Конспект урока по биологии на тему «Гигиена питания» (9 класс)
Конспект урока в 9 классе «Гигиена питания»
Тип урока: изучение нового материала
Тема. Гигиена питания
Цель: познакомить учащихся с основными правилами гигиены питания.
Образовательные:
1. Формировать знания о правилах здорового питания, гигиене питания, о необходимых для здоровья питательных веществах.
2.Закрепить знания обучающихся об органах пищеварения и их функциях.
3. Продолжить отрабатывать навык работы с учебной книгой (учить получать информацию, анализировать и обобщать ее, выделять главное, формулировать вывод).
Коррекционно - развивающие:
1. Работать над коррекцией диалогической и монологической речи в процессе формулирования ответов на вопросы и составления самостоятельных высказываний по заданию учителя.
2. Работать над коррекцией аналитико-синтетической деятельности в процессе выполнения заданий на классификацию с последующей самостоятельной формулировкой вывода.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное и ответственное отношение к своему здоровью.
2. Способствовать созданию атмосферы сотрудничества и взаимоуважения между учащимися.
Оборудование: презентация, учебник, карточки с индивидуальными заданиями, рисунки продуктов питания.
Технология: уровневой дифференциации.
Ход урока
1.Организационный момент
- Здравствуйте ребята, садитесь! Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
- У вас на партах должны лежать учебники, тетради, раздаточный материал.
- Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю вас к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня. (Прием обратной связи "Ладошки")
- Спасибо Вам! Я думаю, что вы будете активны в течение всего урока.
2. Актуализация знаний
-Ребята, что мы изучали на прошлых уроках?
- Правильно, ребята, мы с вами проходим тему «Пищеварительная система».
- Ребята, как вы понимаете, что такое пищеварение?
(Пищеварение—это процесс превращения питательных веществ в простые, растворимые вещества, которые легко всасываются в кровь) (слайд №1)
- Таккак мы с вами проходим тему пищеварительная система, нужно вспомнить, из каких органов состоит эта система.
1 человек выходит к доске, называет органы. (Слайд№2)
В процессе повторения названий органов пищеварения учитель задает детям вопросы, актуализирующие имеющиеся знания.
- Что происходит с пищей в ротовой полости (смачивается, пережевывается, определяем вкус)
- Что происходит с пищей в глотке и пищеводе (проталкивается, проходит в желудок)
- Что происходит с пищей в желудке? (перетирается, растворяется под действием желудочного сока, всасывание питательных веществ)
- Что происходит с пищей в тонком кишечнике (всасывание питательных веществ), а в толстом кишечнике? (всасывание питательных веществ, выделение непереваренных остатков пищи)
- Какую роль в пищеварительной системе играет печень? (выделение желчи, которая помогает растворять пищу)
- Хорошо, молодцы.
3. Сообщение новой темы и целей урока
-А сейчас, ребята, послушайте внимательно одну притчу.
«Как- то к мудрецу пришел больной с жалобой на боли в животе. Мудрец спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед. Выслушав его, Мудрец прописал ему глазные капли. Удивленный больной спросил: «Почему от болезни в животе, выписали глазные капли?» На что мудрец ответил: «В следующий раз ты будешь видеть то, что ты ешь» (Слайд№3)
-Как вы думаете, ребята, почему мудрец так ответил?
(Он имел ввиду, что нельзя переедать и есть что попало, т.е. нужно соблюдать гигиену питания.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с правилами здорового питания.
-Тема нашего урока, ребята, «Гигиена питания»
- Откройте тетради запишите число и тему урока. (хорошо молодцы.) (Слайд№4)
4.Изучение новой темы
- Как вы понимаете слово «Гигиена» (Это правила сохранения здоровья)
- О здоровье нужно заботиться каждый день. С помощью правильного питания свое здоровье можно сохранить, даже восстановить.
- Давайте разберем, из чего состоит гигиена питания?
- Но перед тем, как мы начнём работать с учебником выполним гимнастику для глаз.
- Хорошо, молодцы!
- Откройте учебники на стр.137. Прочитаем первый абзац. Читает Соня.
Беседа
- Сколько раз в день нужно принимать пищу?
- Сколько часов перерыв между приемами пищи?
- Какой должна быть пища?
- Вывод запишем в тетрадь. (Правила выходят на экран доски)
Правило 1
Ешьте четыре раза в день, через 3-4 часа, в одно и то же время маленькими порциями
- Читаем следующий абзац. Читает Шамиль.
- Как вы понимаете смысл высказывание врачей «Обжора роет себе могилу собственными зубами»? К чему приводит переедание?
- Какое правило можем записать?
Правило 2
Необходимо ограничивать количество съеденной пищи.
- Читаем следующий абзац. Читает Ира.
Беседа.
- Вы прочитали о том, как нужно правильно есть. Если в желудок попадает плохо прожёванная пища, то она хуже переваривается, поэтому не прибавит силы и здоровья. Крупные куски затрудняют работу желудка и могут вызвать его заболевание. Не читайте во время еды. Это отвлекает внимание от еды и мешает разжёвывать пищу
Правило 3
Ешьте не спеша. Хорошо разжёвывайте пищу.
- Ребята, вы знаете, что все продукты содержат в себе разные питательные вещества. Как вы думаете, какую принимать пищу должен человек, чтобы получить все необходимые питательные вещества? (Разнообразную)
- Что значит разнообразная? Что должно входить в состав пищи?
- Давайте вспомним, какие же продукты относятся к белкам, жирам, углеводам.
- На доске 4 колонки, ваша задача выйти и распределить продукты по колонкам. Ученики работают у доски, затем весь класс анализирует, правильно ли заполнена таблица.
Белки: яйца, молоко, сыр, мясо, рыба.
Углеводы: мед, сахар хлеб, картофель, макароны, рис.
Жиры: масло сливочное и растительное, сметана, орехи, сливки.
Минеральные соли: соль, морковь, капуста, яблоки, смородина.
- Можем записать еще одно правило.
Правило 4
Пища должна быть разнообразной и насыщенной полезными веществами.
Врачи-диетологи рекомендуют составлять меню дневного рациона следующим образом:
∙ Завтрак: углеводы – каши
∙ Обед: углеводы-белки –жиры
∙ В полдник: белки и углеводы
∙ Ужин: белки и углеводы
- Для человека очень важно не только, что он ест, но и как он это делает. Без соблюдения этих элементарных правил еда может стать опасной!
- Рассмотрим рисунки на доске. К чему призывает? (изображения правил гигиены при приготовлении и употреблении пищи).
Правило 5.
Перед едой мойте руки с мылом.
Ешьте из отдельной чистой посуды.
Сырые овощи и фрукты перед едой тщательно обмывайте чистой и кипячёной водой.
5. Физкультминутка
- Сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть
- Я вам буду называть продукты вредные вы приседайте полезные поднимаем руки верх. Яблоки,апельсины, чипсы, молоко, шоколад, соусы, творог, лапша,быстрого мясо, пицца, курица, зелень, кабачок.
6. Закрепление
- Хорошо молодцы теперь давайте повторим все правила. (1 обучающийся рассказывает правила).
а) Самостоятельная работа обучающихся
- А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно.
1 группа (достаточный уровень)
Составь меню на день. Следи, чтобы пища состояла из различных питательных веществ.
Завтрак:
Обед:
Ужин:
2 группа (средний уровень)
Найди ошибки. Неверные утверждения зачеркни.
Правила гигиены питания
1.В состав пищи должны входить продукты растительного и животного происхождения.
2.Для лучшего усвоения пищи не следует подвергать ее какой-либо обработке.
3.Есть необходимо медленно, тщательно пережевывая пищу.
4.Пища не должна быть привлекательной на вид.
5.Для нормальной работы пищеварительной системы необходимо питаться в разное время.
6.Пища не должна быть слишком горячей или острой.
7.Скоропортящиеся продукты необходимо хранить в холодильнике.
3 группа (низкий уровень)
Прочитай стихотворение. Подчеркни правила гигиены питания.
О режиме питания
В еде будь до всякой пищи падок,
Знай точно место, время и порядок.
Спокойно, не спеша, без суеты
В день раз иль два питаться должен ты.
В дни жаркие, считаю будет мудрым
Горячей пищей насыщаться утром.
Питайся, если голод ощутил,
Еда нужна для поддержанья сил.
Зубами пищу измельчай всегда,
Полезней будет, впрок пойдет еда.
В компании приятной честь по чести
Есть следует в уютном месте.
Тому на пользу мой совет пойдет,
Кто ест и пьет достойно, в свой черед.
- Давайте проверим, как вы выполнили задание (коллективный анализ). (доске слайд№5)
б) Работа в группах
Пирамида питания (слайд №) 2.1
- А теперь поработаем в группах. (Дети делятся на группы).
- Из предложенного списка продуктов выберите продукты, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Коллективно составляется пирамида рационального питания.
Зеленый цвет: полезные продукты, которые необходимо употреблять ежедневно.
Желтый цвет: продукты полезные, но употреблять их необходимо, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.
Красный цвет: продукты, которые не полезны, необходимо ограничить их употребление.
Список продуктов: сосиски, рыба, морковь, яблоки, чипсы, колбаса, шоколад, лапша быстрого приготовления, мед, орехи, зеленый чай, молоко, творог, кефир, сок в пакетиках, сухарики, газированная вода и т.д. (слайд№6)
- Давайте проверим и посмотрим какая пирамида у нас получилась. (слайд№7)
- Молодцы!
- Ребята, особенно необходимо правильно питаться школьникам, так как растущий организм нуждается в большом количестве хороших питательных веществ, и дальнейшее его формирование будет зависеть от того, какого качества пищу вы принимаете.
7. Итог урока
-Назовите правила правильного питания
- Ребята, вы молодцы! Хорошо работали, выполнили все задания. Объявление отметок за работу.
8. Рефлексия
- Мне очень понравился наш сегодняшний урок, потому что вы активно работали и поэтому у меня хорошее настроение, такое же ясное, как это солнышко на слайде. А теперь давайте проверим, какое же у вас сложилось впечатление от нашего урока сегодня! У вас на партах лежат карточки со смайликами! Пожалуйста, поднимите ту карточку, к сюжету которой подходит ваше настроение больше! (слайд №9)
9.Домашнее задание
- Откройте дневники и запишите домашнее задание.
1 группа: приготовить доклады «Желудочно-кишечных заболеваний»
2группа: РТ стр72 №2.3
3группа:прочитать материал в учебнике на стр.137-141.
Карточки (задание) на распечатку
1 группа
Составь меню на день. Следи, чтобы пища состояла из различных питательных веществ.
Завтрак:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обед:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ужин:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2группа.
Найди ошибки. Неверные утверждения зачеркни.
Правила гигиены питания
1.В состав пищи должны входить продукты растительного и животного происхождения.
2.Для лучшего усвоения пищи не следует подвергать ее какой-либо обработке.
3.Есть необходимо медленно, тщательно пережевывая пищу.
4.Пища не должна быть привлекательной на вид.
5.Для нормальной работы пищеварительной системы необходимо питаться в разное время.
6.Пища не должна быть слишком горячей или острой.
7.Скоропортящиеся продукты необходимо хранить в холодильнике.
3группа.
Прочитай стихотворение. Подчеркни правила гигиены питания.
О режиме питания
В еде будь до всякой пищи падок,
Знай точно место, время и порядок.
Спокойно, не спеша, без суеты
В день раз иль два питаться должен ты.
В дни жаркие, считаю будет мудрым
Горячей пищей насыщаться утром.
Питайся, если голод ощутил,
Еда нужна для поддержанья сил.
Зубами пищу измельчай всегда,
Полезней будет, впрок пойдет еда.
В компании приятной честь по чести
Есть следует в уютном месте.
Тому на пользу мой совет пойдет,
Кто ест и пьет достойно, в свой черед.