг, рисование на мокрой бумаге, рисование под музыку с закрытыми глазами, рисование клеем с солью, ниткография, рисование свечой и акварелью, кляксография с трубочкой, рисование мыльными пузырями и др. [16].

III этап исследования (сроки: май 2022г).

Анализ эффективности проведённой работы. Для выявления результатов нашего эксперимента мы провели контрольный срез. Результаты детей подготовительной группы «Игрушки» оказались следующими: повысился уровень знаний, умений и навыков, в сравнении с началом исследования.

Для определения влияния экспериментального обучения на уровень сформированности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в конце исследования детям было предложено два задания.

Цель: определить исходный уровень развития творческого воображения. Оборудование: листы А4, карандаши, фломастеры, краски.

Инструкция:

 Детям предлагалось по два предметных рисунка: петух и чайник, бабочка и карандаш, автомобиль и яблоко. Суть задания заключалась в следующем:

  • выделить в предложенных объектах существенные признаки,
  • изменить их (увеличить или уменьшить), создать ассоциативный образ, предполагающий собой комбинацию изменённых диссоциированных элементов.

Суть второго задания заключалась в том, что детей просили нарисовать животное, которое они лучше всего умеют изображать, и изменить у него отдельные его части, т.е. создать диссоциированный образ (Приложение 3).

Основными критериями развитости воображения мы считали:

-создание ими такого продукта изобразительного творчества, который бы отмечался оригинальностью, нестандартностью;

-степень самостоятельности в создании продукта изобразительного искусства.

Отметим основные показатели высокого, среднего и низкого уровней развитости воображения детей старшего дошкольного возрастаю

  1. Высокий уровень – ребёнок совершенно самостоятельно способен диссоциировать предложенные объекты, выделять в них существенные признаки, изменять их; проявлять достаточную инициативу и заинтересованность.
  2. Средний уровень – ребёнок в основном выполняет творческие задания не по подсказке,  проявляет инициативу и заинтересованность.
  3. Низкий уровень – ребёнок рисует рядом предложенные объекты, , никак их не изменяя, изображение контурное, схематическое, лишённое деталей, работает под руководством воспитателя на репродуктивном уровне.

Полученные показатели позволяют утверждать, что экспериментальная работа с данной возрастной категорией была эффективной и показала значительный рост активности творческого воображения детей .

 

Для подтверждения данного вывода нами была построена диаграмма (Приложение 4), где мы отразили уровни развития воображения в конце исследования.

Так диаграмма уровня развития воображения показывает, что низкий уровень составляет – 8%, средний – 34%, высокий – 58% детей.

Для большей убедительности изобразим динамику процентного соотношения диагностического и контрольного срезов на начало и конец исследования в виде следующей диаграммы (Приложение 5).

Сравнительная диаграмма наглядным образом даёт возможность соотнести показатели диагностического и контрольного срезов. Результаты показывают, что количество детей с высоким уровнем развития воображения с 17% увеличилось до 58%. Это подтверждает, что наш эксперимент оказался эффективным, работа по развитию творческого воображения велась в верном направлении. Одним из условий работы было специальное обучение с использованием нетрадиционных техник рисования.

Выводы:

  1. Соблюдая ряд педагогических условий, одним из которых является использование личностно-ориентированной методики в работе с детьми, направленной на развитие творческого воображения с использованием нетрадиционных техник рисования, мы добились положительных результатов. Так, низкий уровень развития воображения остался прежним, средний с 75% снизился до 34%, а высокий уровень воображения поднялся с 17% до 58%.
  2. Итак, результат данного исследования свидетельствует, что при систематической совместно-организованной работе воспитателя и воспитанников можно добиться значительных результатов.

 

ВЫВОДЫ

Современное общество формирует для системы дошкольного образования новый социальный заказ, направленный на разностороннее развитие личности детей во всех основных образовательных областях, их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям [21].

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования, ознакомившись с опытом педагогов-практиков по данному вопросу можно сделать вывод: творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.

 Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья [21].

Творческое воображение у старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата зависит от развития психических и физических функций ребёнка. Но это связь взаимообусловлена, с одной стороны, творчество зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой – оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий.

Использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата в целом.

Анализ результатов диагностики детей на констатирующем этапе эксперимента, позволил сделать вывод о том, что у большинства детей средний уровень развития творческого воображения и технических навыков по изодеятельности. Полученные результаты вызвали необходимость работы по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей подготовительной группы с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Анализ результатов повторного диагностирования у детей, позволил сделать выводы о том, что у большинства детей наблюдается положительная динамика в формировании творческого воображения и технических навыков по изобразительной деятельности.

Эффективность использования изобразительной деятельности на основе изучения и освоения нетрадиционных техник для формирования творческого воображения дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата обоснована.

Поставленная цель в данной работе достигнута. Мы стремимся воспитать творческую личность. Чтобы ребёнок, став взрослым, мог так же творчески преодолевать все трудности.

 Нужно помнить, что каждый ребёнок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед педагогом стоит задача – раскрыть природные способности ребёнка, помочь ребёнку познать мир своим путём. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребёнка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких детей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, также как все дети, должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В настоящее время гармоничное развитие дошкольников относится к числу важнейших проблем психологии и педагогики. Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, формирования личностных качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Гармоничное развитие дошкольника способствует повышению самооценки, что даст возможность занимать лидирующие позиции в обществе, позволит быть успешным в профессиональной деятельности в будущем. Проблема подготовки современных высокообразованных, но и духовно богатых, инициативных граждан, способные адекватно относиться к происходящим в мире и стране событиям, относится к числу важнейших целей образования Донецкой Народной Республики [11, с.1].

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антонова, Т. В. Особенности развития воображения детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. В. Антонова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68085/
  2. Архипович, О. В. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья как создание условий для успешной социализации / О. В. Архипович, И. Н. Конькова, Н. В. Кулакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 1-7. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46662/
  3. Беляева, О.Л., Брюховских, Л.А., Дмитриева, О.А., Козырева, О.А., Сырвачева, Л.А. Инклюзивное образование: новые возможности и опыт: Коллективная монография – Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. – 160 с.
  4. Веракса, А.Н Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7лет. Пособие для педагогов и психологов дошкольных учреждений / Мозаика-Синтез, 2012. –  128 c.
  5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк:Кн. для учителя. – 3-е изд. -М.: Просвещение, 1991. –98с.
  6. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. – 1972. – № 2. – С. 114-123.
  7. Гамезо, М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу Г18 «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. –  С. 172-190
  8. Дюрягина, И. Н., Темниковаразвитие Е. Ю. Творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития//учёные записки нтгспи. серия: педагогика и психология. 2023. № 1
  9. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование - М.: ТЦ Сфера, 2005– 128 с.
  10. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 102с.
  11. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики https://drive.google.com/file/d/1iZg1O9LggygmaDmR6QmIbpzQVPRAdZi5/view
  12. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие,// Психологический журнал .2001. №5. – С.57
  13. Леонтьев, А.Н., Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В. -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995.  144с.
  14. Москвина, А. В., Сусаева С. А. Кондуктивная педагогика как метод развития творческих способностей дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2017. №4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konduktivnaya-pedagogika-kak-metod-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov-s-narusheniem-oporno-dvigatelnogo-apparata
  15. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник: В 3 кн. / Р.С. Немов. –М.: ВЛАДОС, 2006. – 608 с.
  16. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / А.В. Никитина. – СПб. – 2008.– 102 с.
  17. Петровский, А. В. Беседы о психологии. - М.: Педагогика, 1962, – С. 74-111.
  18. Развивающая предметно-пространственная среда как важный фактор формирования личности ребёнка в условиях ДОО(У). Методическое пособие. / Авт.-сост. Макеенко Е.П., Сипачёва Е.В., Ищук В.С., Бойко Л.П. и др. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 44 с.
  19. Сарбалаева, С. М. Развитие воображения у детей дошкольного возраста // Наука и современность. 2013. №25-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-voobrazheniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
  20. Сатари, В. В. Влияние социальных факторов на развитие воображения у детей младшего школьного возраста с ДЦП // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №116. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnyh-faktorov-na-razvitie-voobrazheniya-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-dtsp
  21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования https://shkolastarotimoshkinskaya-r73.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/DetSad/FGOS_DO_v_deystvuyuschey_redaktsii_s_17.02.2023.pdf

 

 

 

 

 

Приложение 

 

x1707482893.jpg
z1707482874.jpg
g1707482859.jpg

 

a1707482694.jpg
r1707482668.jpg

 

z1707482608.jpg
l1707482581.jpg
j1707482561.jpg
k1707482540.jpg

 

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации