Технологическая карта урока в 10 классе «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»

5
1
Материал опубликован 10 February 2017

Технологическая карта урока

Дата:. .2016 .17. 10

ФИО педагога: Файзуллина Наталья Александровна

Предмет: русский язык

Класс: 10

Тип урока: урок-усвоения нового материала

Тема урока: «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»

Цели урока: Обучающая: . Познакомить учащихся с Древним и средневековым Китаем

Развивающая: Развить логическое развивать умение формулировать мысль, выбирать главное.

Воспитательная: воспитывать культуру общения..

. Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Приветствие. Объясняют смысл. Записывают число, классная работа.

Учитель начинает свой рассказ со стихотворения Федора Ивановича Тютчева

                            Где вы, о древние народы!

                            Ваш мир был храмом всех богов,

                            Вы книгу Матери – природы

                             Читали ясно  без очков.

Исследователи установили, что истоки художественной культуры Китая, как и многих других восточных цивилизаций, уходят в глубокую древность, в IV тыс. до н. э. За многовековую историю китайский народ не утерял самобытности, а китайское искусство сохранило неповтори­мый колорит древних традиций, которые со временем превратились в канонизированные представления о жанрах, формах, символах художе­ственного творчества.

Как говорил один мудрец : То, что глубоко посадил, нельзя выдернуть.

                                                         То, что крепко обхватил, трудно отнять.

                                                         Поэтому нельзя положить конец ритуальным

                                                        подношениям сыновей и внуков своим предкам.

Лао Цзы

Приветствие, настрой на урок.

Проверка готовности к уроку.

Коммуникативные-установка на общение

Регулятивные-прогнозирование.

Проверка домашнего задания

Дети. Записывают схему. По одному учащиеся записывают схему на доске.

В

Дети зачитывают индивидуальные задания

Проверка полученных знаний.

Знание правил и умение их применять и приводить примеры.

Коммуникативные-.

Изучение нового материала

Дети записываю термины и понятия по теме урока.

Рассматривая художественную культуру Китая как еди­ное целое, в ней выделяют два основных исторических пласта: худо­жественную культуру древности, охватывающую огромный проме­жуток времени — с IV тыс. до н. э. до III в. н. э., и художественную культуру средневекового Китая — IVXIX вв.

 

Первое китайское государство Шан (или Инь) возникло во II тыс. до н. э. Большую познавательную и худо­жественную ценность представляют бронзовые сосуды, богато украшен­ные орнаментами с фантастическими фигурами драконов (символами водной стихии), птиц, животных. Среди узоров можно видеть и страш­ные звериные маски «таотэ», в которых слиты черты тигра, барана и дра­кона. Входы в гробницы охраняли грубые тяжеловесные статуи человека-тигра, пугающего своим устрашающим оскалом. Все эти образы напоми­нают о тотемизме первобытных верований, элементы которых сохраня­лись на протяжении тысячелетий и были необычайно устойчивы. Все они были связаны с природой.

Наиболее высокого уровня развития художественная культура Древ­него Китая достигла в периоды Цинъ и Ханъ (III в. до н. э. — III в. н. э.).

Жестко и властно провел преобразования и реформы в своей дер­жаве легендарный император династии Цинъ Шихуанди (правил с 221 по 206 г. до н. э.). Он уничтожил разрозненные мелкие царства и создал провинции, направив туда своих наместников, затем повелел строить дороги, установил единые для страны меры длины, объема, веса, общую денежную систему. Существенно была изменена запись ие­роглифов, ее упрощение сделало письменность доступной для жите­лей самых отдаленных уголков страны.

Укрепление государственности способствовало расцвету науки и искусства, развитию ремесел. В числе крупных поэтов выделяются Ян Сюн и Цао Чжи, чьи поэмы стали классикой древнекитайской ли­тературы. Похорошела и расстроилась столица империи — Сянъян. Археологи полагают, что в городе было возведено не менее 300 дворцов и храмов.

И все же главным памятником эпохи стало иное сооружение — зна­менитая Великая китайская стена. Строилась она по приказу импера­тора для защиты северных границ страны. Ему предсказали, что это строительство будет успешным в том случае, если в стену замуруют 10 000 человек, в том числе мужчину по имени Ван. По преданию, крестьянина с этим именем немедленно отыскали и совершили жер­твоприношение. Кроме того, известно, что тысячи людей, погиб­ших при строительстве, нашли свой последний приют в толще монументальных стен. Поэтому есть у Великой китайской стены и другие о многом говорящие названия — «Стена слез» и «Самое длинное кладбище в мире». Глинобитная стена протянулась на 750 км с востока на запад. Она стала олицетворением мощи китайской империи, символом национального величия.

Наиболее яркое представление о художественном творчестве эпохи дает убранствопогребальных сооружений. Представителей царского дома и людей знатных родов принято было хоронить в обширных подземных помещениях. К ним вела дорога, которую по древнейтрадиции называли «аллеей духов». Вдоль дороги располагали скульптуры крылатых львов и каменные колонны. Нередко в комплексе возводили небольшие наземные святилища — цитаны. Внутрь погребения вели двери, украшенные символами, олицетворяющими стороны света: тигр — запад, дракон — восток, феникс — юг, черепаха север. На стенах были росписи и рельефы с изображением мифологических существ, животных и растений. Считалось, в частности, что все, что имел человек при жизни должен иметь и после смерти.

 

.

III. Изучение новой темы 

Применение полученных знаний.

Познавательные- слышать и понимать содержание. Развитие логики.

Закрепление нового материала

Дети

Работают с карточками. Подчеркивают ключевые понятия

Карточки

Художественную культуру Древнего Ки­тая невозможно представить без музыки.Само слово «юэ» (музыка) долгое время яв­лялось собирательным понятием и означа­ло поэзию, танец, даже изобразительное искусство. Однако постепенно, с развити­ем культурных традиций, музыка обретает сложный религиозно-философский смысл и достаточно развитую теоретическую по­доплеку.

В традиционном музыкальном искусстве Древнего Китая получили развитие разныемузыкальные жанры народного, придворно­го и храмового характера. Сокровищницусамобытной музыкальной культуры постоян­но пополняли народные песни.

      Большое значение в музыкальном искусстве Китая, начиная с дале­кой древности, отводилосьмузыкальным инструментам. Для их изгото­вления применяли самые разные материалы — камень, глину, медь и ее сплавы, кожу, древесину, тыкву, шелк. Мастера особенно тщательнозаботились о красочности звучания каждого инструмента, стремились к расширению его звуковой палитры. Традиционный китайский ор­кестр насчитывал свыше 100 инструментов. Среди них старейшими являются щипковые инструменты сэ и чжен (типа гуслей), пипа (ки­тайская модификация арабской лютни), смычковые инструменты эр-ху (двуструнный) и сыху (четырехструнный), при игре на которых во­лос смычка продевался между струнами. Среди ударных можно на­звать яньцинь, аналог цимбал, который с III в. до н. э. получил распро­странение под названием «чжу».

Художественные ремесла.
Китай славился производством шелка. Из  шелка шили одежду и паруса, делали зонты и струны музыкальных инструментов. На
шелке вышивали сцены из ска­зок, картины родной природы.

Китайцы научились изготовлять фарфор из смеси особых сортов глины. Китайские мастераговорили, что фарфоровая посуда должна быть «блестящая, как зеркало, тонкая, как бумага,звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день».

Замечательные произведения мастера изго­товляли из бронзы, слоновой кости, ценных пород камня и дерева. Вазы и шкатулки покры­вали резьбой, лаком, рисунками, перламутром.

              

Изобретения.

Китайцы научились печа­тать книги раньше европейцев: мастера изго­товляли их, вырезая текст на деревянных дос­ках , причем каждый новый текст при­ходилось вырезать на новой доске. В XI веке
был изобретен разборный шрифт, состоявший из отдельных иероглифов. Но это изобретение не нашло тогда широкого применения в Китае и вообще в странах Дальнего Востока, так как дляпечатания книг требовались тысячи иероглифов.

В китае был изобретен порох. Его применяли для фейерверков, а затем и в военном деле. В 18 веке были изобретены ружья в виде бамбуковых трубок, а в 19 веке – металлические пушки.

Литература и искусство

В 8 – 9 века были «Золотым  веком» китайской поэзии: в это время творили около 2 тысяч поэтов.

В 14 веке расцвело искусство исторического романа (Троецарствие; Речные заводи.) их читают и в наше время.

Архитектура в период Танского государства приобрела величавую мощь и одновременно ясные и гармоничные формы. Даже дворцы знати возводились из дерева, правда, на вы­соких глинобитных платформах, облицованных камнем. Дома и двор­цовые сооружения в городе буквально утопали в зелени, удивляя рос­кошью разнообразных цветов и деревьев. Архитекторы строили пагоды – буддийские храмы в виде высоких многоэтажных башен из дерева, камня, бронзы и железа, украшенных искусной резьбой. Загнутые вверх края крыш создавали впечатление легкости и устремленности ввысь, они как бы воспроизводили силуэты окрестных холмов и деревьев.

В центре Пекина возведен Храм Неба с синими остроконечными крышами в форме конусов.

В пагодах помещали статуи и рельефы – изображения божества.

В средневековом Китае главным видом искус­ства была живопись.

Живописцы писали картины красками или тушью на длинных шелковых или бумажныхсвитках. Они изображали пейзажи — виды природы, которые китайцы называли «горы иводы». В танское время природу представляли сказочным миром, красочным, праздничным исветлым.

Выполнение задания

Применение полученных знаний.

Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Контроль

Выполняют задание для самопроверки. Прослушивают музыкальную композицию. Описывают какие чувства вызывает у них музыка. Называют элементы композиции.

Прослушивание музыки. Какие чувства вызывает у вас музыка? Какая композиция. Найдите элементы завязки, развития действия, кульминации, развязка.

Империя Тан 618 – 907 и Сун 960 – 1279г.

Наивысшего расцвета средневековое искусство Китая достигает в VIIXIII вв., в эпоху существования двух государств— Тан (618—907) и Сум (960—1279). Многогранное развитие разных видов художественно­го творчества было вызвано общим подъемом культуры, строительст­вом больших городов, созданием школ и библиотек. Требования к об­разованному человеку в то время были чрезвычайно высокими. Детей учили не только основам наук, но и стихосложению, музыке, живопи­си, каллиграфии. Рассмотрим наиболее яркие достижения китайского искусства эпохи Тан

 

IV. Подведение итогов урока.

Применение полученных знаний.

Личностные-применение полученных знаний.

Рефлексия

Дети отвечают на заданные вопросы. Оценивают свою работу на уроке.

Сумели ли вы, справиться с заданием сегодня? Что показалось для вас трудным? Чему вы научились? Довольны ли вы собой? Всем спасибо за внимание, урок окончен, до свидания!

Д/З прочитать тему ответить на вопросы. Сделать сообщение о древнем императоре Китая.

 

Личностные- способность к самооценке на основе успешности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Урок познавательный,интересный.

29 July 2017