Календарно-тематическое планирование по курсу «Мировая художественная культура» (10 класс)

0
0
Материал опубликован 17 August 2017

;п/п

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Универсальные учебные действия

Домашнее задание

Дата по плану

Дата по факту

1

2

3

4

5

6

7

8

РАЗДЕЛ I. Художественная культура Древнего Востока - 7 ЧАСОВ

1

Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности

Урок сообщения новых знаний

Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре и живописном декоре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный поминальный храм Рамессеум в Карнаке (Фивы). Погребальные камеры в Долине царей. Предметы дворцового интерьера в некрополях фараонов. Гробница Тутанхамона в Долине царей.

Знать важнейшие черты культуры Древнего Египта; важнейшие памятники культуры;

Уметь формулировать определение понятия «культура»; выделять существенные признаки, отличающие живопись и скульптуру Древнего Египта; описывать памятники культуры Древнего Египта; описывать образы богов и раскрывать их символическое значение; высказывать суждения об уровне развития науки.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008 – с.10-30

   

2

Виртуальная экскурсия

« Сокровища Древнего Египта»

Виртуальная экскурсия

Учебный фильм «путешествие в Древний Египет»

Уметь готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Ответить на вопросы виртуальной экскурсии

   

3

Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции

Урок сообщения новых знаний

Урок-путешествие.

Буддизм и другие философско-религиозные системы. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. Ступа в Санчи. Особенности буддийского рельефа. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты. Индуистский храм – мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Особенности индуистской храмовой архитектуры и скульптурного декора.

Знать характерные черты верований индийцев.

Уметь описывать памятники культуры и достижения индийцев, высказывать суждение о вкладе в мировую культуру; сравнивать древнеиндийскую цивилизацию с другими цивилизациями

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008 – с.31-46

   

4

Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений

Комбиниро-ванный урок.

Урок-путешествие.

Гармония инь и ян – основа китайской культуры. Конфуций и его учение. Архитектура как модель Вселенной. Древняя столица Чанлань – образец дворцовой застройки. Запретный город. Садово-парковое искусство.

Знать о художественной культуре Китая, о мифологических и религиозно-нравственных представлениях; основные виды и жанры искусства Китая.

Уметь анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение; рассказывать о выдающихся памятниках истории и культуры Китая, высказывать суждение об их мировом историко-культурном наследии, представлять результаты своих исследований в форме творческих проектов.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008 – с.47-66

   

5

Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой

Комбиниро-ванный урок.

Урок-путешествие.

Культ природы – кредо японской архитектуры. Святилище Японский дом – «прибежище пустоты». Японские сады – сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Типы японских садов.

Знать о художественной культуре Японии, о философии и мифологии в садовом искусстве.

Уметь анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008 – с.67-77

   

6

Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты

Комбиниро-ванный урок.

Урок-презентация

Ислам как основа самобытной художественной традиции мусульманского Востока. Коран, художественные особенности построения текстов священной книги мусульман, многообразие и глубина их содержания.

Канонические установки искусства мусульманского Востока. Архитектура. Мечети, минареты. Декоративно-прикладное искусство, техника орнамента. Арабески.

Иранская (персидская) классическая поэзия. Рудаки, Фирдоуси Абулькасима, Омар Хайям, Саади.

Знать в чем состоит самобытность мусульманской архитектуры и изобразительного искусства; об особенностях ислама как основе самобытной художественной традиции мусульманского Востока;

основные достижения культуры мусульманского Востока

Уметь анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008 – с.79-93

Подготовиться к контрольной работе

   

7

Повторительно – обобщающий урок

Урок обобщения изученного материала

Обобщение изученного материала

Знать о стилях и направлениях в художественной культуре Древнего мира, их характерных особенностях.

готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Уметь готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Уметь структурировать свои знания.

Подготовить сообщения и рефераты

   

РАЗДЕЛ II. Художественная культура Европы: становление христианской традиции - 11 часов

   

8

Античность: колыбель европейской художественной культуры

Урок сообщения новых знаний

Урок-исследование

Эстетика равновесия сил – основа греческой античности. Греческий храм – архитектурный образ союза людей и богов. Греческий рельеф – пластический образ синтеза архитектурных форм и декора храма. Греческая скульптура – художественное воплощение мироощущения древних греков. Эволюция греческой скульптуры от архаики до поздней классики. Скульптура Фидия – вершина греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Алтарь Зевса в Пергаме. Родосская школа: Лаокоон, Ника Самофракийская. Сюжетный характер греческой вазописи. Человек и рок в древнегреческом театре. Архитектура как зеркало величия государства. Римская ячейка – модуль римской архитектуры. Специфика римского градостроительства.

Знать характерные черты древнегреческой культуры;

основные этапы развития эллинской художественной культуры;

особенности культуры Древнего Рима.

Уметь формулировать определения понятия «античность»; описывать образы богов, анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятиями греков; сравнивать религию Греции с религией государств Древнего Востока. Воссоздать образ идеального героя Древней Греции; в дополнительных источниках искать информацию и готовить тематические сообщения и проекты; актуализировать знания о понятии «культура», формулировать определение понятия «классическая культура», анализировать и обобщать информацию о древнегреческой культуре, делать выводы о её характерных чертах; рассказывать о выдающихся учёных Древней Греции и их достижениях, давать оценку этим личностям, высказывать суждения о значении их деятельности для современного мира;

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008 – с.95-120

   

9

Виртуальная экскурсия «Путешествие в Древнюю Элладу и Древний Рим»

Виртуальная экскурсия

Афинский Акрополь – идеал красоты Древней Греции. Парфенон – образец высокой классики и отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя.

Колизей. Пантеон – образец синтеза греческих и римских строительных идеалов.

Уметь высказывать суждения о значении древнегреческой культуры в мировой истории; раскрывать существенные признаки культуры и религии Древнего Рима, сравнивать их с культурой и религией Древней Греции; делать выводы о вкладе в древнеримской цивилизации в историю, высказывать суждения о значении культурного наследия Древнего Рима в современном мире. готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Ответить на вопросы виртуальной

экскурсии

   

10

От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия

Комбиниро-ванный урок.

Урок-исследование

Библия как священная книга и великий памятник культуры. Ветхий Завет и особенности его построения (книга Бытия, Псалтырь). 10 заповедей Моисея.

Новый Завет и Евангельские повествования от Матфея, Иоанна, Луки и Марка. Деяния святых апостолов, Соборные послания.

Духовное начало, привнесённое христианством в европейскую культуру.

Знать условия возникновения христианского учения. особенности раннехристианской культуры;

символический смысл организации внутреннего пространства храма;

Уметь давать характеристику первым христианским общинам и условиям их деятельности; рассказывать о преследованиях христиан, используя дополнительные источники; объяснять причины становления христианской церкви, характеризовать её положение в обществе, используя новые понятия.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008 – с.121-134

   

11

Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности

Комбиниро-ванный урок.

Урок-презентация

Особенности византийской культуры: сохранение и продолжение греческих традиций, влияние склонного к роскоши Востока.

Начало эпохи Средневековья после падения Западной Римской империи. Романский и готический стили в архитектуре. Возникновение и развитие городской культуры. Особая роль «смеховой культуры». Возникновение университетов и их значение. Главные черты средневековой культуры: богоцентрическое мировоззрение, подчеркнутый аскетизм, отрицание античной традиции.

Знать основные достижения византийского искусства; какое влияние религия и церковь оказали на формирование культуры, образования, науки в эпоху Средневековья;

основные особенности западноевропейской литературы Средневековья;

основные архитектурные стили Средневекового зодчества; какую роль сыграло развитие городов как центров образования и науки в Средневековой Европе;

о стилях и направлениях в художественной культуре Средних веков,

Уметь анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник

для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008 – с.135-162

   

12

Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма

Комбиниро-ванный урок.

Урок-презентация

Гуманизм как ценностная основа культуры. Античное искусство как идеальный образец. Итальянское Возрождение. Данте и его «Божественная комедия». Петрарка, Бокаччо, Джотто как представители раннего Возрождения.

Сандро Боттичелли. Венецианский период Возрождения.

Знать о гуманизме как ценностной основе культуры Возрождения;

об особенностях Итальянского Возрождения;

Уметь проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, на основе дополнительной информации составлять описание исторических объектов, памятников.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008 – с.163-194;

Подготовиться к семинару

   

13

Семинарское занятие «Титаны Возрождения»

Семинарское занятие

Универсализм титанов высокого Возрождения- Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Их творчество - огромный вклад в мировую культуру.

Уметь охарактеризовать основные достижения западноевропейской литературы эпохи Возрождения;

назвать художников-титанов Возрождения, кратко рассказать об их творчестве;

участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации

Повторить материал, подготовить рефераты, презентации

   

14

Северное Возрождение: в поисках правды о человеке

Комбиниро-ванный урок.

Урок-исследование

Переосмысление образа человека как важнейшей части Вселенной. Мастера Нидерландов. Ян ванн Эйк. Иероним Босх: проникновение в мрачные сферы человеческой жизни. Питер Брейгель Старший: отражение философии народной жизни. Возрождение в Германии. Реформация. Французский гуманизм.

Знать об особенностях Северного (Нидерландского, Французского и Германского)

Возрождения;

Уметь находить основные отличительные черты культуры Северного Возрождения от культуры итальянского Ренессанса;

назвать художников Северного Возрождения, кратко рассказать об их творчестве;

анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение;

формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008 – с.195-216

   

15

Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей

Комбиниро-ванный урок.

Урок-презентация

Возникновение в конце XVI в. в Италии нового стиля- барокко. Основные достижения западноевропейской литературы. Творчество В.Шекспира. Комедии и трагедии. Сервантес. Лопе де Вега и комедия «плаща и шпаги». Кризис гуманизма. Культура маньеризма: Эль Греко, Веласкес. Фламандская живопись. Синтез искусств и элементов разных стилей.

Знать основные достижения западноевропейской культуры XVII в.;

о литературе эпохи Возрождения, о театре У.Шекспира; об историческом значении и вневременной художественной ценности идей Возрождения.

Уметь устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства, анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008 – с.217-256

   

16

Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума

Комбиниро-ванный урок.

Урок-презентация

Цели и идеалы Просвещения - свобода. благосостояние, счастье, мир, ненасилие, веротерпимость, вольнодумство, критическое отношение ко всякого рода авторитетам, неприятие догм. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки. Английское Просвещение. Французское Просвещение. Стилевые и жанровые особенности искусства Просвещения.

Знать, в чем заключалась национальная специфика культуры Просвещения;

какие духовные противоречия были присущи культуре этого периода;

в чем заключалась самобытность Русского Просвещения.

Уметь анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008 – с.257-281

   

17

Повторительно – обобщающий урок

ЗАЧЁТ

Урок обобщения изученного материала

Обобщение изученного материала

Знать основные понятия, исторические факты

Подготовить сообщения и рефераты

   

РАЗДЕЛ III.Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X-XVIII в.в.) – 17 часов

18

Языческая культура древних славян

Урок сообщения новых знаний

Язычество как основа ранней (VI-IX века) русской культуры. Пантеон русских богов. Устное народное творчество. Сказки и сказочные герои. Жизненность языческих обрядов и традиций.

Знать о языческой культуре древних славян;

Уметь готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Сообщения о славянском пантеоне языческих богов

   

19

Художественная культура Киевской Руси: опыт, озарённый духовным светом христианства

Комбиниро-ванный урок.

Урок-исследование

Крещение Руси в 988 г., принятие христианства- переломный момент в истории русской культуры. Начало каменного строительства в X веке- христианские церкви. Остромирово Евангелие и Мстиславово Евангелие. Формирование церковной письменности. «Повесть временных лет»- ценнейший памятник славянской культуры. Житие как литературный жанр. Возникновение и развитие таких жанров древнерусской литературы как слово и летопись. Ремесла в Киевской Руси.

Знать о принятии христианства как о переломном моменте в истории русской культуры;

об архитектурных и живописных особенностях храмов Киевской Руси;

о рождении древнерусской литературы и об основных ее памятниках;

Уметь анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008 – с. 287-298

   

20

Виртуальная экскурсия «Путешествие в Киевскую Русь»

Виртуальная экскурсия

Киево- Печерский монастырь,

Уметь готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

Ответить на вопросы виртуал. экскурсии

   

21

Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты

Комбиниро-ванный урок.

Урок-презентация

Своеобразие художественного мышления. Новгородское летописание. Берестяные грамоты. Архитектура и иконопись Новгорода и Пскова. Монументальность новгородской иконописи. «Золотой век» новгородской живописи. Феофан Грек. Развитие книжной миниатюры.

Знать как развивалась культура Новгородской Руси;

Уметь находить основные отличительные черты храмов Новгородской Руси;

охарактеризовать основные достижения иконописи Новгорода и Пскова.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008 – с. 299-312

   

22

От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля

Комбиниро-ванный урок.

Урок-презентация

Русская культура в период феодальной раздробленности. XII-XIII века-противоречивый и трагический период в истории Руси. Архитектура и иконопись Владимиро-Суздальского княжества.

Знать в чем состоят особенности культуры Руси периода феодальной раздробленности;

об особенностях архитектуры и иконописи Владимиро-Суздальского княжества.

Уметь анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008 – с. 313-332

   

23

Русский средневековый монастырь

Комбиниро-ванный урок.

Урок-исследование

Понятие о монашестве. Где и как возникали монастыри? Архитектурный ансамбль монастыря. Монастырский устав и управление. Жизнь и быт монахов. Монастырь как очаг средневековой культуры.

Формирование чувства сопричастности к своей Родине, национального самосознания.

Электронное пособие. Лекция №8. Сообщения о русских монастырях

   

24

Живопись Средневековой Руси. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублёва.

Комбиниро-ванный урок.

Урок-презентация

Объединение русских земель в XV веке вокруг Москвы. XV век- золотой век древнерусской культуры. Сергий Радонежский. «Предвозрождение». Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий и их школа.

Знать о сюжетах и образах живописи, технике исполнения, своеобразии основных школ, понятиях «икона», «иконостас», наиболее известных памятниках

Уметь отличать особенности манеры письма великих русских живописцев Феофана

Грека, Андрея Рублев и Дионисия.

Электронное пособие. Лекция №10

Сообщения о русских иконописцах

   

25

Москва – третий Рим – культурное содержание формулы

Комбиниро-ванный урок.

Урок-исследование

Особенности развития России в ХIY – ХY вв. Москва как центр объединенных русских земель. Развитие культуры Москвы как центра православия после падения Византии в 1453 году.

Формирование чувства сопричастности к своей Родине, национального самосознания. Развитие воображения, создание эмоционального фона.

Лекция №11

   

26

Виртуальная экскурсия «Новый Московский Кремль – памятник средневековой русской культуры»

Виртуальная экскурсия

Московский Кремль как памятник древнерусской культуры. Храмы Кремля и царские палаты. Строительство во времена Ивана III и Софьи Палеолог. Воплощение идеи «Москва - третий Рим» в архитектуре Московского Кремля. Храмы Кремля. Кремлёвские стены и башни.

Воспитание уважения к русской культуре, эмоционально откликаться на произведения искусства другого времени.

Умение структурировать свои знания. Умение выражать свое отношение к произведения искусства. Умение слушать и вступать в диалог.

Ответить на вопросы виртуал. экскурсии.

Подготовить сообщения.

   

27

Культура московского царства в эпоху правления Ивана IV Грозного.

Комбиниро-ванный урок.

Урок-исследование

Возвращение к русской старине в годы правления Ивана IV. «Стоглавый» церковный собор 1551 года. Развитие литературы. «Великие Минеи Чети», «Домострой».

Возникновение в русской каменной архитектуре в XVI веке шатрового типа храма как возрождение традиций деревянного зодчества. Церковь Вознесения в Коломенском. Храм Покрова (Василия Блаженного) в Москве. Начало книгопечатания на Руси. Первопечатник Иван Федоров и его первая русская азбука. Певческая храмовая культура.

Знать о культуре Московского царства XV-XVI веков;

Уметь анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.

Воспитание эстетического вкуса, стремления к расширению знаний об истории культуры страны. Умение выражать свои чувства и отношения к произведениям искусства. Поиск и выделение необходимой информации

Электронное пособие. Лекция №14

   

28

Художественная культура XVII в.: смена духовных идеалов

Урок сообщения новых знаний.

Урок-лекция

Русское искусство при первых Романовых. Начало разрушения традиций древнерусской культуры в XII веке. Защитники традиций (протопоп Аввакум, боярыня Морозова) и «западники». Новые темы в литературе. Изменение в иконописном каноне. «Годуновский классицизм». Нарышкинский стиль в церковной каменной архитектуре, русское барокко. Возникновение парсуны в живописи, книжная миниатюра, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр.

Знать о культуре Московского царства XVII в.;

о культурном значении церковного раскола;

каковы особенности русского искусства при первых Романовых;

что такое «парсуна»;

особенности «нарышкинского барокко» и «годуновского классицизма».

Уметь анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008 – с.333-348

   

29

Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов

Комбиниро-ванный урок.

Урок-исследование

Рождение российской прессы. Книга Нового времени. Первые библиотека и музей. Основание Академии наук. Первый русский университет.

Знать почему XVIII век называют веком Просвещения в России;

что означает понятие «петербургский стиль»;

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008 – с. 349-374

   

30

Виртуальная экскурсия «Путешествие по Петровскому Санкт-Петербургу»

Виртуальная экскурсия

Новая столица – Санкт-Петербург. Старейшие постройки Петербурга. Чудо Петергофа

Уметь готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам;

анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.

Ответить на вопросы виртуал. экскурсии.

Подготовить сообщения и презентации.

   

31

Формирование новой системы образования в эпоху Просвещения.

Комбиниро-ванный урок.

Урок-исследование

Средства информации и книжное дело в XVIII в. Просветители.

Знать особенности формирования системы образования в эпоху Просвещения.

Уметь применять нравственно-этическое оценивание, ставить и формулировать проблему, вступать в диалог.

Электронное пособие. Лекции № 19, 20.

   

32

Русское барокко и классицизм

Комбиниро-ванный урок.

Урок-презентация

Архитектор Растрелли. Академия художеств. Пенсионеры академии. Петербургский классицизм Архитекторы нового стиля. Ж.-Б. Валлен-Деламот, А.Ф. Кокоринов, И.Е. Старов, Ч. Камерон, Дж. Кваренги. Павловск. Смольный институт. Московский классицизм.. Искусство скульптуры

Знать почему творчество Ф.Б. Растрелли называют «монументальное рококо»;

особенности «петровского барокко» и «екатерининского классицизма».

Уметь развивать вкус, бережное отношение к памятникам искусства.

Электронное пособие. Лекция № 22. Рефераты

   

33

Рождение русской живописи. Художники и жанры

Комбиниро-ванный урок.

Урок-вернисаж.

 

Особенности жанров в отечественной живописи

Приобщение к национально-значимым ценностям. Совершенствование умений в работе над анализом художественных произведений.

Лекция № 21

Доклады о художниках XVIII в.

   

34

Семинарское занятие «Рождение русской живописи. Художники и жанры»

Семинарское занятие

Первый исторический живописец А.П. Лосенко. Портреты Ф.С. Рокотова и Д.Г. Левицкого. Аллегорический портрет. Первый русский сентименталист В.Л. Боровиковский

Уметь готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам;

анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.

Повторить материал. Подготовиться к зачету.

   

35

Повторительно – обобщающий урок

ЗАЧЁТ

Урок обобщения изученного материала

Обобщение изученного материала

Знать основные понятия, исторические факты

Уметь анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение;

готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.

     
       

Итого: 35 часов

     


 

Рапацкая Л.А. МХК: Учебник для 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2008

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации