Технологическая карта урока в 10 классе «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»
Технологическая карта урока
Дата:. .2016 .17. 10
ФИО педагога: Файзуллина Наталья Александровна
Предмет: русский язык
Класс: 10
Тип урока: урок-усвоения нового материала
Тема урока: «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»
Цели урока: Обучающая: . Познакомить учащихся с Древним и средневековым Китаем
Развивающая: Развить логическое развивать умение формулировать мысль, выбирать главное.
Воспитательная: воспитывать культуру общения..
. Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
Организационный момент |
Приветствие. Объясняют смысл. Записывают число, классная работа. |
Учитель начинает свой рассказ со стихотворения Федора Ивановича Тютчева Где вы, о древние народы! Ваш мир был храмом всех богов, Вы книгу Матери – природы Читали ясно без очков. Исследователи установили, что истоки художественной культуры Китая, как и многих других восточных цивилизаций, уходят в глубокую древность, в IV тыс. до н. э. За многовековую историю китайский народ не утерял самобытности, а китайское искусство сохранило неповторимый колорит древних традиций, которые со временем превратились в канонизированные представления о жанрах, формах, символах художественного творчества. Как говорил один мудрец : То, что глубоко посадил, нельзя выдернуть. То, что крепко обхватил, трудно отнять. Поэтому нельзя положить конец ритуальным подношениям сыновей и внуков своим предкам. Лао Цзы |
Приветствие, настрой на урок. |
Проверка готовности к уроку. |
Коммуникативные-установка на общение Регулятивные-прогнозирование. |
Проверка домашнего задания |
Дети. Записывают схему. По одному учащиеся записывают схему на доске. |
В Дети зачитывают индивидуальные задания |
Проверка полученных знаний. |
Знание правил и умение их применять и приводить примеры. |
Коммуникативные-. |
Изучение нового материала |
Дети записываю термины и понятия по теме урока. |
Рассматривая художественную культуру Китая как единое целое, в ней выделяют два основных исторических пласта: художественную культуру древности, охватывающую огромный промежуток времени — с IV тыс. до н. э. до III в. н. э., и художественную культуру средневекового Китая — IV—XIX вв.
Первое китайское государство Шан (или Инь) возникло во II тыс. до н. э. Большую познавательную и художественную ценность представляют бронзовые сосуды, богато украшенные орнаментами с фантастическими фигурами драконов (символами водной стихии), птиц, животных. Среди узоров можно видеть и страшные звериные маски «таотэ», в которых слиты черты тигра, барана и дракона. Входы в гробницы охраняли грубые тяжеловесные статуи человека-тигра, пугающего своим устрашающим оскалом. Все эти образы напоминают о тотемизме первобытных верований, элементы которых сохранялись на протяжении тысячелетий и были необычайно устойчивы. Все они были связаны с природой. Наиболее высокого уровня развития художественная культура Древнего Китая достигла в периоды Цинъ и Ханъ (III в. до н. э. — III в. н. э.). Жестко и властно провел преобразования и реформы в своей державе легендарный император династии Цинъ Шихуанди (правил с 221 по 206 г. до н. э.). Он уничтожил разрозненные мелкие царства и создал провинции, направив туда своих наместников, затем повелел строить дороги, установил единые для страны меры длины, объема, веса, общую денежную систему. Существенно была изменена запись иероглифов, ее упрощение сделало письменность доступной для жителей самых отдаленных уголков страны. Укрепление государственности способствовало расцвету науки и искусства, развитию ремесел. В числе крупных поэтов выделяются Ян Сюн и Цао Чжи, чьи поэмы стали классикой древнекитайской литературы. Похорошела и расстроилась столица империи — Сянъян. Археологи полагают, что в городе было возведено не менее 300 дворцов и храмов. И все же главным памятником эпохи стало иное сооружение — знаменитая Великая китайская стена. Строилась она по приказу императора для защиты северных границ страны. Ему предсказали, что это строительство будет успешным в том случае, если в стену замуруют 10 000 человек, в том числе мужчину по имени Ван. По преданию, крестьянина с этим именем немедленно отыскали и совершили жертвоприношение. Кроме того, известно, что тысячи людей, погибших при строительстве, нашли свой последний приют в толще монументальных стен. Поэтому есть у Великой китайской стены и другие о многом говорящие названия — «Стена слез» и «Самое длинное кладбище в мире». Глинобитная стена протянулась на 750 км с востока на запад. Она стала олицетворением мощи китайской империи, символом национального величия. Наиболее яркое представление о художественном творчестве эпохи дает убранствопогребальных сооружений. Представителей царского дома и людей знатных родов принято было хоронить в обширных подземных помещениях. К ним вела дорога, которую по древнейтрадиции называли «аллеей духов». Вдоль дороги располагали скульптуры крылатых львов и каменные колонны. Нередко в комплексе возводили небольшие наземные святилища — цитаны. Внутрь погребения вели двери, украшенные символами, олицетворяющими стороны света: тигр — запад, дракон — восток, феникс — юг, черепаха север. На стенах были росписи и рельефы с изображением мифологических существ, животных и растений. Считалось, в частности, что все, что имел человек при жизни должен иметь и после смерти.
|
. III. Изучение новой темы |
Применение полученных знаний. |
Познавательные- слышать и понимать содержание. Развитие логики. |
Закрепление нового материала |
Дети Работают с карточками. Подчеркивают ключевые понятия |
Карточки Художественную культуру Древнего Китая невозможно представить без музыки.Само слово «юэ» (музыка) долгое время являлось собирательным понятием и означало поэзию, танец, даже изобразительное искусство. Однако постепенно, с развитием культурных традиций, музыка обретает сложный религиозно-философский смысл и достаточно развитую теоретическую подоплеку. В традиционном музыкальном искусстве Древнего Китая получили развитие разныемузыкальные жанры народного, придворного и храмового характера. Сокровищницусамобытной музыкальной культуры постоянно пополняли народные песни. Большое значение в музыкальном искусстве Китая, начиная с далекой древности, отводилосьмузыкальным инструментам. Для их изготовления применяли самые разные материалы — камень, глину, медь и ее сплавы, кожу, древесину, тыкву, шелк. Мастера особенно тщательнозаботились о красочности звучания каждого инструмента, стремились к расширению его звуковой палитры. Традиционный китайский оркестр насчитывал свыше 100 инструментов. Среди них старейшими являются щипковые инструменты сэ и чжен (типа гуслей), пипа (китайская модификация арабской лютни), смычковые инструменты эр-ху (двуструнный) и сыху (четырехструнный), при игре на которых волос смычка продевался между струнами. Среди ударных можно назвать яньцинь, аналог цимбал, который с III в. до н. э. получил распространение под названием «чжу». Художественные ремесла. Китайцы научились изготовлять фарфор из смеси особых сортов глины. Китайские мастераговорили, что фарфоровая посуда должна быть «блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага,звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день». Замечательные произведения мастера изготовляли из бронзы, слоновой кости, ценных пород камня и дерева. Вазы и шкатулки покрывали резьбой, лаком, рисунками, перламутром.
Изобретения. Китайцы научились печатать книги раньше европейцев: мастера изготовляли их, вырезая текст на деревянных досках , причем каждый новый текст приходилось вырезать на новой доске. В XI веке В китае был изобретен порох. Его применяли для фейерверков, а затем и в военном деле. В 18 веке были изобретены ружья в виде бамбуковых трубок, а в 19 веке – металлические пушки. Литература и искусство В 8 – 9 века были «Золотым веком» китайской поэзии: в это время творили около 2 тысяч поэтов. В 14 веке расцвело искусство исторического романа (Троецарствие; Речные заводи.) их читают и в наше время. Архитектура в период Танского государства приобрела величавую мощь и одновременно ясные и гармоничные формы. Даже дворцы знати возводились из дерева, правда, на высоких глинобитных платформах, облицованных камнем. Дома и дворцовые сооружения в городе буквально утопали в зелени, удивляя роскошью разнообразных цветов и деревьев. Архитекторы строили пагоды – буддийские храмы в виде высоких многоэтажных башен из дерева, камня, бронзы и железа, украшенных искусной резьбой. Загнутые вверх края крыш создавали впечатление легкости и устремленности ввысь, они как бы воспроизводили силуэты окрестных холмов и деревьев. В центре Пекина возведен Храм Неба с синими остроконечными крышами в форме конусов. В пагодах помещали статуи и рельефы – изображения божества. В средневековом Китае главным видом искусства была живопись. Живописцы писали картины красками или тушью на длинных шелковых или бумажныхсвитках. Они изображали пейзажи — виды природы, которые китайцы называли «горы иводы». В танское время природу представляли сказочным миром, красочным, праздничным исветлым. |
Выполнение задания |
Применение полученных знаний. |
Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Контроль |
Выполняют задание для самопроверки. Прослушивают музыкальную композицию. Описывают какие чувства вызывает у них музыка. Называют элементы композиции. |
Прослушивание музыки. Какие чувства вызывает у вас музыка? Какая композиция. Найдите элементы завязки, развития действия, кульминации, развязка. Империя Тан 618 – 907 и Сун 960 – 1279г. Наивысшего расцвета средневековое искусство Китая достигает в VII—XIII вв., в эпоху существования двух государств— Тан (618—907) и Сум (960—1279). Многогранное развитие разных видов художественного творчества было вызвано общим подъемом культуры, строительством больших городов, созданием школ и библиотек. Требования к образованному человеку в то время были чрезвычайно высокими. Детей учили не только основам наук, но и стихосложению, музыке, живописи, каллиграфии. Рассмотрим наиболее яркие достижения китайского искусства эпохи Тан
|
IV. Подведение итогов урока. |
Применение полученных знаний. |
Личностные-применение полученных знаний. |
Рефлексия |
Дети отвечают на заданные вопросы. Оценивают свою работу на уроке. |
Сумели ли вы, справиться с заданием сегодня? Что показалось для вас трудным? Чему вы научились? Довольны ли вы собой? Всем спасибо за внимание, урок окончен, до свидания! |
Д/З прочитать тему ответить на вопросы. Сделать сообщение о древнем императоре Китая. |
Личностные- способность к самооценке на основе успешности. |
Скрипникова Валентина Михайловна