Методические рекомендации «Формирование УУД при рeшeнии тeкстовых задач на уроках матeматики»
Овсянникова Дарья Константиновна, учитель 1 категории, МБОУ «СОШ №6», г.Новокузнецка, Кемеровской области.
Толченова Татьяна Анатольевна, учитель высшей категории, МБОУ «СОШ №6», г.Новокузнецк, Кемеровской области.
Хайрутдинова-Шиллер Ольга Викторовна, учитель 1 категории, МБОУ «СОШ №6», г. Новокузнецка, Кемеровской области.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ.
Ключевые слова: интерактивное обучение, специальная форма организации познавательной деятельности, активность педагога, активность учащихся, мозговой штурм, дискуссия, ролевые игры.
В статье рассмотрены возможности методик интерактивного обучения при изучении истории и обществоведения. Доказано, что интерактивное обучение является специальной формой организации познавательной деятельности учащихся на уроке.
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях «ученик – ученик» (работа в парах), «ученик - группа учащихся» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учащихся – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер» и т.д. Интерактивное обучение - специальная форма организации познавательной деятельности, когда практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы. Ученик не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетенций в образовательной и коммуникационной сферах.
Очень эффективен мозговой штурм - метод продуцирования идей и решений при работе в группе. Цель метода: ведение группового обсуждения для решения какой-либо проблемы. Для проведения мозгового штурма коллектив делится на две группы: генераторы и аналитики идей. Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом называя идеи (нельзя повторяться); чем больше список идей, тем лучше.
Задачами методики мозгового штурма являются: включение в работу всех членов группы; определение уровня знаний и основных интересов участников; активизация творческого потенциала участников. Размер групп можно выбирать в зависимости от целей занятия и отведенного на него времени: 2, 3, 4, 5 – 6.
Для создания групп можно предложить следующие способы: найдите себе партнера, с кем бы вам хотелось работать в течение следующих десяти минут; выберите того, с кем вы еще не работали вместе; выберите того, кто родился в том же месяце, что и вы; примерно того же роста, как и вы и т.д.
Во время проведения мозгового штурма педагог кратко излагает суть проблемы или вопрос и правила проведения мозговой атаки, фиксирует идеи, высказанные участниками, держится в стороне от дискуссии. Со стороны учителя запрещается критика любых мнений и предложений, предпочитается разнообразие идей. Обычно такие задания обогащают личный опыт учащихся. Дети после обсуждений обычно приходят к правильным выводам. Знания, полученные на этом уроке, могут пригодиться ученикам в их будущей самостоятельной жизни.
Дискуссия – специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. Цели дискуссии: воздействие на мнения и установки участников в процессе обучения. Участники групповой дискуссии должны: слушать и слышать друг друга; не перебивать; не оценивать друг друга; не обижать и не обижаться; умолкнуть по знаку; участвовать всем; соблюдать регламент.
Существуют различные формы дискуссионного диалога при изучении истории: «круглый стол» (разные позиции – свободное выражение мнений);
экспертные группы (обсуждение в микрогруппах, затем выражение суждений от группы); форум (группа вступает в обмен мнениями с аудиторией); симпозиум (формализованное представление подготовленных мнений, сообщений по данной проблеме); дебаты (представление бинарных позиций по вопросу: доказательство – опровержение); «судебное заседание» (обсуждение, имитирующее судебное разбирательство – слушание дела); «аквариум».
Роль учителя в организации групповой дискуссии: обозначение проблемы; побуждение к дискуссии всех участников; сбор различных мнений и аргументов; подведение итога групповой работы; сообщение объективной информации по теме дискуссии и своего комментария; заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца. В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением правил ведения дискуссии: Я критикую идеи, а не людей. Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
Ролевая игра – ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом. Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли.
Литература:
Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек .Методы обучения. Обучение в сотрудничестве.-Викепедия.
Джон Дьюи .Демократия и образование.-М.:Педагогика-пресс,2000.
Д.И.Латышина. История педагогики.-Гардарики,2005.
В.Я. Ляудис. Инновационное обучение и наука.-М., 1992.
А. А. Радугин .Педагогика.-М.:Центр,2002.
Ю. Г. Фокин .Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество.-М.:Академия,2002.
Е.А.Хруцкий .Организация и проведение деловых игр.-М.:Высшая школа, 1991.