12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Трегубова Наталья Владимировна28
Россия, Курганская обл.
1

Доклад «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время»

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время

 

Трегубова Н.В. учитель истории МКОУ «Варгашинская средняя школа № 1»

 

Существует мнение, что у каждого человека есть свое призвание. Дело, которому он может служить с полной отдачей. Мне повезло найти такое дело. И вот уже 18 лет я преподаю историю в моей родной первой школе. Почему я выбрала эту профессию? А может быть, профессия выбрала меня? Всю свою сознательную жизнь я наблюдала, с каким увлечением, с какой любовью к детям, работает моя мама - Куприна Нина Константиновна, заслуженный учитель РФ. И предмет «историю» я полюбила потому, что моя мама - историк.

Так кто такой «учитель»? И, какова главная задача педагога? Научить писать, считать, грамотно излагать свои мысли? Да, безусловно – передать ребенку необходимый арсенал знаний. Но если внутри у человека пустота, если он не развит духовно, если в нем не живет чувство патриотизма, любви и сострадания к ближнему, вряд ли он сможет в дальнейшем добиться чего-то значимого.

История - это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека».

Уроки истории и обществознания открывают широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции.

Поэтому, главная цель моей работы - воспитание патриотов, личностей, уважающих историю и традиции нашей Родины

На уроках истории я создаю условия для формирования у обучающихся патриотической компетенции. Это находит свое выражение в следующем:

- формировании патриотических и гражданских чувств у обучающихся через изучение героических страниц истории Отечества;

- изучении истории страны через историю своей семьи;

- применении на уроке и во внеурочной деятельности достижений музейной педагогики, изучении истории родного края через организацию исследовательской деятельности ;

- наполнении задач по предмету «История» патриотическим содержанием;

- индивидуализации работы с одаренными детьми - организации исследовательской и творческой деятельности обучающихся через создание ученических проектов.

Со страниц журналов, газет, с экранов телевидения, из Интернета идет информационная война, очерняется прошлое нашей Родины, искажаются многие факты. Нам все чаще пытаются внушить такие мысли, как, например, идеи о том, что главный вклад в победу над фашизмом внесли США, и именно им мы обязаны тем, что смогли освободить свою Родину и водрузить знамя Победы над рейхстагом. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью. В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов отводят таким темам, как «Невская битва. Ледовое побоище», «Освободительная борьба против польских и шведских интервентов 1612 г.», «Отечественная война 1812 г.», «Гражданская война», «Великая Отечественная война». А ведь именно уроки этих тем дают самый существенный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому. Учебники истории практически не содержат яркого фактического материала.

Я постоянно задумываюсь над тем, как сделать процесс обучения более результативным, как вызвать и поддержать интерес к предмету. Ведь уроки истории – это столько пассивное запоминание фактов, сколько умение ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи, уметь формировать и отстаивать свою точку зрения.

С первых уроков изучения важных в патриотическом плане тем, я создаю определенный эмоциональный настрой, используя видео- и фоно-хрестоматию, иллюстративный материал, документальные хроники, слайд-презентации и т.д.

Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких – участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины.

Растить гражданина нужно не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах судеб героев, примерах из жизни земляков, родных, на событиях из истории своего города, края. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

Сегодня сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов.

Приведу несколько примеров нашей работы с учениками

5 класс Патриотические чувства малолетних граждан РФ нужно формировать уже с первых уроков истории. Изучая первые темы, мы говорим о том, что прошлое, настоящее и будущее – единый процесс. И история каждой семьи является его неотъемлемой частью. Готовим сообщения «Мое родословное древо». Изучая ВИДы говорим о памятниках нашего края, о археологических находках. Изучая закон царя Хаммураппи, мы говорим о таких понятиях, как «законность», «порядок» - ведь этот свод законов- один из самых первых правовых памятников культуры. Изучая тему «Греция в борьбе с персидским нашествием» мы моделируем ситуации: «Скоро придет враг, что нам делать? С чего начать подготовку?». Какой выбор сделать: «сдаться врагу? Покориться и быть рабами? «Бежать из страны»? или «остаться и защищать свою землю, сохранить независимость Родины и ее свободу, защищать свой дом и свою семью»

6 класс Переходим к изучению истории Руси.

Начиная разговор о славянах, можно включить клип на песню «Мы живем на отцовской земле», визуальный ряд, а после попытаться детям его проанализировать: какую историческую информацию несет эта песня, эти кадры. О чем мы будем говорить? Работая с текстом параграфов, не забывать использовать и исторические документы, высказывания летописцев, публицистов, историков. Интересно для ребят проходят уроки по культуре и традициям славян.

В этом году мы защитили 23 мини-проекта о праздниках, уходящих конями не только в православие, но и язычество. Ребята узнали: зачем мы печем блины, сжигаем чучело зимы, зачем приносим в дом вербы, гадаем на святки, красим яйца и печем куличи. Мы проводили параллель между прошлым и современностью, увидели, что многие традиции и символы праздников дошли и до нас, и сами того не замечая, мы оказываемся под их влиянием.

Для более эмоционального и яркого восприятия тем «Невская битва «, «Ледовое побоище» можно привлечь отрывок из патриотической кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» («Вставайте люди русские»), привлечь художественную литературу – поэтическое произведение К. Симонова «Ледовое побоище», в котором полнее предстает перед нами образ великого полководца. А далее пойдет обсуждение по отрывку произведения: в чем проявилось полководческое искусство Александра Невского? В конце изучения темы «Западные завоеватели», мы подходим к решению проблемной задачи: «Английский историк Д. Фенел, характеризуя победы русских под шведами на Неве в 1240 году и над немецкими рыцарями в 1242 году на льду Чудского озера, назвал их как две относительно мелкие победы, малозначительные столкновения». Обучающимся предлагается ответить на следующие вопросы: согласны ли вы с этой позицией? Обоснуйте свое мнение. В чем состоит значение Невской битвы и Ледового побоища?

7 класс

Изучая время правления Ивана IV, мы учимся давать объективную оценку его деятельности, улавливаем взаимосвязь между личностью и политикой, для того, чтобы по окончании изучения этих тем прийти к выводу: «Иван IV- кровавый тиран?» «Умная и волевая личность, внесшая вклад в развитие и укрепление Российского государства» отрадно, что ребята, к этому времени, умеют делать выводы о том, что нельзя однозначно отвечать на такие вопросы, умеют приводить аргументы в пользу каждой из полярных точек зрения. По сути, уже в 7 классе отрабатывая умение, которое пригодится на ОГЭ и ЕГЭ.

Говоря о Смуте, учащиеся рассуждают о том, как она возникает, каковы ее причины и предпосылки. Описывая события тех лет, прибегаю к использованию выдержек из труда Авраамия Палицына «Сказание об осаде Троице- Сергиева монастыря», просматриваем фрагменты документального фильма телеканала «Россия» «Окончание Смутного времени», где дают свою оценку происходящему патриарх Кирилл, художник И. Глазунов, писатели Б.Акунин, Б.Васильев.: «Смертельно опасно, когда внутри страны идут конфликты, как они его ослабляют, дают возможность интервентам проникать и уничтожать нас изнутри». И сила народа – в его единстве.

Ребята с интересом изучают обряды и культовые праздники народов России. В ходе диалогового обсуждения школьники выявляют общее и единичное в культуре народов России. Это способствует принятию подрастающим поколением этнокультурных традиций, формированию российской гражданской идентичности.

9 класс

На уроке «Начало Отечественной войны 1812 года» подчеркиваю, что с самого начала война приобрела справедливый, освободительный характер. Убедительно звучат здесь слова одного из первых летописцев этих событий, будущего декабриста Ф. Глинки: «…наступают времена Минина и Пожарского!.. Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух народный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя грозу военную».

Показываю мужество армий, шедших на соединение к Смоленску и героически защищавших города с ополченцами. Включаю в рассказ слова генерала Раевского, который, с двумя своими юными сыновьями став впереди солдат, воскликнул: «Вперед, ребята, за веру и Отечество. Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь». Обучающимся предлагаю называть нравственные черты, характеризующие этот подвиг. Домашнее задание по этой теме включает в себя создание проектов, примерную тематику которых определяю совместно со школьниками: «Кутузов - гений Отечественной войны 1812 года», «Война 1812 года в русской поэзии», «Война 1812 года в русской музыке», «Полководец Наполеон - герой Франции или узурпатор» и др.

Если в 5-7 классах на уроках использую игровые моменты: найти лишнее, собери иллюстрации по группам, расшифруй имя, составь или разгадай кроссворд, создай иллюстрацию к событию и т.д., то в старших классах часто практикую уроки решения проблемных задач. В основе этих методов лежит принцип коллективного обсуждения вопросов и проблем, таких какие занятия призваны обеспечить развитие творческого мышления. Учащиеся приобретают опыт выступлений в роли оппонента. Ребята отстаивают свою точку зрения, привлекая дополнительный материал.

Большую роль в воспитании гражданственности и патриотизма выполняет также и внеурочная деятельность, научно-исследовательская деятельность учащихся. Ребята получают гражданский опыт, учатся понимать многие процессы, происходящие в современном обществе. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей.

Занимаясь исследовательской деятельностью с учащимися во внеурочное время, я ставлю следующие задачи:

1) расширить и углубить знания учащихся по истории;

2) дать школьникам навыки научно-исследовательской деятельности;

3) формировать умения публичного выступления, иметь и отстаивать свою гражданскую позицию;

4) развивать коммуникативные качества личности школьников;

5) находить и анализировать информацию из различных источников;

6) научить школьников составлять электронные презентации исследований и выступлений для последующей защиты.

Для исследовательской работы мы выбираем темы, которые

актуальны, т.е. являются требованием времени (посвящены юбилейным событиям

будут интересны самим учащимся и аудитории

связаны с историей родного края: республики, района, села, школы

связаны с историей семьи, рода, так как такая тема всегда актуальна и интересна автору

не слишком глобальные, а небольшие, но актуальные и интересные темы (например, «Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны»).

 

В рамках месячника оборонно-спортивной работы ребята делают сообщения о героях России и мужестве солдат-зауральцев на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий и документов из семейного архива «Мои родные- защитники Родины»

Изучение героических страниц военной истории России – это ли не благодатный материал для воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения!

Для поддержания познавательного интереса к изучению истории родного края мы регулярно провидим фотоконкурс «Мой поселок глазами детей». Ребята ищут интересные места, сюжеты, представляют их на конкурс, и выбор лучшего фото, делают сами обучающиеся, путем голосования.

Мои ученики на протяжении 7 лет они побеждают и занимают призовые места в районной и областной конференции «Отечество». Лучшими были работы на темы

«Династия в погонах», «У войны не женское лицо», «Учительские династии», «Улица, на которой я живу», «Листая страницы районной газеты», «Свято чтить память», «Герои невидимого фронта» и др.

Для определения результативности работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся необходимо опираться на показатели:

- оценка качества обучения детей истории

- уровень вовлеченности учеников в исследовательскую, познавательную и творческую деятельность при изучении истории, обществознания и права и результаты этой деятельности;

- уровень активности учеников во внеурочной деятельности и ее результаты.

Результатами моей работы являются данные итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов по технологии ОГЭ и ЕГЭ. На протяжении последних лет они выше районного и областного показателей.

2019-2020 средний балл 62,3

2020-2021 средний балл 68,3

2021-2022 средний балл 78,2

Горжусь тем, что первый стобальник в истории нашей школы - мой ученик – Колесников Иван.

Стабильными являются и результат ОГЭ по истории. В прошлом учебном году из средний балл – 4(сдавали 6 обучающихся)

Я сама стараюсь быть примером для своих учеников. Поэтому, регулярно повышаю свою квалификацию, обобщаю свой педагогических опыт и делюсь им на РМО, выступаю на вебинарах ИРОСТа, участвую в Фестивалях педагогических идей. Даю открытые уроки, занимаюсь исследовательской и краеведческой работой. На протяжении 10 лет представляю свой опыт воспитательной работы через статьи в газетах «Маяк» и «Варгашинка». Очень много у нас положительных результатов в патриотических конкурсах районного уровня.

Идея воспитания гражданственности и патриотизма у школьников не нова, но очень актуальна в современной России. Только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности. Осуществление задач гражданского воспитания требует активной гражданской позиции со стороны учителя. Качественный уровень воспитанности школьников может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции.

Так можно ли сказать, что учитель - это профессия?

Я убеждена, что это призвание.

Жизнь нашей семьи неразлучно связана со школой №1. Здесь работала моя мама, я сейчас я и мой муж. Здесь учится наша дочка. Совместный педагогический стаж моей семьи – учителей истории: мамы, мужа и мой- 70 лет. Это целая жизнь.

Так учитель – это профессия?

Нет - учитель – это судьба.

 

7


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.