Лэпбук «Гастрольный чемоданчик»
«Лэпбук» — «Гастрольный чемоданчик», как современное средство познавательного развития ребенка дошкольного возраста
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает постоянное профессиональное развитие педагогов, поиск новых методов и способов образовательной деятельности, направленных на всестороннее развитие дошкольника.
Инновационным способом развития ребенка дошкольного возраста является использование в деятельности оригинальных методических пособий «лэпбук». Данный термин происходит от английского слова «lapbook», что дословно переводится как наколенная книга. Лэпбук представляет собой небольшую самодельную папку, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое. Первые «наколенные книги» были созданы американцами. Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Все эти кармашки, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Работа с лэпбуком является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание книги, а также провести творческую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Таким образом, информация, представленная в лэпбуке, выполняет познавательную и развивающую функцию. Необходимо отметить и другие достоинства данного инновационного способа познавательного развития детей дошкольного возраста:
- во-первых, лэпбук помогает ребенку по своему желанию расположить информацию по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить данный материал;
-во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет материал;
-в-третьих, ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию;
-в-четвертых, создание лэпбука развивает творческие способности детей, их воображение; и, наконец, создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Учитывая специфику создания лэпбуков, а также интересы и предпочтения детей дошкольного возраста, мы попробовали воплотить идею создания лэпбука в своей практике.
Как мы делаем лэпбуки:
Выбор темы для лэпбука.
План (что должен включать в себя лэпбук, чтобы полностью раскрыть тему).
Макет (теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана: кармашки, конвертики, вращающиеся круги, книжки, книжки гармошки и т.д.)
Создание шаблона.
Что нужно, чтобы сделать лэпбук:
- картонная папка-основа
- ткань
- обычная бумага, цветной картон, цветные карандаши, фломастеры
- клей-карандаш для бумаги
- степлер
- скотч и т.д.
В результате этой работы нами были разработаны уникальные в своём роде «наколенные книжки»: «Математический теремок», «Берегите природу».
В нашем лэпбуке четыре раздела:
1. Школа актерского мастерства
- скороговорки
- маскарад на палочке
- изобрази эмоцию
- дополни фигуру
- пальчиковый теневой театр
2. Развивай-ка
- сказочные загадки
- загадки о театральных атрибутах
- сказочные пазлы
- дорисуй портрет
- сказочные раскраски
3. Русские народные сказки
- билеты в театр
- лабиринт «Колобок»
- теневой театр «Заюшкина избушка»
- пальчиковый театр «Курочка Ряба»
4. Сказки Корнея Чуковского
-театр на прищепках «Айболит»
- театр на палочках «Телефон»
- театр на кружочках «Цыпленок»
- диорама «Муха-Цокотуха».
Содержание лэпбука
« Гастрольный чемоданчик»
Школа актерского мастерства:
« Скороговорки в картинках» - дети рассматривают картинки и
повторяют скороговорки.
*« Маскарад на палочках» - эта часть содержит различные атрибуты для похода в театр.
* « Изобрази эмоцию» - дети рассматривают различные лица с
эмоциями и пытаются их изобразить.
*«Дополни фигуру» - дети выбирают карточку с изображением и добавляют недостающую часть.
« Пальчиковый теневой театр» - дети выбирают карточку и пытаются выполнить фигуру по образцу.
Развивай-ка :
*«Сказочные загадки» - дети пытаются отгадать загадку, если
возникают затруднения, то отгадка в виде картинки на другой стороне карточки.
* «Загадки о театральных атрибутах» - педагог загадывает загадку и просит ребенка найти ту картинку в окошечках,которая отностся к ней.
«Сказочные пазлы» - ребенок пытается составить картинку из палочек.
«Дорисуй портрет» -детям предлагается нарисовать лицо сказочного героя.
«Сказочные раскраски» - дети могут выбрать по желанию различные раскраски и раскрасить их.
Русские народные сказки:
* «Билеты» - дети используют этот атрибут для похода в театр
(представление) .
* Лабиринт «Колобок» - детям предлагается прокатить шарик в направлении по лабиринту.
Теневой театр «Заюшкина избушка» - дети составляют сюжетные композиции и разыгрывают мизасцены по сказке.
Пальчиковый театр «Курочка Ряба» - детям предлагается обыграть сказку, используя пальчиковые сказочные персонажи.
Сказки Корнея Чуковского:
* Театр на прищепках «Айболит» - дети пытаются воспроизвести
сказку, используя сказочных героев и прищепки.
* Театр на палочках «Телефон» - дети совершенствуют умение выразительно рассказывать сказку, пытаются передавать характерные особенности сказочных героев.
* Театр на кружочках «Цыпленок» - детям предлагается инсценировать сказку, используя макеты героев.
* Диорама «Муха-Цокотуха» - дети разыгрывают и моделируют ключевые фрагменты сказки, используя ширму и героев сказки на палочках.
Если вы вспомните свой опыт, то подтвердите, что хорошо организованный и систематизированный материал облегчает процесс усвоения новой информации и запоминания. Особенно если структура и схема продумана вами лично. Отсюда вывод – лэпбуки полезны взрослым ничуть не меньше, чем детям. Больше всего любят такой метод обучения люди, склонные воспринимать информацию через картинки, образы. Их называют визуалами.
*Игры, созданные в совместной деятельности с детьми.
12