Методическая разработка открытого урока по предмету «Литературное чтение» Тема урока: Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Глобальные компетенции и креативное мышление на уроках в начальной школе» Вахнина Юлия Викторовна, учитель начальных классов МАОО СОШ № 10 д.Большое Седельниково
Возможно ли научить мыслить?
Возможно ли научить? Сократ сказал:– «Я не могу научить кого-нибудь, я могу только заставить их думать». Предлагаю сегодня всем Вам применить эту истину к себе. Ведь каждый учитель, на мой взгляд, ежежневно задумывается о том, как научить? Как дать максимум знаний ученику? Как проявить интерес к предмету? Что еще придумать для лучшего усвоения учениками материала? Сейчас мы вместе постараемся разобраться в данных вопросах, взглянув на привычные вещи несколько с другой стороны...
Креативное мышление!? В этом нам поможет методика развития креативного мышления
Креативность – это... Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, быть креативными. Умение быть креативным может пригодиться всегда. Креативное мышление - это способность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей
Как развивать креативность?
«Шесть шляп» Э.Бено
Кейс-технологии... Кейс-технология – это метод анализа конкретных задач-ситуаций (кейсов). Она направлена на развитие способности разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку. Работа с кейсом проходит по следующим этапам:
Структура обучения Этап 1. Знакомство с ситуацией, ее особенностями. Этап II. Выделение основной проблемы (проблем) и персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию. Этап III. Предложение концепций или тем для мозгового штурма. Этап IV. Анализ последствий принятия того или иного решения. Этап V. Решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения
«Интеллект-карты» Т.Бьюзена Для меня наиболее эффективным методом креативного мышления является “Метод интеллект-карт”, созданный британским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. Интеллект-карта - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
Примеры интеллект-карт
Преимущества интеллект-карт
Как это помогает ученикам?
Зачем это учителю?
Свойства интеллект-карты
Наши результаты: Мы с учащимися: 1. Пишем: *с удовольствием *быстро *мало 2.Видим: взаимосвязи структуру изложения материала логику 3.Развиваем: мышление память воображение 4.Задействуем: весь потенциал творчество 5.Запоминаем: сразу много качественно
Научить учиться!!! Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.
Глобальные компетенции!? Глобальная компетентность – это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни.
В чем выражаются?
Зачем? Цель компетенций?
Как лучше организовать урок? Первая стадия – вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: - актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; - побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия-осмысление. Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию; осмыслить её; соотнести новую информацию с уже имеющимися знаниями.
Стадия осмысления Маркировочная таблица (5 - я так и думал, +-новая информация, +!- очень ценная информация,-- у меня по-другому, ?-не очень понятно, я удивлён). Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы). Двойной дневник(страница делится на две части: слева -что понравилось, запомнилось, справа -почему, какие ассоциации).
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Рефлексия Возврат к стадии вызова(обсудить, что совпало). Возврат к ключевым словам. Возврат к перевёрнутым логическим цепочкам. Возврат к кластерам (их заполнение). Возврат к ЗХУ.
Уроки анализа эпизодов Приём «Знаю – хочу узнать - узнал» Что знаю о событии? Что я хочу узнать Что нового узнал? ? ? ?
«Инсерт» - прием маркировки текста.
: Кластер - это объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами
Творческая форма рефлексии-Синквейн. Синквейн – это творческая работа в стихотворной форме, состоящая из пяти строк. Все пять строк являются нерифмованными
Правила написания синквейна: В первой строчке тема называется одним словом(обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами(глаголы). Четвёртая строка - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме(чувства одной фразой). Последняя строка - синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Например...
Приём «Учебный мозговой штурм». Основная цель «учебного мозгового штурма»-развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы. «Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек. .
Этапы: Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент-15 минут Второй этап -коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное -найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. Третий этап –выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведён на следующем уроке.
Приём «Написание эссе». Смысл этого приёма можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Методические приёмы критического мышления. Вызов. 1.Парная мозговая атака. 2.Групповая мозговая атака. 3.Работа с ключевыми терминами. 4.Перевёрнутые логические цепи(связать последовательность элементов информации в нужной последовательности). 5.Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения – нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания). 6.Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей). 7.Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).
Выводы: «Критическое мышление» можно смело отнести к инновационным технологиям, так как данная методика соответствует основным параметрам инновационного обучения. При этом важным аспектом работы является активизация основных операций мышления.
Итоги:
Фокина Лидия Петровна