Фрагмент урока русского языка на тему «Однородные члены предложения» (4 класс)
Класс: 4
УМК: Школа России
Предмет: русский язык
Тема урока: Однородные члены предложения
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель занятия: ознакомление обучающихся с особенностями однородных членов предложения
Задачи:
Образовательные: познакомить с понятием «однородные члены предложения»; закрепить знания о предложении, тексте, словосочетании;
Развивающие: развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету «Русский язык», самостоятельность, ответственность и аккуратность.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: знают понятие «однородные члены предложения»; знают о предложении, тексте, словосочетании;
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: развивают умения находить наиболее эффективные способы решения учебных задач; добывают новые знания; находят ответы на вопросы, используя учебник;
Коммуникативные УУД: формулируют свои затруднения; слушают других и принимают иную точку зрения;
Регулятивные УУД: умеют формулировать тему, цель, задачи урока; осуществляют учебные действия в устной и письменной речи; осуществляют итоговый и пошаговый контроль своей деятельности;
Личностные результаты: проявляют мотивы к учебной деятельности, развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Ход урока
Этапы урока, время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
Организационно-мотивационный этап |
- Здравствуйте, ребята! Проверьте все ли готово у вас к уроку. Если готово, встаньте ровно, красиво. Тихо сели. - Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. |
|
Личностные: проявляют мотивы к учебной деятельности. |
Постановка учебной задачи |
- Ребята, я сейчас вам прочитаю текст, а вы внимательно его послушайте. - В новую квартиру переезжают новоселы. Папа несет вещи, мама несет вещи, сын несет вещи на второй этаж. - Что вы заметили?
- Как изменить предложение
- О ком говорится в этом предложении? - Сколько получилось подлежащих? - Что говорится о папе, маме и ребенке? - Сколько сказуемых в этом предложении? - Послушайте следующее предложение. - Сын перенес коробки, сын повесил в шкаф одежду, сын расставил посуду в буфете. - Какое слово повторяется в этом предложении? - Как можно изменить предложение?
- Сколько подлежащих в этом предложении? - Сколько сказуемых к нему относится? - Ребята, предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? - Предположите, как могут называться такие члены предложения. - Сформулируйте тему урока. - Какую цель поставим перед собой?
- Какие задачи урока?
- Эти задачи послужат планом нашего урока. |
Слушают текст
- Во втором предложении повторяются слова несет вещи - Папа, мама и сын несут вещи на второй этаж - О папе, маме и сыне - Три подлежащих - Они несут вещи - Одно
Слушают предложение
- Сын
- Сын перенес коробки, повесил в шкаф одежду и расставил посуду в буфете - Одно
- Три - О предложениях, в которых несколько подлежащих, сказуемых - Однородные члены предложения
- Однородные члены предложения - Узнаем, какие члены предложения называются однородными - Узнать, какие члены предложения называются однородными - Научиться находить однородные члены в предложениях |
Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя
Коммуникативные: умеют четко и ясно выражать свою точку зрения Познавательные: выполняют задания учителя
Регулятивные: под руководством учителя определяют тему урока; формулируют цель урока |
Учебные действия |
- Откройте учебник на стр. 26. Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!»
- Мы с вами узнали, какие члены предложения называются однородными. Значит выполнили первый пункт нашего плана урока. - Теперь применим эти знания на практике. - Прочитайте первую пару предложений из упражнения 32. - Какие слова выделены в предложениях? - К какому члену предложения они относятся? - В чем различие предложений?
- Какими членами предложения являются выделенные слова? - Итак, почему эти слова называются однородными? - Молодцы! |
- В предложении может быть несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Такие члены предложения называются однородными.
- В болоте урчали лягушки. В болоте урчали, квакали лягушки. - Урчали, квакали - К подлежащему лягушки
- В первом предложении одно сказуемое, во втором – два - Однородными
- Они относятся к одному и тому же слову. |
Коммуникативные: умеют четко и ясно выражать свою точку зрения
Познавательные: выполняют задание
|
Первичное закрепление |
- У вас на партах лежат карточки с заданиями. Возьмите карточку под номером 1. Выполнять работу будете в парах. - Вам нужно будет обозначить в каждом предложении однородные члены. - Перед выполнением вспомним правила работы в парах. - Приступайте к выполнению задания. Карточка № 1. 1. В лесном озере водились караси, плотва, щуки, лещи. 2. Осенние листья летят, кружатся, падают на землю. 3. Юркие, непоседливые синицы перелают с дерева на дерево - Проверим, как вы выполнили задание. Для этого сравните ваши ответы с эталоном ответов на слайде. - Если вы выполнили все без ошибок, поднимите зеленый круг, если допущена ошибка – желтый. - Молодцы, вы все отлично справились с заданием. - Откройте учебник на стр. 27. Прочитайте правило тетушки Совы. - Что вы узнали из правила? |
Вспоминают правила работы в парах
Проверяют пограничники эталону ответов
- Однородными членами могут быть и главные и второстепенные члены предложения. - Несколько подлежащих, или сказуемых, или второстепенных членов при одном сказуемом, или подлежащим – это однородные члены предложения. - Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления. |
Познавательные: выполняют задание
|
Действия контроля и самоконтроля |
- Возьмите карточки под номером 2. Выполнять будете в группах. - Вам нужно будет вставить пропущенные буквы в слова и объяснить, также определить какими членами предложения являются выделенные однородные члены. - Но перед тем как приступить к заданию, предлагаю вспомнить правила работы в группах. - Приступайте к заданию, я уверена, что вы во всем справитесь. Карточка №2. На полях р..ботают тракт..ры, комбайны. Комбайны скашивают, обмолачивают пшеницу, очищают зерно, высыпают его в грузовики, собирают в копны с..лому. Тракторы пашут, разрыхляют почву. Хл..боробы уже убрали с полей рож.., ячмень, ..вес. - Давайте проверим, как вы выполнили задание. Каждая группа выйдет к доске и прочитает два своих предложения и объяснит, как они выполнили. - Если выполнили все без ошибок, поднимите зеленый круг, если допущена ошибка – желтый. - Молодцы! Как я погляжу, вы все выполнили правильно. |
Вспоминают правила работы в группах
- На полях работают тракторы, комбайны. Комбайны скашивают, обмолачивают пшеницу, очищают зерно, высыпают его в грузовики, собирают в копны солому. Тракторы пашут, разрыхляют почву. Хлеборобы уже убрали с полей рожь, ячмень, овес.
Выступает каждая группа |
Познавательные: выполняют задание
|
Подведение итогов урока. Рефлексия |
- Итак, наш урок подошёл к концу, ответим на некоторые вопросы. - Что нового вы узнали сегодня? - Какая тема была? - Были ли решены задачи?
- Достигли ли мы цель урока? - Оценим свою деятельность с помощью светофора. Те, кто выполнил все правильно и без ошибки, поднимите зеленый кружочек, кто допустил одну ошибку – желтый кружочек, а у кого возникли трудности и ничего не поняли – красный круг. - Вы все молодцы! А особенно хочу выделить … . Мне понравилось, как вы сегодня активно участвовали на уроке, продолжайте в том же духе. |
Ответы детей - Однородные члены предложения - Да, мы узнали какими членами предложения являются однородные члены, также научились находить однородные члены в предложениях. - Да, так как решены задачи.
|
Регулятивные: осознают уровень и качество усвоения изученного материала |