Духовное и нравственное воспитание на тему «Гуманность в наше время»

8
2
Материал опубликован 12 July 2023

Духовное и нравственное воспитание

Тема: «Гуманность в наше время»



















Автор: Захарова Татьяна Александровна,

учитель начальных классов,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 2»









2023 год



1.Пояснительная записка

1.1.Тематическое направление

Духовно-нравственное воспитание

1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)

«Гуманность в наше время»

1.3 Актуальность выбора темы в начальной школе состоит в том, что духовно-нравственное воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Надо прививать ребенку любовь, уважительное и заботливое отношение к окружающим, стране с раннего детства.

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя/педагогического работника (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Внеклассное мероприятие «Гуманность в наше время» является частью деятельности классного руководителя по реализации плана воспитательной работы на 2022-2023 уч. год в рамках модуля «Классное руководство», в соответствии с рабочей программой воспитания МАОУ «СОШ № 2».

1.5. Целевая аудитория воспитательного мероприятия

9 - 11 лет (3 – 4 классы)

1.6. Цель, задачи и планируемые результаты внеклассного мероприятия

Цель: формирование представлений о понятии «гуманность»; раскрыть значение и роль качества в жизни человека.

1.7 Задачи:

формировать у учащихся представление о гуманизме, а также нравственных нормах, таких как доброта, честность по отношению к окружающим;

создать условия для понимания того, насколько твой собственный внутренний мир согласуется с общечеловеческими ценностями;

развивать у учащихся умение анализировать ситуации.

1.8 Планируемые результаты:

Личностные: развитие мотивов внеучебной деятельности; воспитание чувства гуманизма, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Метапредметные:
Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах.

Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, выслушивать партнера, организовывать взаимопомощь при выполнении заданий, высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Предметные: активизировать внимание детей; вызвать интерес к теме и предстоящей деятельности;    развивать целенаправленное внимание, память, мышление;  воспитывать культуру труда, аккуратность.    

1.9.Форма проведения классного часа и обоснование её выбора

Выбрана форма – классный час. Так как, одна из задач, это включение школьников в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Проведение внеклассных мероприятий способствуют более тесному взаимодействию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся. В данном мероприятии есть продукт –силуэт человека на плакате с качествами гуманного человека.

1.10. Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов

Педагогическая технология, лежащая в основе мероприятия – технология проблемного обучения.

Методы: словесный, проблемный, частично-поисковый.

Приёмы: приём ассоциаций, создание проблемной ситуации, организация коллективного обсуждения возможных подходов к решению проблемной ситуации, задания на аргументацию выводов.

1.11.Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Для проведения мероприятия использованы различные визуальные средства:

1)видео сюжет https://youtu.be/ASNCX60PDtw, 2) презентация «PoverPoint». 3) использовался сайт лаборатории ассоциаций. Облако ассоциаций- инструмент для просмотра ассоциаций к одному или нескольким словам в виде цветного облака. https://sociation.org/labs/

1.12 Техническое оборудование: компьютер, с выходом в Интернет, проектор, колонки.

2. Основная часть

2.1.Описание подготовки воспитательного мероприятия

- просмотр видео сюжета педагогом (классным руководителем);

- разработка сценария мероприятия.

-подбор ситуаций, картинок из сказок

-создание облака ассоциации «гуманность»

-подготовка плаката «Силуэт человека»

2.2.Описание проведения классного часа

Классный час на тему: «Гуманность в наше время»

Цель:  

формировать у учащихся представление о гуманизме, а также нравственных нормах, таких как доброта, честность по отношению к окружающим;

создать условия для понимания того, насколько твой собственный внутренний мир согласуется с общечеловеческими ценностями;

развивать у учащихся умение анализировать ситуации.



Ход проведения:

1. Мотивация.

На слайде изображение силуэта человека.

- Что вы видите?

- Чего не хватает до полного восприятия личности? (лица)

-Что вы о нём можете сказать? (ничего)

-Почему? ( мы не заем ничего о нём)

- Каким он может быть? Давайте наградим его качествами, которые свойственны хорошему человеку.

- Вы много назвали качеств. А как это всё назвать, одним словом?

2. Постановка учебной задачи

- Сегодня мы узнаем об этом качестве и проверим, есть ли оно у нас.

3. Работа по теме

Прочитав определения, нужно понять, как назвать одним словом качества, которые вы написали на силуэте.

1) Карточка (работа в паре)

Гуманность (лат. humanus — человеческий) или человечность — любовь и внимание к человеку, уважение к человеческой личности; человеколюбие.

Эгоизм - Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, интересам общественным, пренебрежение ими.

Толерантность - это способность без агрессии воспринимать мысли, поведение, формы самовыражения и образ жизни другого человека, которые отличаются от твоего.

- Проверка. (гуманность)

-2) Приём «Ассоциации»

- Составьте ассоциативный рад к слову «гуманность». (на листах)

(Дети пробуют) Гуманность – доброта – внимание- забота -

- Что ещё? (затрудняются)

Чтобы правильно это сделать, предлагаю поработать в группах и разобрать ситуации.

3) Упражнение «Жизненные ситуации» - работа в группах.

Я предлагаю ситуации, в которых вы должны разобраться (работа по группам) и предложить поведение гуманного человека, доброго, милосердного, как бы такой человек отреагировал на ситуацию, что бы он предпринял, чтобы помочь другому.

1 группа

Ситуация «Девочка с заплаканными глазами»

За пять минут до начала первого урока уже все сидели в классе. Катя пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные глаза.

- Что это у тебя глаза на мокром месте? - громко сказала Софья.

- Что у тебя случилось? Расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай, давай рассказывай! - подскочила к ней Вера.

- Что случилось? Почему слезы? - закричали все, недоуменно пожимая плечами.

2 группа

Ситуация «Сообщение больной однокласснице»

- У меня была ангина, и никто ко мне не приходил и не звонил. Мне было так одиноко, что я даже заплакала как-то вечером от обиды. Но вдруг пришло письмо от подруги в «Одноклассниках». Я так обрадовалась! Открыла сообщение, а там было задание, которое просил передать мне учитель. И все. Я поняла, что у меня нет друзей. И это было хуже ангины.

3 группа

Ситуация «Девочка с больными ногами»

Чего только не увидишь в школьных коридорах! Вот спускается по лестнице девочка с больными ногами. Сзади идут другие девочки и торопят ее: «Ну, коряга, иди скорее!»

4 группа

Ситуация «Телефон»

Антон нашел под партой чужой телефон, рядом никого не было. Он хотел отдать его учителю, но раздумал и положил в свой портфель.

Прошло несколько дней. Антон забыл где-то дорогую шапку. Осмотрел свой портфель, но шапки там не было. Тут зашел ученик, который потерял телефон. Он отдал Антон шапку. Парень нашел ее в коридоре. Антону стало стыдно.

Проверка

Выступление 1 группы.

- Правильно поступили ребята?

- Что сделал бы гуманный человек?

-Какие качества проявит гуманный человек? (сопереживание)

- А как бы поступили вы?

Добавим в ассоциацию

Гуманность – доброта – внимание- забота – сопереживание

Выступление 2 группы

-Почему девочке стало хуже, после прочтения сообщения?

-Как бы поступил гуманный человек? А вы бы как поступили?

-Какие качества проявляются? (поддержка)

-Можно продолжить ряд

Гуманность – доброта – внимание- забота – сопереживание – поддержка

Выступление 3 группы

-Как бы поступил гуманный человек? А вы?

-Какие качества проявили? ( терпеливость)

Гуманность – доброта – внимание- забота – сопереживание – поддержка - терпеливость

Выступление 4 группы

-Как бы поступил гуманный человек?

-Какие качества он бы проявил? ( великодушие)

Гуманность – доброта – внимание- забота – сопереживание – поддержка – терпеливость- великодушие

- У нас поучился большой ассоциативный ряд, но его можно ещё продолжать.

- Давайте попробуем, поиграем в игру «Облако ассоциации»

- На слайде «облако», детям нужно запомнить как можно больше слов за 30 сек..

Дети запоминают и продолжают ассоциативный ряд к слову гуманность.

Проверка

t1689166343aa.png

- Легко ли быть гуманным?

- Что мешает людям быть добрее, человечнее в жизненных ситуациях?

- Иногда мы живем по принципу одного дня - сегодня хорошо и ладно, а завтра что Бог пошлет, или мне хорошо, а другие меня не волнуют. А посмотрите – сколько вокруг нищих, больных, одиноких людей. Нужно помочь им - и наша душа станет чище, и жить станет легче.

4. Закрепление

Ссылка: https://youtu.be/ASNCX60PDtw

- Просмотрели видео, сделайте вывод.

- Как вы понимаете суть этого видео?

-Какие качества есть у мальчика-героя сюжета? Что сделал мальчик? (помог)

- А как вы можете помогать обществу?

-Каждый из вас может стать волонтёром. Вспомните, мы говорили об этом на занятиях «Разговоры о важном»

- Кому помогают волонтёры?

-Как стать волонтёром?

Для этого нужно зарегистрироваться на порталах DOBRO.RUVOLONTER.RU или на сайте одной из добровольческих организаций. Здесь же можно найти информацию о предстоящих акциях и мероприятиях и подать заявку на участие в них.

- Но, сначала нужно понять, умеете ли вы отличать гуманные поступки? Проверим!

Игра «Узнай поступок»

-Предлагается картинка из сказки. Дети называют сказку и гуманный поступок героев. (по слайдам)

t1689166343ab.jpg- «Сказка о царе Салтане» (спасение Лебедя )



t1689166343ac.jpg- «Снежная королева» (спасение Кая)

t1689166343ad.jpg«Крошечка-Хаврошечка» (коровушка помогала)

t1689166343ae.jpg«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (Чернавка помогла царевне, Елисей искал)

t1689166343af.jpg«Лиса и Заяц» (Петух помог Зайцу)

t1689166343ag.jpg«Теремок» (впускали жить всех, кто просился)

6.Рефлексия

- Что главное для себя вы взяли с классного часа?

В начале занятия мы увидели только силуэт человека. - Какими качествами нужно наполнить человека, чтоб его могли назвать гуманным? (на силуэт прикрепляют качества)

- Чтобы иметь качества гуманного человека, я хотела бы дать вам несколько советов

«Как начинать день»:

- Что я должен сегодня сделать?

- Делай и твори добро для себя и окружающих.

- Чаще улыбайся, не сквернословь.

- Преодолевай эмоции – подавляй гнев, ревность, жадность, страх.

- И перед тем, как уснуть, спросите себя – Что хорошего я сегодня сделал?.

Я желаю, чтобы вы были чутки и добры к окружающим, так как если добрый ты, то будут добрыми к тебе.

Прошу дополнить начатое предложение:

- Я понял(а), что …

- Я буду стараться не …

-Я никогда не …















Заимствованные материалы

1. https://heaclub.ru/dobrye-dela-spisok-dlya-detej-shkolnikov видео сюжет

2. https://www.google.com/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BA+%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%D0%BC&rlz=1C1GKLB_enRU773RU773&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwjVorT-ztP7AhXVUXcKHZ21DrwQ_AUoAXoECAEQAw&biw=1280&bih=586&dpr=1#imgrc=gNopiePlUNEbZM - картинки к сказкам



3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике для работы классных руководителей/педагогических работников

Проводится для реализации духовно-нравственного воспитания. Гуманизм – это одно из главных качеств каждого гражданина страны.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличный конспект, спасибо, Татьяна Александровна!

12 July 2023

Спасибо, Вера Сергеевна за отзыв!

18 July 2023

Похожие публикации