12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анжелика26

Гуманизация учебного общения


Мартынова Анжелика Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «Школа №83 им. Г.И.Баланова

г.Донецка»


Аннотация. В статье рассматривается основные идеи гуманизации учебного общения с позиции их востребованности современной практикой образования. В основу понимания гуманной педагогики положены представления Ш.А.Амоношвили, рассматривающего гуманную педагогику, как стиль педагогического мышления, образ проживания ребенком и его учителем человеческого в человеке.

Ключевые слова: гуманная педагогика, личностные особенности, групповая работа


Человеческое общество стремительно развивается, возрастает благосостояние, создаётся больше условий для физического и интеллектуального развития, всё большее количество людей получает образование. Казалось бы, есть причины для оптимизма.

Но парадокс заключается в том, что мы находимся на грани самоуничтожения.

Почему же стала возможной такая ситуация? Развивая свой интеллект, мы забыли о чём-то более важном, о том, что делает нас истинно человеческими существами? Это то, что присуще нам всем, вне зависимости от национальности, вероисповедания или цвета кожи, от времени или места, то, что неизменно – общечеловеческие ценности.

Цель статьи: познакомить с приемами работы по организации учебного общения детей, которое ориентированно на развитие гуманизма у детей.

Наряду с традиционным вопросом “Чему учить?” в новом Стандарте важнейшим становится вопрос “Как учить?” или, точнее, как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “Чему мне нужно научиться?” и “Как мне этому научиться?”»... Не забыть бы среди этих вопросов «Для чего?», « Какую пользу принесут эти знания мне или другим людям?»

Сейчас актуально звучат ценные дидактические заповеди Сухомлинского: "Нет абстрактного ученика ... Искусство и мастерство обучения и воспитания заключается в том, чтобы, раскрыв силы и возможности каждого ребенка, дать ему радость успеха в умственном труде».[5]

Если создать соответствующие условия для развития возможностей, то школьник углубляет их быстро, непринужденно, успешно. Такие условия можно создать только с помощью Гуманной педагогики, направленной на воспитание ребенка.

Права детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на индивидуальные потребности, и в том числе право детей с отклонениями в развитии учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству, признаны международными стандартами прав человека: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам, Европейской социальной хартией, Декларацией о правах умственно отсталых лиц и другими документами.

Принципы инклюзивного образования, на мой взгляд сформированы на принципах гуманнизации учебного общения

«Гуманизация — это: отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому достоинству. Говоря о гуманистической педагогике, мы оба эти понятия соединяем (свободное развитие человеческой личности, уважение к человеческому достоинству)» [2]

Гуманизм в педагогике — сложное, многомерное явление. Его нельзя свести к простой, но емкой формуле “любовь к детям”, хотя без нее невозможен никакой гуманизм.

Но любовь – не хаос, гуманная педагогика – не вседозволенность. Это воспитание любовью, которая организовывает и созидает.

Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно: он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, – может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг – помочь ему выполнить ее. Этот постулат – основа основ учительской философии Амонашвили, и он переворачивает, не оставляя камня на камне, все основы традиционной авторитарной педагогики и ее священные ритуалы, причем тут не остается мелочей и деталей, развенчивается даже красный цвет авторучки, которой учитель подчеркивает ошибки и ставит оценки.

В традиционной дидактике прочно бытует мнение, что младшим школьникам нельзя показывать ошибочные формы того, что подлежит усвоению, – якобы они из-за его сильной впечатлительности и обостренной памяти могут засесть в нем как правильные. Если это верно, то как тогда может учитель пользоваться красными чернилами, отмечая в работах учеников искривленными, раздраженными линиями и знаками именно ошибки, допущенные детьми? Ведь если так привлекать к ним внимание ребенка, по этой логике – он закрепит в себе ошибочную форму, и, сколько ни упражняй его потом, ошибка останется в нем надолго. И что-то не видно, чтобы количество детских ошибок уменьшалось из-за того, что процессу учебы сопутствовали контроль, исправление ошибок и оценки. Может быть, было бы лучше, если бы учитель вместо красных пользовался зелеными чернилами, отмечая успехи, достижения, качество движения?

Каким должно быть современное образование?

Это единство головы, сердца и рук.

Проблема современного образования в том, что оно с избытком нагружает голову, гораздо в меньшей степени заботится о руках, стараясь привить некоторые трудовые навыки, и почти полностью пренебрегает сердцем. Поэтому, если мы действительно хотим изменить существующее положение дел, мы должны создать такую модель образования, при которой достигалось бы более сбалансированное гармоничное соотношение между этими тремя составляющими. 
Новая концепция образования и воспитания заключается не в понятии «вкладывать», а, скорее, «извлекать».

Любое истинное обучение – это напоминание, подталкивание к поиску, к творчеству и должно опираться не на заучивание готовых фактов, которые, к тому же, могут быть ошибочными, а на постановку вопросов. Потому что именно вопросы побуждают к внутреннему поиску, развивают ум и обостряют интуицию.

Это вовсе не значит, что школа не должна давать знаний и готовых решений, ведь это квинтэссенция опыта предшествующих поколений. Но его нельзя представлять так, как будто он верен на 100 % и непогрешим на все времена. Наука быстро развивается, совершаются величайшие открытия, меняются взгляды на то, что ещё десятилетие назад казалось непреложным. Понятно, что один и тот же факт войны в Донбассе украинским школьникам преподают совсем в другом свете, нежели донецким. Мы должны наконец осознать, что функция образования состоит не в том, чтобы передавать знания из поколения в поколение. Результат образования не знания, а мудрость. Мудрость – это применяемое знание, это знание, реализованное через единство головы, сердца и рук, о чём говорилось ранее.

Как можно преподавать общечеловеческие ценности в школе? 
Это возможно на классных часах, уроках школьного цикла. Интегрированный подход позволяет вкраплять общечеловеческие ценности в существующую учебную программу

Например, в истории много примеров биографий выдающихся людей, которые проявляли силу духа и приверженность высоким истинам.

Очень легко ввести общечеловеческие ценности в гуманитарные науки: языки, литературу. Даже в математике простые действия с числами можно обыграть, сделав условия задач, где это уместно, с этическим содержанием. (Например, действие «деление» сопоставимо с умением делиться и т.д.).

Уроки морально – этического воспитания. Их огромное множество.

Шалва Амоношвили предлагает ввести в школе такие уроки как «Урок доброты», «Сердцеведение». В прошлом учебном году я работала по внедрению «Мини-уроков света в воспитании духовности детей и взрослых» (автор Добрянская Инесса Валентиновна, МБОУ «Школа №90 г. Донецка»), но думаю у каждого есть определенный опыт в этой области.

Можно использовать следующие методы:
1.        Цитата.
2.         Визуализация.
3.         Музыка.
4.         Рассказывание историй.
5.         Групповая деятельность.
На групповой деятельности хотелось бы остановиться подробнее.
Групповая и, в частности, творческая работа, позволяет ребёнку выявлять свою индивидуальность, согласовывая при этом свои интересы и действия с действиями и интересами группы. Ребёнок учится делиться, сотрудничать, помогать, творить сообща, развивает своё воображение и творческие навыки, приобретает уверенность в себе и, самое главное, проживает конкретную ценность на практике, в действии.
Таким образом, происходит расцвет человеческой личности, выявление лучшего и преодоление того негативного, что неизбежно присутствует в каждом человеке.

«Современное значение слова “школа” утратило суть духовности и суть радости, и школа стала названием учебного заведения, вооружающего подрастающее поколение знаниями и умениями, – считает Амонашвили. -Но школа (лат. Скале) есть скалистые, трудные, требующие силы воли ступеньки лестницы восхождения, возвышения души.»[3]

В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувства прекрасного и понимание беспредельности, ответственность за свои мысли и устремленность к благу, мужество и бесстрашие... Находясь среди светлых и возвышенных образов, располагая таким богатством, душа начинает трудиться, создает свой мир, творит и притягивает новые образы.

Как проводить такие уроки?

Основной способ – беседа учителя, свободные обсуждения, чтение легенд. А есть еще: мечтания о полетах в дальние миры, о строительстве своих городов и государств; молчание и думание (уроки молчания) о самом себе, о близких и родных, об улучшении жизни людей; обращение к своему сердцу, занятия по саморазвитию умения видеть сердцем и болеть душой.

А еще есть практика: посылание добрых мыслей близким и родным, людям планеты, детям Земли, запись сновидений, ведение дневника о своих переживаниях, философствование.

Такой урок не кончается, даже когда ребенок идет домой: учитель остается в его душе, добро – в его мыслях.

Гуманизм учебного общения заключается в том, чтобы обеспечить учащимся комфортное самоощущение, вселить в каждого ученика чувство уверенности в свои силы, увидеть в нем способную к творчеству натуру и придать ходу урока эмоционально-моральную направленность

Выводы: таким образом, для гуманизации общения, в первую очередь необходимо на уроке создать следующие условия:

Необходимо создать психологически положительную атмосферу на и вне урока, а именно, в каждый момент общения.

Учесть возрастные и психологические особенности учащихся

Выбрать оптимальный стиль педагогического общения.

Отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы. И на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание
















Список литературы:

1. Государственный образовательный стандарт начального общего образования Донецкой Народной Республики: утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП) URL: // https://drive.google.com/file/d/1bUvyGwDwD4DebggbpNcSUZs_NMZAKXZx/view

2. Амонашвили, Ш.А. Антология вечно восходящей Истины // Антология гуманной педагогики./ Амонашвили, Ш.А. -Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.

3.  Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. / Амонашвили Ш. А -Москва, 1995. С. 27

4. Андарало О. А. Гуманная педагогика как путь восхождения к культуре и обновлению мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014.

URL: http://e-koncept.ru/2014/64078.htm

5. Сухомлинский, В.А. Не только разумом, но и сердцем… Сост. Л.В.Голованов./ Сухомлинский, В.А.- Москва: Молодая гвардия, 1990.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.