Выступление на тему «Функциональная грамотность на уроках физики»
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
на уроках физики
Выступление на семинаре учителей физики
Слайд 1
Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям.
Слайд 2
Вспомним басню И. Крылова «Мартышка и очки». Почему мартышка не может надеть очки? Мартышка видит предмет, берет его, вертит и рассматривает, но не понимает, какие функции эти очки должны выполнять. Ей не хватает грамотности в данном вопросе, она не знает, как на практике использовать найденные ею очки.
Подобных ситуаций в нашей жизни можно привести достаточно много. Например, на одном из избирательных участков каждый четвертый избиратель заполнил бюллетень неверно. Голоса данных избирателей были аннулированы... Вопрос: почему так произошло?
Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями» или «функциональной грамотностью».
Слайд 3
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. «Мы должны научиться измерять то, что важно, а не то, что легко измерить…» А. Эйнштейн
Современный ребенок – это житель XXI века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени, и, прежде всего, проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, глубина распространения которых непрерывно увеличивается, а динамика внедрения ускоряется с течением времени. И одна из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.
Слайд 4
Внимание формированию умений по работе с текстом не случайно, ведь по данным международного исследования PISA (2000, 2003, 2006 и 2009 годы) наши учащиеся устойчиво демонстрируют результаты ниже средних международных показателей. PISA - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году.
В сравнении с другими странами у нас явно ниже результаты выполнения заданий, связанных с анализом информации, представленной в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков, схем. карт, расписаний ), характерной для средств массовой информации…
Экспертами было отмечено, что по естествознанию российские школьники лучше школьников из многих стран мира выполняли задания репродуктивного характера, отражающие овладение специфическими предметными знаниями и умениями. Однако их результаты оказались заметно ниже при выполнении заданий:
на применение знаний в практических, жизненных ситуациях;
если содержание представлено в необычной, нестандартной форме;
в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию и др.
Отмеченное указывает на необходимость формирования у человека разных видов грамотности, как возможности осознания им собственных образовательных потребностей.
Слайд 5
Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих:
грамотность в чтении (читательская грамотность)
грамотность в математике (математическая грамотность)
грамотность в области естествознания (естественно-научная грамотность)
С 2012 года отдельным направлением оценки была включена финансовая грамотность
С 2018 года в исследовании выделено еще направление – глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании PISA понимаются способности:
критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
С 2021 года впервые исследованию подвергнется креативное мышление пятнадцатилетних учащихся. Под креативным мышлением понимается способность ребѐнка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи.
Слайд 6
Итак, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, дающий возможность на основе практико-ориентированных знаний решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности.
Для широкой публики функциональную грамотность можно объяснить очень просто. Допустим, один человек знает 1 000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А владеющий лишь сотней слов ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать.
Слайд 7
Нам, как физикам, более близки математическая и естественно-научная грамотности.
Слайд 8
Математическая грамотность — это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику в различных контекстах.
Естественно-научная грамотность — это способность заниматься вопросами, связанными с наукой, и идеями науки.
Слайд 9
Практическую часть начнем с разминки и попробуем ответить на детские вопросы.
1. У него есть четыре, но если их все отрезать, то у него станет целых восемь. О чем идет речь?
Об углах четырехугольника
2. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
Нет, так как через 72 часа снова будет полночь
3. Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра?
15 градусов.
4. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?
Два разреза.
5. Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню?
Одна
6. В 9-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет 2 человека, на втором 4 человека, на третьем 8 человек, на четвертом 16, на пятом 32 и так далее. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?
Кнопка первого этажа.
7. На дереве сидели 7 воробьёв, одного из них съела кошка. Сколько воробьёв осталось на дереве?
Ни одного: оставшиеся в живых воробьи разлетелись.
8. К тебе пришли гости, а в холодильнике бутылка лимонада, пакет с яблочным соком и бутылка минеральной воды. Что ты откроешь в первую очередь?
Холодильник.
9.Сколько концов у трех палок? У четырех с половиной? у двух с четвертью?
У трех – 6, у четырех с половиной – 10, у двух с четвертью – 6.
10. В подъезд одновременно зашли два человека. У одного квартира на 3-м этаже, у другого – на 9-м. Во сколько раз первый доедет быстрее 2-го?
В 4 раза, т.к.1-му надо преодолеть 2 промежутка между этажами, а 2-му – 8.
Слайд 10
Процесс формирования функциональной математической грамотности у учащихся должен быть построен на деятельностном подходе. В условии таких задач описаны ситуации, с которыми дети встречаются в повседневной жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.
Слайд 11
Рассмотрим одно из таких заданий.
Класс: 7.
Цель: формирование понятия «площадь» и «объем».
Итак, практическая часть «Школа ремонта»
1. Организационный этап. Дети делятся на группы
-Возьмите карточку определенного цвета. Психологи доказывают, что красный цвет означает оптимизм, хорошее настроение; жёлтый – познание истины; синей - душевный подъем. С таким настроением вы сегодня пришли. Эти карточки нам помогут объединиться в группы для последующей работы
2. Постановка цели работы
Сегодня у нас необычная школа – школа ремонта. И мы участники ремонта помещения и будем использовать полученные знания, умения и навыки.
А я ваш прораб. А кто такой прораб?
- Прораб, сокращенно, производитель работ – непосредственный руководитель работ на постройке, сооружении чего-либо
.- Для чего нужен прораб? (ответы)
Мы сегодня работаем в 3-х профессиональных бригадах. (Каждая бригада получает задание, выполнив которое узнают в роли людей, каких профессий вы будете выполнять ремонт.)
Название профессии (кто вы), узнаете, выполнив первое задание.
Каждая бригада получает карточку с заданием.
По величине плотности, используя таблицу, определить вещество, записать первую букву названия вещества и получить название своей профессии.
Время выполнения 3 мин.
Проверка работы бригад.
1 бригада – Маляр – рабочий, который занимается окраской зданий, помещений.
2 бригада – Плотник – рабочий, занимающийся простой обработкой дерева, постройкой деревянных зданий.
3 бригада – Стекольщик – рабочий, который выполняет стекольные работы.
Задание 2.
А теперь пришло время высчитать объем работ каждой бригады, решив задачи.
Время выполнения 3 мин.
1 бригада
Какова площадь стены для покраски, если её длина 5 м, ширина 3 м?
2 бригада
Для укладки плинтуса найдите периметр пола. Длина 5 м, ширина – 4 м.
3 бригада
Для того, чтобы застеклить окно необходимо вырезать стекло со стороной 2 м. Найдите площадь этого стекла.
Проверка работы бригад.
1 бригада – прямоугольник – площадь прямоугольника 15 кв.м
2 бригада – прямоугольник – периметр прямоугольника 18 м
3 бригада – квадрат – площадь квадрата 4 кв.м
Задание 3.
Рассчитайте себестоимость необходимых материалов для вашей работы – составьте смету для покупки материалов. Время выполнения 3 мин.
1 бригада.
На 1кв. м уходит 2 кг краски. 1 кг стоит 130 рублей. Каковы затраты на краску для покраски комнаты?
2 бригада.
1 м деревянного плинтуса стоит 60 руб. Высчитайте необходимую сумму для покупки деревянного плинтуса в вашу комнату.
3 бригада.
1 кв. м стекла стоит 300 руб. Сколько необходимо денег для покупки стекла, чтобы застеклить ваше окно?
1 бригада – 15*2*130= 3900 руб.
2 бригада – 18*60= 1080руб.
3 бригада –4*300= 1200руб.
Теперь мы можем покрасить полы , уложить плинтус, вырезать и установить стекло.
Рассмотренные приёмы работы на уроках позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития математического интереса, и, как следствие, математической грамотности.
Современные дети приходят в школу с желанием действовать, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными.
Слайд 12
Портрет современного выпускника;
Умеющий учиться, умеющий самоорганизовываться, умеющий слушать, умеющий слышать, любознательный, доброжелательный, любящий Родину, уважающий других, уважающий духовные ценности, соблюдающий ЗОЖ
Слайд13
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Горбачёва Марина Юрьевна
Лигоцкая Лариса Викторовна