12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Герасимова Анжелика Николаевна21
Россия, Мордовия респ., Саранск
2

Выступление «Формирование здорового образа жизни у детей с особыми образовательными потребностями»

Формирование здорового образа жизни у детей с особыми образовательными потребностями


 

В современной жизни наблюдаются серьезные изменения в социальной сфере. Одним из главных ее ориентиров являются состояние здоровья человека, спортивные достижения людей (основные показатели уровня жизнеспособности и цивилизованности страны), а уровень здоровья общества определяется по отношению в нем к детям, старикам и инвалидам.

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны. Особенно это важно для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Эти дети с рождения уже имеют значительные отклонения в состоянии здоровья: неврозы, соматическую ослабленность, хронические заболевания, отклонение в умственном развитии и поведении. Отставания в физическом развитии данной категории детей, степень приспособления к физической нагрузке зависят не только от поражения центральной нервной системы, но и являются следствием вынужденной гипокинезии.

Уроки физической культуры для обучающихся с интеллектуальными нарушениями это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья. При этом важным является использование эффективных психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Наиболее целесообразным, на наш взгляд, является использование здоровьесберегающих технологий, которые включают систему мер, взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах обучения и развития.

Применение здоровьезберегающих технологий на уроках физической культуры предоставляют благоприятные возможности для укрепления физического здоровья учеников с интеллектуальными нарушениями, обеспечивают соответствующий уровень физической подготовленности, способствуют коррекции физических и личностных нарушений, содействуют социальной адаптации в изменяющихся социально-экономических условиях.

Поэтому весьма актуальной и своевременной является проблема, использования здоровьесберегающих технологий для укрепления физического здоровья и формирования здорового образа жизни у детей с интеллектуальными нарушениями.

 

Идея педагогического опыта

Идея педагогического опыта заключается в применении здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры с целью укрепления физического здоровья и формирования здорового образа жизни у детей с интеллектуальными нарушениями. Для реализации данной цели в своей работе я применяю:

технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, ритмопластика, логоритмика, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная и артикуляционная гимнастика);

технологии обучения здоровому образу жизни (игротренинги и игротерапия, самомассаж, точечный самомассаж);

коррекционные технологии (арттерапия, технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая гимнастика).

Эти, как и многие другие рекреативно-оздоровительные технологии способствуют физической и духовной реабилитации детей, максимальному развитию инициативы, самостоятельности, снимают физическое, психическое и интеллектуальное напряжение и стимулируют социальную активность.

Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у детей с интеллектуальными нарушениями стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

 

Теоретическая база опыта

В исследованиях Н.К. Смирнова, О.В. Петрова и др. здоровьесберегающие образовательные технологии, рассматриваются как психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на формирование здорового образа жизни у детей, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению. Они способствуют формированию представлений о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии, по мнению М.М. Безруких, В.Д. Сонькиной, это определенные условия обучения детей в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

В исследованиях В.А. Баркова, О.С. Бердовой, М.Ю. Гайнутдиновой, Г.И. Гербцовой, А.А. Дмитриева, А.М. Полещук, Д.В. Тихона и др. доказана благотворная роль применения здоровьезберегающих технологий в укреплении физического здоровья и формирования здорового образа жизни у детей с интеллектуальными нарушениями. Кроме того, указывается на влияние основного дефекта на состояние двигательной и психической сферы детей, средствах и методах коррекции нарушений, об особенностях форм организации занятий физическими упражнениями.

Для детей с интеллектуальными нарушениями особенно важно создание здоровьесберегающей среды: содержательных, организационных условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, формирование у них потребности в здоровом образе жизни.

Уроки физической культуры планирую в условиях 3-х часовой нагрузки в неделю. В своей работе много внимания уделяю развитию практических навыков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению учащихся к урокам физкультуры, разъясняю при этом важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями.

При планировании и проведении урока для детей с интеллектуальными нарушениями акцент ставится на основные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:

- рациональная плотность урока;

- включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

- оптимальное сочетание различных видов деятельности;

- выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся с интеллектуальными нарушениями;

- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

- осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей;

- создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;

- включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития;

- целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части.

Основные ориентиры при проведении уроков, направленные на укрепление физиологического и психологического здоровья учащихся с интеллектуальными нарушениями определяются принципами:

- принцип двигательной активности;

- принцип оздоровительного режима; принцип формирования правильной осанки, навыков рационального дыхания, и т.д.;

- принцип реализации эффективного закаливания;

- принцип психологической комфортности;

- принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка.

В процессе всех уроков прививаются гигиенические навыки ребенку, предусматриваю участие его в регулировании общего режима дня, в частности, режима движений в течение дня. Учу детей правильному дыханию, приемам массажа (самомассажа).

Вместе с учащимися ведем активную агитационную работу по пропаганде занятий физической культурой и спортом, оформляем спортивные уголки, стенды.

 

Результативность опыта

Внедрение системы здоровьесберегающих образовательных технологиий для укрепления физического здоровья и формирования здорового образа жизни у детей с интеллектуальными нарушениями позволило добиться следующих результатов:

Повысить успеваемость по предмету.

Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.

Повысить интерес учащихся с интеллектуальными нарушениями к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.

Повысить динамику состояния здоровья учащихся.

Итак, привитие навыков здорового образа жизни является важной составляющей деятельности учителя в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями, так как только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.

 

Список литературы

Барков, В.А. Педагогическая помощь детям с интеллектуальной недостаточностью средствами физической культуры / В.А. Барков, А.М. Полещук, Д.В. Тихон // Дефекталогия. – 2002. – № 3. – 104 с.

Безруких, М.М. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: Триада-фарм. 2002. 346 с.

Бердова, О.С. Инновационный подход к организации физического воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида / О.С. Бердова // Коррекционная педагогика. – 2010. – №4. – 112 с.

Гайнутдинова, М.Ю. Специальная методика физического воспитания. Часть II : учебно-методическое пособие / М.Ю. Гайнутдинова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012 – 74 с.

Гербцова, Г.И. Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физической культуре для детей с нарушением интеллекта 1-4 классов / сост. Г.И. Гербцова. – СПб.: Образование, 1994. 41 с.

Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном образовании: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.А. Дмитриев. – М.: Академия, 2002. – 176 с.

Рубцова, Н.О. Организация и методика физического воспитания инвалидов с нарушениями интеллекта: учебное пособие для студентов очной и заочной формы обучения / Н.О. Рубцова.– М.: РГАФК-ИСМ, 1995. – 51 с.

Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. - М.: АПКиПРО, 2002. – 121 с.

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.