Лэпбук «Масленица»
Детский сад должен предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности.
Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды.
Новое средство обучения – Лэпбук.
Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая папка, — это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук — это не просто поделка. Это наглядно- практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Малыш может дополнить эту папку, выполнив определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Дидактическое пособие лэпбук «Масленица», представляет собой картонную коробку из-под пицци, обклеенную бумагой. Внутри четыре прозрачные папки-кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме, имеет несколько видов заданий.
Лэпбук «Широкая Масленица» в занимательной форме знакомит детей 4-5 лет с этим замечательным праздником. В пособии представлены следующие разделы:
Масленица в живописи (блины, катание на санях, изготовление чучела, снежные городки, лазания по шесту за призом).
Задания и раскраски на тему Масленица
Стихи, песни, пословицы о Масленице.
Игры и конкурсы.
Игра «Блинчики».
Лэпбук предназначен для детей среднего дошкольного возраста, может использоваться в групповой, подгруппой и индивидуальной работе, а также в организации самостоятельной деятельности детей. Подходит как для преподнесения нового материала детям, так и для закрепления полученных знаний.
Содержание лэпбука направлено на воспитание любви и интереса у детей к русским народным традициям.
Актуальность. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных
праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и
православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности
детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и
музыкального народного творчества.
Цель: формирование интереса к традициям русского народа.
Задачи:
- развитие творческих способностей дошкольников в художественно-продуктивной
деятельности;
- знакомство с русскими народными играми;
- способствовать возрождению интерес к обрядовым русским праздникам;
- воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
- дать знания детей о празднике «Масленица».
Из этой тематической папки ребенок узнает что такое Масленица, какова история этого праздника. Немного интерактива я заложила в задания, ребенку всегда хочется что-нибудь поделать самому.
В лэпбук «Масленица» включены 5 развивающих элементов:
1. Кармашек с блинами - стихами, песнями и поговорками про Масленицу.
2. Кармашек «Масленица в живописи».
3. Кармашек «Задания и раскраски» на тему Масленица
4. Кармашек «Игры и конкурсы»
5. Игра «Блинчики».
Что за Масленица без блинов? В первом конверте моего лэпбука есть блины, бумажные -на обратной стороне – стихи, песни и поговорки о Масленице. Я постаралась выбрать песни попроще, это «Ой, блины, блины», «Здравствуй, весна» (Трубачевы), «Блины хорошие» (П.Ермолаев). Они задорные, веселые, легко запоминаются, под них можно делать музыкальные движения. Поговорки дают повод поговорить о старине и узнать некоторые подробности крестьянского быта. К празднику можно выучить какой-нибудь стишок, песенку.
Во втором кармашке находятся интересные картины русских живописцев о Масленице.
Я взяла следующие картины: Г.Спирина «Масленица», Д.Холина «Взятие снежного городка» и «Масленица», Е.Босак «Широкая масленица» 2010, О.Симонова «У самовара», С.Крылова «Масленица». В них отражены понятные сюжеты для детей среднего возраста.
В следующем кармашке находятся распечатанные раскраски, которые можно раскрасить детям. Задания я выбирала по силам четырехлетним детям. Одно из заданий: «Что лишнее?», другое «Найди 2 одинаковых самовара», следующее «Собери картинку» надо составить из полосочек - пазлов, и «Разложи по величине».
В кармашке «Игры и конкурсы» находится картотека подвижных игр, в которые дети самостоятельно могут поиграть, которые мне показались любопытными.
Масленичная эстафета «Сметана для блинов»
Конкурс «Найди блинчик»
Конкурс «Веселые блинчики»
Конкурс «Напеки блины для гостей»
Конкурс «Водим хороводы»
Ну и, конечно, расписание Масленичной недели по дням. Как называется каждый день, что в него положено делать, какие есть традиции.
Каждый день Масленицы мы обыгрывали нынче с ребятами. И в пятницу провели развлечение «Ух, ты, Масленица!»
К лэпбуку прилагается игра «Блинчики».
Описание игры
Помимо масленичных забав и традиционного угощения предложите малышам самим сервировать блинный стол!
Развивающая игра «Блинчики» представляет собой цветную скатерть, девять белых бумажных тарелочек, девять блинчиков и три вида начинки (ягодки, грибы, сыр). Блинчики можно просто разложить по тарелочкам, можно свернуть трубочкой, можно свернуть пополам, можно свернуть в 4 раза; а можно наполнить грибочками, сыром или ягодками.
Удобно хранить – пластмассовый прозрачный контейнер.
Игра помогает:
-развивать мелкую моторику
-получить представление о части и целом
-получить представление о простых геометрических фигурах (квадрат, круг треугольник)
-изучить счёт до трех
-приучить ребенка к порядку;
Игру «Блинчики» может удачно дополнить домашняя кукла Масленица
В дальнейшем планирую, что в процессе занятий с лэпбуком и вообще, знакомства с Масленицей, появятся новые факты, которые можно будет записать и добавить в кармашки к уже существующим. В нижней части коробки есть место для новых карманчиков, окошечек, блокнотиков.
Самостоятельная деятельность детей.
Для организации самостоятельной деятельности детей в нашей группе создана развивающая предметно- пространственная среду, частью которой и являются лэпбуки . Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.
Лэпбук :
-информативен;
— полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Результаты использования лэпбука в совместной деятельности.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную воспитателем книжку.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей и формой представления итогов проекта «Масленица»
Результаты использования лэпбука:
-быстрое запоминание стихов, пословиц, поговорок;
-проявление повышенного интереса к содержанию;
-проявление самостоятельности при работе с лэпбуком;
-проявление интереса со стороны родителей.
Благодаря этой форме работы дети многое узнали о Масленице, знают и с удовольствием читают наизусть стихи и поют песни о Масленице. Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей.
Елена Гаврииловна Гончарова
Фролова Марина Геннадьевна