12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Хлюпина Татьяна Леонидовна1020
Учитель географии с 38 летним стажем,учитель высшей категории,заслуженный учитель РФ, победитель ПНПО. Увлекаюсь краеведением, имею авторские разработки
Россия, Пермский край, город Кизел
Материал размещён в группе «Уроки географии»
2

Географические диктантыпо курсу « География Пермского края»для 8 – 9 классов Автор: Хлюпина Т.Л. учитель географии МБОУ «Гимназия»

        Знания учащихся по любому предмету, в том числе и по краеведению, необходимо контролировать постоянно. Контроль будет более эффективным, качественным, личностно – ориен-тированным, если учителя обеспечить разнообразными материалами для проверки результатов обучения. Географы Прикамья широко используют разработанные автором данной работы дидактические карточки – задания, кроссворды, дидактические игры по географии Пермского края. В данном пособии представлены географические диктанты по «Географии Пермского края», разработанные по методике В.И.Евдокимова*. Географический диктант (ГД) - это очень быстрая контрольная работа с элементами тестирования, имеющая игровой, состязательный характер. Это делает проверку знаний не скучной и обязательной, а привлекательной, позволяющей проявить себя. Игровой и состязательный элементы содержатся в вопросах диктанта (в их качестве и последовательности), во времени, которое даётся на ответ, в строгой требовательности к оформлению диктанта. ГД разработаны по всем темам курса. Каждый диктант включает в себя 10 разнообразных вопросов. Вопросы даются по двум вариантам, парные вопросы обоих вариантов однотипны. Задаваемые вопросы можно разделить на 5 видов. Скучные вопросы – вопросы на знание понятий, номенклатуры. Дикие вопросы – верно ли утверждение …?, правда ли …? Вопросы с подвохом – в вопросе содержится ещё один вопрос, не разобравшись с которым не ответить на главный. Спортивные вопросы – вопросы, требующие количества  ответной информации («Перечислите хотя бы 10 …»). Трудные вопросы – на них нельзя ответить не подумав.Для диктанта учащимся раздаются листы бумаги формата А4. Предъявляются строгие требования к оформлению. Писать только ручкой. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию, имя, класс, в середине номер варианта. Вопросы не записываются, ставится номер и против него пишется ответ. На диктант отводится до 15 минут времени, на каждый вопрос от полминуты до двух в зависимости от сложности.Проверка ГД облегчена, т.к. все вопросы подкреплены ответами. За каждый правильный ответ на вопрос ученику даётся 1 балл. За некоторые вопросы можно получить до 1,5 – 2 бал-лов, если ученик ответил сверх необходимого. В результате суммирования выставленных за ответы баллов получается оценка ГД. Географические диктанты могут быть использованы учителем не только для текущего и итогового контроля всего класса, но и для группового и индивидуального контроля слабо (сильно) успевающих учеников (делаются ксерокопии). С помощью ГД контроль знаний по краеведению могут осуществлять и родители (при наличии текстов).Материалы ГД могут оказать помощь учащимся при подготовке к экзаменам, олимпиадам, конкурсам (в них заложен весь курс краеведения). Педагоги смогут найти среди вопросов задания для игровых, соревновательных мероприятий. (В пятнадцати диктантах содержится 300 вопросов.)Апробация географических краеведческих диктантов в гимназии показала, что такая форма проверки знаний интересна учащимся, более привлекательна, чем тестирование или контрольная работа, позволяет увидеть и оценить сообразительность ученика, его память и интерес, способствует развитию познавательной активности.

1. Географическое положение
Вариант I.
1.   Назовите крайние северную и южную точку края.
2.   Между какими меридианами расположен край? Какова его протяжённость с запада на восток.
3.   Верно ли, что протяжённость границ составляет 2200 км?
4.   Перечислите пограничных соседей Пермского края. С какими из них самая протяжён-ная граница?
5.   Какое море ближе расположено к Перми: Чёрное или Карское?
6.   Проложите водный путь от Перми до Ростова-на-Дону.
7.   С какими пограничными территориями отсутствует железнодорожная связь?
8.   Назовите, через какие города края проходит Транссибирская магистраль?
9.   Назовите самый западный и восточный районы края.
10.   Перечислите административные центры края, названия которых начинаются с буквы «К».
 Вариант II.
1.   Назовите западную и восточную точку края.
2.   Между какими параллелями расположен край? Какова его протяжённость с севера на юг?
3.   Верно ли, что у края 5 сухопутных соседей?
4.   Перечислите пограничных соседей Пермского края. С какими из них самая незначи-тельная граница?
5.   Какое море ближе расположено к Перми: Азовское или Баренцево?
6.   Проложите водный путь от Перми до Москвы.
7.   С какими пограничными территориями имеется железнодорожная связь?
8.   Назовите, в какие моря, омывающие Россию, можно попасть водным путём из Перм-ского края?
9.   Назовите самый северный и южный рай-оны края.
10.   Перечислите административные центры Пермского края, названия которых начинают-ся с буквы «К».



2. Геологическая история. Рельеф. Полезные ископаемые                                                         Вариант I.
1.   Какие тектонические структуры лежат в основании западной части края?
2.   Какие «следы» оставило после себя древнее оледенение?
3.   Пермяки – солёны уши. С наличием какого полезного ископаемого связана эта поговорка? Что такое солеварение?
4.   Назовите рудные полезные ископаемые края.
5.   Гора Ослянка самая высокая точка Перм-ского края? Её высота.
6.  Перечислите хотя бы 5 низменностей на территории края.
7.   Какие условия для развития карста имеют-ся в Прикамье? Назовите самую известную гипсовую пещеру края.
8.   Приведите не менее 5 примеров равнинных районов края.
9.  Слово «Пермь» известно школьникам всего земного шара. Почему? С фамилией какого учёного связана эта известность.
10   Назовите профессии, существование которых в Прикамье обусловлено особенностями рельефа, полезных ископаемых, строением земной коры.                                                       Вариант II.
1.   Какие тектонические структуры лежат в основании восточной части края?
2.   Какие «следы» оставило после себя древ-нее Пермское море?
3.   Художники ценят эту минеральную краску, добываемую в Частинском районе за яр-кость, стойкость к выцветанию. Как называется минеральная краска, каков её цвет?
4.   Назовите полезные ископаемые, добываемые в горной части края.
5.   Тулымский камень является границей Се-верного и Среднего Урала? Его высота.
6   Перечислите хотя бы 5 возвышенностей на территории края.
7.   Какие карстовые формы рельефа встречаются в Прикамье? Назовите самую протяжён-ную пещеру Пермского  края.
8.   Приведите не менее 5 примеров районов края, через которые протянулись Уральские горы.
9.  Пермский геологический период изобра-жён на всех геологических картах мира. Какие периоды палеозойской эры ещё на них показаны?
10    Назовите профессии, существование которых в Прикамье обусловлено особенностями рельефа, полезных ископаемых, строением земной коры.                                                    3. Климат
        Вариант I
1.   Назовите климатический пояс и тип климата края.
2.   В каком городе величина суммарной солнечной радиации больше Чернушке или Чер-дыни?
3.   Наблюдался ли на территории области абсолютный минимум температуры – 54°?
4.   В каком направлении нарастает континентальность климата? Причины.
5.   Что происходит с погодой при прохождении циклона зимой?
6.   Перечислите хотя бы 5 неблагоприятных климатических явлений края. Охарактеризуйте бору.
7.  Посчитайте коэффициент увлажнения для Чайковского, где годовое количество осадков составляет 500 мм, а испаряемость – 500 мм. Какое это увлажнение?
8.  Каких изолиний нет на климатической кар-те Пермского края: изотерм, изобат, изогиет?
9.   На низменностях и возвышенностях фор-мируется различный мезоклимат. Назовите не менее 5 возвышенностей.
10.   Перечислите  зимние виды спорта, развитие которых связано с климатическими осо-бенностями.                                                                                                                 Вариант II.
1.   Назовите климатический пояс и тип климата в вашем населённом пункте.
2.   В каком городе величина суммарной солнечной радиации меньше в Кизеле или Кунгуре?
3.    Наблюдался ли на территории области абсолютный максимум температуры +58°?
4.   В каком направлении увеличивается количество осадков? Причина.
5.    Что происходит с погодой при прохождении антициклона летом?
6.  Перечислите хотя бы 5 неблагоприятных климатических явлений края. Охарактеризуй-те заморозки.
7.   Посчитайте коэффициент увлажнения для Красновишерска, где годовое количество осад-ков составляет 680 мм, а испаряемость – 400 мм. . Какое это увлажнение?
8.   Что не возможно определить по климатической карте Пермского края: величину осад-ков, коэффициент увлажнения, преобладающие ветры по сезонам?
9.   В городах формируется особый мезоклимат. Назовите 5 наиболее крупных городов области.
10.    Перечислите зимние виды спорта, развитие которых связано с климатическими осо-бенностями.


4. Воды
        Вариант I.

1.   Реки края принадлежат к бассейну Волги. Что это означает?
2.   Главная водная артерия Прикамья – Кама. Какие из нижеперечисленных рек являются её правыми притоками: Весляна, Вишера, Иньва, Коса, Косьва, Нытва, Обва, Тулва, Чермоз, Яйва.
3.   Верно ли утверждение, что в общем объёме питания первое место занимает снеговое, второе – подземное, третье – дождевое.
4.   Путешествуя по «голубым тропам» (по Торопову И.) Предуралья летом, какие труд-ности будут испытывать туристы?
5.   Назовите «водных экстремалов» края.
6.   Сколько водохранилищ в Пермскойм крае? Назовите их. Для какой цели они созданы?
7.   В крае более 750 озёр. Назовите хотя бы 5.
8.   Почему северная часть края сильно заболочена?
9.   В Камское или Воткинское водохранилище впадает Сылва?
10.   Люди издавна селятся по берегам рек. Перечислите города, расположенные на Каме.         Вариант II.
1.   Реки края принадлежат к бассейну внутреннего стока. Что это означает?
2.    Главная водная артерия Прикамья – Кама. Какие из нижеперечисленных рек являются её левыми притоками: Весляна, Вишера, Иньва, Коса, Косьва, Нытва, Обва, Тулва, Чермоз, Яйва.
3.    Верно ли утверждение, что на реках края наблюдаются такие явления как половодье, межень, паводок, ледостав, ледоход, наледи.
4.    Путешествуя по «голубым тропам» (по Торопову И.) Предуралья весной, какие труд-ности будут испытывать туристы?
5.    Назовите «водных экстремалов» края.
6.   Сколько бальнеологических курортов в крае? Назовите их. Объясните причины создания.
7.   В крае  около 400 прудов. Назовите хотя бы 5.
8.   Почему на территории края нет ледников?
9.   В Камское или Воткинское водохранилище впадает Чусовая?
10.    Люди издавна селятся по берегам рек. Перечислите города, расположенные на Каме.

                                                                         5. Почвы
Вариант I.

1.   Что такое почва? Каково её главное свойство?
2.   Перечислите не менее 5 типов почв Прикамья. Дайте характеристику подзолистых почв.
3.   В чём различия подзолистого и дернового процессов?
4.   Верно ли, что при дерновом процессе почвообразования формируются чернозёмные почвы?
5.   Плодороднее дерново-подзолистые или се-рые лесные почвы?
6.   По механическому составу почвы края делят на лёгкие и тяжёлые. Приведите примеры легких почв.
7.   Чем горные почвы отличаются от равнинных? Приведите примеры горных типов почв.
8.    40 % пахотных земель Прикамья  подвержены эрозии. Что такое почвенная эрозия. Причины развития?
9.   Какой вид мелиоративных работ проводит-ся в крае орошение или осушение?
10.   Приведите примеры профессий людей, деятельность которых связана с землёй (поч-вой).
         Вариант II.
1.   Что такое плодородие? От чего оно зависит?
2.   Перечислите не менее 5 типов почв Прикамья. Дайте характеристику серых лесных почв.
3.   В чём различия подзолистого и дернового процессов?
4.    Верно ли, что при подзолистом процессе почвообразования  формируются дерново-подзолистые почвы.
5.   Выше кислотность в дерново-подзолистых или серых лесных почвах?
6.    По механическому составу почвы края  делят на лёгкие и тяжёлые. Приведите приме-ры тяжёлых почв.
7.    Чем горные почвы отличаются от равнинных? Приведите примеры горных типов почв.
8.    90 % пахотных земель Прикамья  требуют известкования. Что такое известкование? При-чины?
9.    Какой вид мелиоративных работ проводится в крае борьба с водной или ветровой эрозией почв.
10.    Приведите примеры профессий людей, деятельность которых связана с землёй (поч-вой).
                                                                                   Таким образом в работе представлены диктанты по всем темам курса краеведение                                                                         

Опубликовано в группе «Уроки географии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.