Презентация «Художественная культура европейского Просвещения утверждение культа разума» (МХК, 10 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Дата:. .2014 .06. 03
ФИО педагога: Файзуллина Наталья Александровна
Предмет: МХК
Класс: 10
Тип урока: урок-нового материала
Тема урока Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума
Цели урока: Образовательные:Дать знания об основных идеях просветителей
Показать, как мировосприятие деятелей эпохи Просвещения отразилось в их творчестве
Продолжить работу по формированию у учащихся умения работать в группе, выполняя правило: «не учи другого, учи себя»
Развивающие:
Активизировать интерес учащихся к предмету.
Реализация принципа «обучение через сотрудничество» (работа в группах).
Учить выделять главное и систематизировать выделенное
Воспитательные:
воспитание умения работать в коллективе, организация совместной работы и поиска, продолжение работы по воспитанию нравственных качеств личности, умения отстаивать свой выбор
Воспитание ощущения значимости каждого члена команды.
. Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
Организационный момент |
Приветствие. Объясняют смысл. Записывают число, классная работа. |
Здравствуйте, Садитесь! А сейчас, закройте глаза и вспомните о чем-то очень-очень хорошем и улыбнитесь! Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем саамы сделал этот мир чуточку добрее. Да, в самом деле, главное – доброе начало |
Приветствие, настрой на урок. |
Проверка готовности к уроку. |
Коммуникативные-установка на общение Регулятивные-прогнозирование. |
Проверка домашнего задания |
Дети. Отвечают на вопросы. Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на |
В Задание на урок Назовите основные идеи эпохи просвещения. Докажите преемственность между культурой Возрождения и культурой Просвещения. |
Сообщение о художниках |
Знание правил и умение их применять и приводить примеры. |
Коммуникативные-. |
Изучение нового материала |
Дети отвечают на вопросы. Работа с текстом Литература Автор «Робинзона» родился в Лондоне в семье богатого мясника по фамилии Фо. Родители хотели, чтобы их сын стал священником. Они отдали его в частную школу, где юноша изучал древние языки, философию и богословие. После окончания школы он занялся торговлей, которая приносила ему хороший доход. Все свободное время Дефо отдавал литературе; создал несколько острых памфлетов, затрагивающих проблему свободы вероисповедания, которые пользовались широкой известностью. Он неоднократно разорялся и вновь наживал состояние, не особенно беспокоясь о материальном благополучии. В то же время его писательские труды все чаще обращали на себя внимание власть предержащих. Дефо становится видным политическим деятелем, попадает в опалу. В 1719 г. он написал бессмертный роман о приключениях Робинзона Крузо, который в течение четырех месяцев переиздавался 4 раза и вызвал огромное число подражаний. Автор «Путешествий Гулливера» родился в столице Ирландии — Дублине. Его родственники мечтали о том, что он станет священником, и определили его изучать богословие в Дублинский университет. Однако положение скромного священника (Свифт даже не был дворянином) не прельщало молодого человека, и он согласился принять место литературного секретаря, что позволило заниматься литературным творчеством. Среди первых его произведений — памфлеты, обличающие католическую церковь. Эти произведения заставили важных политических деятелей прислушиваться к голосу скромного священника. Вскоре Свифт превращается во влиятельнейшую фигуру политика и дипломата. Но не забыта и литература. В 1726 г. без имени автора был опубликован роман о приключениях Гулливера, выдержавший бесчисленное количество переизданий. Дефо старается убедить читателя в том, что автор книги не он, а Робинзон Крузо, а Свифт вообще анонимно подкинул свою рукопись издателю. Что побуждало авторов постоянно указывать в романах географические координаты тех мест, в которых оказывались путешественники? Читатели Дефо неоднократно говорили автору, что им больше всего в романе нравятся путешествия и приключения. Это очень огорчало автора, утверждавшего, что его поняли неверно и дело не в приключениях. А в чем же тогда дело? Просветительская направленность произведений. Авторы обращались к своим современникам, прежде всего к людям «простого звания» — представителям поднимающегося третьего сословия, убеждая их, что приключения героев настоящие. Дефо «обманывает» читателей, стремится внушить им веру в собственные силы, в возможность преобразования, доказать, что «все смертные равны!» (Вольтер). Именно поэтому его роман называли гимном труду и ясной человеческой мысли. Свифт не столь оптимистично смотрел на мир, а буржуазное благополучие его попросту раздражало. Отсюда и назидательность, нравоучительный характер многих произведений. Знаменитый трибун Французской революции Дантон сказал, что «… Фигаро покончил с аристократией».Действительно, в своих произведениях Бомарше высмеивает привилегированное сословие. Фигаро -яркий представитель третьего сословия. Сам Бомарше писал: «Все выдающиеся люди выходят из третьего сословия…» Немецкое Просвещение. На развитие немецкого Просвещения влияли политическая раздробленность Германии и ее экономическая отсталость, что определило преимущественный интерес немецких просветителей не к социально-политическим проблемам, а к вопросам философии, морали, эстетики и воспитания. |
4. Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Век «разума и просвещения» стал временем всесокрушающего скепсиса и иронии, когда беспощадной критике подвергались, казалось бы, нерушимые устои человеческой жизни, когда вера в Иисуса Христа и в добродетель христианского короля стали вызывать недоумение и насмешку. Основы государственного устройства, право, политика, нравственные приоритеты — все подвергалось жесткому анализу, что в свою очередь способствовало развитию нового мироощущения, проникнутого чувством радости «посюстороннего» бытия. Взамен христианских представлений о духовной первооснове Вселенной мыслители Просвещения выдвигали теории, основанные на оптимистической вере в силу человеческого интеллекта, в его способность не только понять пороки общества, но и перестроить жизнь по законам свободы, равенства и братства. Радость жизни, радость любви, наслаждение реальными благами роскоши, охватившие аристократию, неодолимо влечет и многих художников. Так формируются основы стиля рококо — порождения утонченной, отмеченной чертами особой изысканности жизни. Рококо стало украшением праздного быта изнеженной знати, но не только. В этом стиле большие художники, о которых речь впереди, сумели воплотить чувственную прелесть человеческих отношений, не скованных рамками внешних приличий, в сочетании с игривой легкомысленностью и тонким юмором. |
. |
Применение полученных знаний. |
Познавательные- слышать и понимать содержание. Развитие логики. |
Закрепление нового материала |
… Жизни годы Прошли недаром; ясен предо мной Конечный вывод мудрости земной: Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой! Искусство Эту особенность можно проследить в изобразительном искусстве. Дидро высказывался по поводу картины Греза «Семья паралитика»: «Уже сам жанр мне по душе: это нравоучительная живопись. И так уже предостаточно и слишком долго в живописи смаковали сцены распутства и порока! Не должны ли мы теперь порадоваться, увидев, что живопись наконец-то соревнуется с драматической поэзией, трогая, просвещая и тем самым исправляя нас и призывая к добродетели?» «Певцы третьего сословия» стремились к утверждению внесословных ценностей, подчеркивали значимость личности самого человека, мечтали об исправлении и совершенствовании нравов. В последнем особенно преуспел английский живописец и график У. Хогарт. Английское Просвещение Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью. |
Уильям Хогарт Французское Просвещение отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции. Шарден, Жан Батист Симеон Ватто Антуан (1684—1721) |
Анализ текста III. Изучение новой темы |
Применение полученных знаний. |
Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Контроль |
Выполняют задание для самопроверки Задание: придумать, о чем мог бы рассказать изображенный человек. Можно ли его назвать «героем века Просвещения»? какими качествами (достоинствами или недостатками), по-вашему, обладает этот человек Рисуют -> защита своей эмблемы. Другие группы могут задавать уточняющие вопросы По очереди рассказывают, остальные делают пометки в тетради |
Команды получают репродукции – портрет или картина эпохи Просвещения Задание: придумать эмблему эпохи Просвещения Каждый член команды получает фрагмент текста «Эпоха Просвещения» Каждый ученик изучает свой фрагмент в течение 2х минут, отдают тексты |
IV. Подведение итогов урока. |
Применение полученных знаний. |
Личностные-применение полученных знаний. |
Рефлексия |
Дети отвечают на заданные вопросы. Оценивают свою работу на уроке. |
Сумели ли вы, справиться с заданием сегодня? Что показалось для вас трудным? Чему вы научились? Довольны ли вы собой? Всем спасибо за внимание, урок окончен, до свидания! |
Д/З приготовить сообщение |
Личностные- способность к самооценке на основе успешности. |
Художественная культура европейского Просвещения утверждение
PPTX / 1.59 Мб