Характеристика образовательных трудностей детей с ОВЗ

3
0
Материал опубликован 21 July 2023

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХМЯ С ОВЗ

Обучающиеся с ЗПР

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью

Обучающиеся с РАС

Особенности функционирования ЦНС

Характерной особенностью развития моторной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью является слабая дифференцировка движений в силу нарушения сенсорной сферы, в частности процесса восприятия. У таких детей отмечается нарушение ориентировки, координации, наличие стереотипных движений, неадекватное двигательное поведение, что указывает на нарушения в формировании высших корковых центров, ответственных за двигательный контроль и высшие нервные функции. В ЦНС не формируются или формируются с большой задержкой перекрестные связи и ассоциативные зоны. Вследствие этого у детей отсутствует перекрестная латеральность движений, нарушено формирование схемы тела. Позднее формирование ассоциативных зон лежит в основе интеллектуальной недостаточности, нарушений в психомоторной сфере.

Детям с умственной отсталостью свойственны значительные нарушения в протекании нервных процессов, характеризующих работу коры полушарий головного мозга. На фоне недоразвития всей высшей нервной деятельности наибольшую роль играет нарушение подвижности нервных процессов. Именно их интернальность отмечаемая на уровне словесной системы, выступает при всех формах умственной отсталости, вне зависимости от варианта дефекта.

В следствии генетических отклонений происходят изменения в работе определённых участков головного мозга, провоцирующих поведение при аутизме. Под действием генетических мутаций, большая часть разновидностей которых на данный момент уже выявлена, нарушается формирование нейронов поверхностного слоя коры головного мозга, а также, что играет особую роль, нейронов, отвечающих за связи участков головного мозга, тем самым вызывая типичное для аутизма поведение.

Особенности познавательной сферы

Дети воспринимают информацию поверхностно, не вникая в суть. У них проявляются недостатки в слухо-зрительно-моторной координации. В связи с нарушениями в зрительном и слуховом восприятии, дети плохо развито пространственно-временное представление, что отрицательно влияет на обучении ребенка.

Для умственно отсталых детей характерно своеобразное узнавание объектов и явлений. Они склонны отождествлять в некоторой мере сходные предметы, например, кошку и белку, круг и овал. Не узнают изображения предметов в усложненных условиях восприятия, например, перевёрнутыми. Нарушение пространственной ориентировки - один из ярко выраженных дефектов, встречающихся при умственной отсталости.

Своеобразие зрительного восприятия детей с умственной отсталостью отчетливо проявляется при рассматривании сюжетных картин, понимание которых оказывается неполным, поверхностным, а в ряде случаев неадекватным. Рассматривая сюжетную картину, они часто неправильно ее толкуют, руководствуясь первым случайным впечатлением, способность к активному, критическому рассматриванию и анализу содержания ситуации вырабатывается у них с трудом.

Важное место в восприятии окружающего мира занимает осязание. Сенсорная система, обеспечивающая формирование осязательного образа, включает кожный и кинестезические анализаторы. С помощью осязания расширяется, углубляется и уточняется информация, получаемая другими анализаторами. При умственной отсталости наблюдается пассивность, недостаточная целенаправленность осязательной деятельности детей, несогласованность движений рук, поспешность. Часто распознание объекта детей с недоразвитием интеллекта основано на одном-двух неспецифических признаках, дополнительных попыток проверить правильность своего решения не происходит


Недостаточность общего, и в том числе психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, обусловливает крайне низкий уровень активного внимания. С самого раннего возраста отмечается негативная реакция или вообще отсутствие какой-либо реакции при попытках привлечения внимания ребенка к предметам окружающей действительности.

С самого раннего возраста у детей с РДА отмечается хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Именно эмоциональная память стереотипизирует восприятие окружающего: информация входит в сознание детей целыми блоками, хранится, не перерабатываясь, и применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, слова или без конца задавать один и тот же вопрос.

 Они ориентируются на перцептивно яркие, а не на функциональные признаки предметов. Эмоциональный компонент восприятия сохраняет свое ведущее значение при РДА даже на протяжении школьного возраста. В итоге усваивается лишь часть признаков окружающей действительности, слабо развиваются предметные действия.

Особенности произвольности

В произвольной памяти у детей с ЗПР обнаруживаются неточности воспроизведения, замедленное запоминание. Так же у детей снижена умственная работоспособность. Они плохо контролируют свою эмоциональную деятельность, связи с этим плохо приспосабливаются к новому школьному коллективу.

Дети с ЗПР отличаются ослабленным вниманием к словесной (вербальной) информации, даже когда повествование очень захватывающее и интересное. Ребенок  может потерять нить вопроса или рассказа даже при малейших раздражителях, к примеру, при стуке в дверь.

У большинства детей с ЗПР в норме уровень развития наглядно-действенного мышления. Они верно выполняют задание, однако некоторым необходимо задание стимулирующее.  Наглядно – образное мышление - большинству подобных детей необходимо многократное повторение задания, а также оказание определенных видов помощи, но имеются и такие детки, которым и помощь не помогает справиться с заданием. Мышление словесно-логическое у большинства не развито.

При умственной отсталости произвольность памяти, внимания и мышления формируется с задержкой. Отмечаются трудности произвольной регуляции собственной деятельности, что препятствует успешному обучению в школе. Отмечается, что умственно отсталые дети младшего школьного возраста обладают низким уровнем развития произвольности познавательных процессов, что негативно отражается на учебной деятельности.

непроизвольное внимание доминирует над произвольным, наблюдается рассеянность внимания, повышенная отвлекаемость, инертность, быстрая истощаемость внимания, слабость целенаправленного внимания и концентрации на предмете. Большинство дошкольников с РАС неспособны к длительному сосредоточению внимания на заданиях и с трудом подчиняются словесной инструкции, при возникновении трудностей они не пытаются их преодолеть, а отказываются от деятельности. Причинами отвлечения внимания ребенка с РАС могут быть: плохое самочувствие, повышенная утомляемость, незаинтересованность в деятельности, несформированность волевых качеств, присутствие посторонних раздражителей.

Особенности аффективной сферы

У дошкольников с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений

Эмоциональная сфера умственно отсталых детей характеризуется незрелостью: они подвержены недостаточно дифференцированным, лишенных оттенков эмоциям. Переживания таких детей примитивные, они чувствуют только или удовольствие, или неудовольствие, а дифференцированные тонкие оттенки переживаний у них почти не проявляются.

Нарушение эмоционально-волевой сферы является ведущим признаком при синдроме РДА и может проявиться в скором времени после рождения. При аутизме резко отстает в своем формировании самая ранняя система социального взаимодействия с окружающими людьми – комплекс оживления. Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных эмоциональных реакций в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявления внимания со стороны взрослого. По мере роста ребенка слабость эмоциональных контактов с близкими взрослыми продолжает нарастать. Дети не просятся на руки, находясь на руках у матери, не принимают соответствующей позы, не прижимаются, остаются вялыми и пассивными. Обычно ребенок отличает родителей от других взрослых, но большой привязанности не выражает. Они могут испытывать даже страх перед одним из родителей, могут ударить или укусить, делают все назло. У этих детей отсутствует характерное для данного возраста желание понравиться взрослым, заслужить похвалу и одобрение. Слова «мама» и «папа» появляются позже других и могут не соотноситься с родителями. Все вышеназванные симптомы являются проявлениями одного из первичных патогенных факторов аутизма, а именно снижения порога эмоционального дискомфорта в контактах с миром.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации