Духовное и нравственное воспитание на тему «Гуманность в наше время»
Духовное и нравственное воспитание
Тема: «Гуманность в наше время»
Автор: Захарова Татьяна Александровна,
учитель начальных классов,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 2»
2023 год
1.Пояснительная записка
1.1.Тематическое направление
Духовно-нравственное воспитание
1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
«Гуманность в наше время»
1.3 Актуальность выбора темы в начальной школе состоит в том, что духовно-нравственное воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Надо прививать ребенку любовь, уважительное и заботливое отношение к окружающим, стране с раннего детства.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя/педагогического работника (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Внеклассное мероприятие «Гуманность в наше время» является частью деятельности классного руководителя по реализации плана воспитательной работы на 2022-2023 уч. год в рамках модуля «Классное руководство», в соответствии с рабочей программой воспитания МАОУ «СОШ № 2».
1.5. Целевая аудитория воспитательного мероприятия
9 - 11 лет (3 – 4 классы)
1.6. Цель, задачи и планируемые результаты внеклассного мероприятия
Цель: формирование представлений о понятии «гуманность»; раскрыть значение и роль качества в жизни человека.
1.7 Задачи:
формировать у учащихся представление о гуманизме, а также нравственных нормах, таких как доброта, честность по отношению к окружающим;
создать условия для понимания того, насколько твой собственный внутренний мир согласуется с общечеловеческими ценностями;
развивать у учащихся умение анализировать ситуации.
1.8 Планируемые результаты:
Личностные: развитие мотивов внеучебной деятельности; воспитание чувства гуманизма, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
Метапредметные:
Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.
Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах.
Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, выслушивать партнера, организовывать взаимопомощь при выполнении заданий, высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Предметные: активизировать внимание детей; вызвать интерес к теме и предстоящей деятельности; развивать целенаправленное внимание, память, мышление; воспитывать культуру труда, аккуратность.
1.9.Форма проведения классного часа и обоснование её выбора
Выбрана форма – классный час. Так как, одна из задач, это включение школьников в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.
Проведение внеклассных мероприятий способствуют более тесному взаимодействию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся. В данном мероприятии есть продукт –силуэт человека на плакате с качествами гуманного человека.
1.10. Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов
Педагогическая технология, лежащая в основе мероприятия – технология проблемного обучения.
Методы: словесный, проблемный, частично-поисковый.
Приёмы: приём ассоциаций, создание проблемной ситуации, организация коллективного обсуждения возможных подходов к решению проблемной ситуации, задания на аргументацию выводов.
1.11.Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Для проведения мероприятия использованы различные визуальные средства:
1)видео сюжет https://youtu.be/ASNCX60PDtw, 2) презентация «PoverPoint». 3) использовался сайт лаборатории ассоциаций. Облако ассоциаций- инструмент для просмотра ассоциаций к одному или нескольким словам в виде цветного облака. https://sociation.org/labs/
1.12 Техническое оборудование: компьютер, с выходом в Интернет, проектор, колонки.
2. Основная часть
2.1.Описание подготовки воспитательного мероприятия
- просмотр видео сюжета педагогом (классным руководителем);
- разработка сценария мероприятия.
-подбор ситуаций, картинок из сказок
-создание облака ассоциации «гуманность»
-подготовка плаката «Силуэт человека»
2.2.Описание проведения классного часа
Классный час на тему: «Гуманность в наше время»
Цель:
формировать у учащихся представление о гуманизме, а также нравственных нормах, таких как доброта, честность по отношению к окружающим;
создать условия для понимания того, насколько твой собственный внутренний мир согласуется с общечеловеческими ценностями;
развивать у учащихся умение анализировать ситуации.
Ход проведения:
1. Мотивация.
На слайде изображение силуэта человека.
- Что вы видите?
- Чего не хватает до полного восприятия личности? (лица)
-Что вы о нём можете сказать? (ничего)
-Почему? ( мы не заем ничего о нём)
- Каким он может быть? Давайте наградим его качествами, которые свойственны хорошему человеку.
- Вы много назвали качеств. А как это всё назвать, одним словом?
2. Постановка учебной задачи
- Сегодня мы узнаем об этом качестве и проверим, есть ли оно у нас.
3. Работа по теме
Прочитав определения, нужно понять, как назвать одним словом качества, которые вы написали на силуэте.
1) Карточка (работа в паре)
Гуманность (лат. humanus — человеческий) или человечность — любовь и внимание к человеку, уважение к человеческой личности; человеколюбие.
Эгоизм - Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, интересам общественным, пренебрежение ими.
Толерантность - это способность без агрессии воспринимать мысли, поведение, формы самовыражения и образ жизни другого человека, которые отличаются от твоего.
- Проверка. (гуманность)
-2) Приём «Ассоциации»
- Составьте ассоциативный рад к слову «гуманность». (на листах)
(Дети пробуют) Гуманность – доброта – внимание- забота -
- Что ещё? (затрудняются)
Чтобы правильно это сделать, предлагаю поработать в группах и разобрать ситуации.
3) Упражнение «Жизненные ситуации» - работа в группах.
Я предлагаю ситуации, в которых вы должны разобраться (работа по группам) и предложить поведение гуманного человека, доброго, милосердного, как бы такой человек отреагировал на ситуацию, что бы он предпринял, чтобы помочь другому.
1 группа
Ситуация «Девочка с заплаканными глазами»
За пять минут до начала первого урока уже все сидели в классе. Катя пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные глаза.
- Что это у тебя глаза на мокром месте? - громко сказала Софья.
- Что у тебя случилось? Расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай, давай рассказывай! - подскочила к ней Вера.
- Что случилось? Почему слезы? - закричали все, недоуменно пожимая плечами.
2 группа
Ситуация «Сообщение больной однокласснице»
- У меня была ангина, и никто ко мне не приходил и не звонил. Мне было так одиноко, что я даже заплакала как-то вечером от обиды. Но вдруг пришло письмо от подруги в «Одноклассниках». Я так обрадовалась! Открыла сообщение, а там было задание, которое просил передать мне учитель. И все. Я поняла, что у меня нет друзей. И это было хуже ангины.
3 группа
Ситуация «Девочка с больными ногами»
Чего только не увидишь в школьных коридорах! Вот спускается по лестнице девочка с больными ногами. Сзади идут другие девочки и торопят ее: «Ну, коряга, иди скорее!»
4 группа
Ситуация «Телефон»
Антон нашел под партой чужой телефон, рядом никого не было. Он хотел отдать его учителю, но раздумал и положил в свой портфель.
Прошло несколько дней. Антон забыл где-то дорогую шапку. Осмотрел свой портфель, но шапки там не было. Тут зашел ученик, который потерял телефон. Он отдал Антон шапку. Парень нашел ее в коридоре. Антону стало стыдно.
Проверка
Выступление 1 группы.
- Правильно поступили ребята?
- Что сделал бы гуманный человек?
-Какие качества проявит гуманный человек? (сопереживание)
- А как бы поступили вы?
Добавим в ассоциацию
Гуманность – доброта – внимание- забота – сопереживание
Выступление 2 группы
-Почему девочке стало хуже, после прочтения сообщения?
-Как бы поступил гуманный человек? А вы бы как поступили?
-Какие качества проявляются? (поддержка)
-Можно продолжить ряд
Гуманность – доброта – внимание- забота – сопереживание – поддержка
Выступление 3 группы
-Как бы поступил гуманный человек? А вы?
-Какие качества проявили? ( терпеливость)
Гуманность – доброта – внимание- забота – сопереживание – поддержка - терпеливость
Выступление 4 группы
-Как бы поступил гуманный человек?
-Какие качества он бы проявил? ( великодушие)
Гуманность – доброта – внимание- забота – сопереживание – поддержка – терпеливость- великодушие
- У нас поучился большой ассоциативный ряд, но его можно ещё продолжать.
- Давайте попробуем, поиграем в игру «Облако ассоциации»
- На слайде «облако», детям нужно запомнить как можно больше слов за 30 сек..
Дети запоминают и продолжают ассоциативный ряд к слову гуманность.
Проверка
- Легко ли быть гуманным?
- Что мешает людям быть добрее, человечнее в жизненных ситуациях?
- Иногда мы живем по принципу одного дня - сегодня хорошо и ладно, а завтра что Бог пошлет, или мне хорошо, а другие меня не волнуют. А посмотрите – сколько вокруг нищих, больных, одиноких людей. Нужно помочь им - и наша душа станет чище, и жить станет легче.
4. Закрепление
Ссылка: https://youtu.be/ASNCX60PDtw
- Просмотрели видео, сделайте вывод.
- Как вы понимаете суть этого видео?
-Какие качества есть у мальчика-героя сюжета? Что сделал мальчик? (помог)
- А как вы можете помогать обществу?
-Каждый из вас может стать волонтёром. Вспомните, мы говорили об этом на занятиях «Разговоры о важном»
- Кому помогают волонтёры?
-Как стать волонтёром?
Для этого нужно зарегистрироваться на порталах DOBRO.RU, VOLONTER.RU или на сайте одной из добровольческих организаций. Здесь же можно найти информацию о предстоящих акциях и мероприятиях и подать заявку на участие в них.
- Но, сначала нужно понять, умеете ли вы отличать гуманные поступки? Проверим!
Игра «Узнай поступок»
-Предлагается картинка из сказки. Дети называют сказку и гуманный поступок героев. (по слайдам)
- «Сказка о царе Салтане» (спасение Лебедя )
- «Снежная королева» (спасение Кая)
«Крошечка-Хаврошечка» (коровушка помогала)
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (Чернавка помогла царевне, Елисей искал)
«Лиса и Заяц» (Петух помог Зайцу)
«Теремок» (впускали жить всех, кто просился)
6.Рефлексия
- Что главное для себя вы взяли с классного часа?
В начале занятия мы увидели только силуэт человека. - Какими качествами нужно наполнить человека, чтоб его могли назвать гуманным? (на силуэт прикрепляют качества)
- Чтобы иметь качества гуманного человека, я хотела бы дать вам несколько советов
«Как начинать день»:
- Что я должен сегодня сделать?
- Делай и твори добро для себя и окружающих.
- Чаще улыбайся, не сквернословь.
- Преодолевай эмоции – подавляй гнев, ревность, жадность, страх.
- И перед тем, как уснуть, спросите себя – Что хорошего я сегодня сделал?.
Я желаю, чтобы вы были чутки и добры к окружающим, так как если добрый ты, то будут добрыми к тебе.
Прошу дополнить начатое предложение:
- Я понял(а), что …
- Я буду стараться не …
-Я никогда не …
Заимствованные материалы
1. https://heaclub.ru/dobrye-dela-spisok-dlya-detej-shkolnikov видео сюжет
3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике для работы классных руководителей/педагогических работников
Проводится для реализации духовно-нравственного воспитания. Гуманизм – это одно из главных качеств каждого гражданина страны.
Легоцкая Вера Сергеевна
Татьяна Александровна