Методические рекомендации на тему «Художественные изделия коренных малочисленных народов Таймыра»
ПОСОБИЕ
«ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ДОЛГАН, НЕНЦЕВ, НГАНАСАН, ЭНЦЕВ, ЭВЕНКОВ»
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Ильина А. В.
Цель и задачи этого пособия - помочь людям, желающим научиться создавать своими руками красивую художественную бытовую одежду, познать и развивать традиционное искусство коренных жителей Таймыра, дать ему жизнь в новом качестве, становясь прообразом современных веяний в традиционном декоративно-прикладном творчестве.
Это пособие станет хорошим подспорьем педагогам дополнительного образования. Оно поможет познать народную культуру, ощутить величие и красоту декоративно-прикладного искусства долган, ненцев, нганасан, воспитать у подрастающего поколения художественный вкус, сохранить национальные народные традиции.
В пособии уделено большое внимание анализу технологии шитья одежды из различных материалов, даны рекомендации наиболее рациональных приемов работы, помещены фотоиллюстрации, рисунки образцов швов, вышивок, отражающих мотивы традиционных народных орнаментов. Даны небольшие рекомендации по изучению данного материала в творческом объединении.
Народное декоративно-прикладное искусство продолжает жить. Сохранить его самобытность, художественные достоинства, традицию и современность, передать молодому поколению - задача мастеров декоративно-прикладного искусства.
« Если кто-нибудь скажет тебе, что
Север мрачен и беден, то знай, что
Он Севера не знает. Ту радость, и бодрость, и силу, какую дает Север, навряд ли можно найти в других местах».
Николай Рерих.
На самом краю земли, с трех сторон омываемый северными морями, раскинулся полуостров с загадочным названием Таймыр.
Суров этот край сильными морозами, теменью полярной ночи, пронизывающими ветрами и удивителен своей неповторимой красотой.
И на этой загадочной и суровой земле, среди зимнего белого безмолвия и многоцветья летней тундры испокон веков живут маленькие, но очень талантливые народы: ненцы, нганасаны и долганы, энцы и эвенки.
Исторически сложившееся их совместное проживание на одной территории определило сходные черты их бытового уклада, традиционного искусства, которые решили одну важнейшую задачу - соединить в предмете воедино пользу и красоту.
Декоративно- прикладное искусство - наиболее древний массовый, любимый и высокоразвитый вид художественного творчества коренных жителей народов Таймыра.
Народному мастеру присуще живое чувство материала и вещи, поэтическое отношение к меху, коже, дереву, кости и куску металла, радость проникновения в их суть, бережное отношение к ним, стремление работать как бы в содружестве с природой.
Будучи прирожденными охотниками и пастухами оленьих стад, народы Таймыра используют в быту все то, что дает им природа, все то, что добыто охотничьим промыслом, сырье от домашнего оленеводства, а также отдельные виды промышленных изделий.
Веками выверенная технология обработки материалов и умелое их сочетание при изготовлении предметов быта способствуют достижению эстетического вкуса.
С большой изобретательностью, используя местные природные материалы, северяне изготавливают искусно орнаментированные одежду, обувь, посуду и другие предметы быта. Обычные вещи в руках мастера-художника превращаются в подлинные произведения искусства.
Каждый мастер, по-своему используя художественные традиции своего края, выражает дух народа, его представление о прекрасном.
Декоративно-прикладное искусство малочисленных народностей Таймыра , как и искусство каждого народа, имеет свою специфику, свой образный язык. Тому, кто захочет серьезно и глубоко изучить его, этот язык становится понятным, каждому откроется красота и выразительность произведений народного искусства, их глубокая содержательность и непреходящая эстетическая ценность.
Рассмотрим художественные изделия представителей коренного населения Таймыра: долган, нганасан, ненцев, энцев, эвенков.
ДОЛГАНСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ.
Долганы составляют основное коренное население Таймырского автономного округа. Сейчас долган насчитывается 4880 человек, проживают они, главным образом, в Хатангско и Дудинском районах. На Таймыр предки современных долган перекочевали с берегов Лены и Оленька. Селились вдоль края лесов и жили оседло. Здесь же ставили свои юрты северные якуты, энцы, эвенки. Соседями их были и русские старожилы - затундренские крестьяне.
Не случайно долганский язык очень похож на якутский, он относится к тюркской группе языков, немало в нем и эвенкийских заимствований. История этого народа отразилась и в фольклоре, и в национальном костюме. Героические песни долган называются так же, как и якутские, - олонхо, их сюжеты напоминают нганасанские, но обстановка, в которой происходит действие иная. Олени упоминаются редко, зато лошади и коровы - часто, и бытовой уклад близок к якутскому, многие сюжеты сказок пришли к долганам из русского фольклора.
Как и другие северные народности, они вели кочевой образ жизни в суровых условиях Заполярья, находясь в постоянном поиске угодий для охоты и выпаса оленей, водоемов, богатых рыбой, лесистых мест, где можно заготавливать дрова.
И этот наряженный ритм жизни они стремились разнообразить созданием различных предметов быта, начиная от курительных трубок и заканчивая праздничной и бытовой одеждой.
Прежде чем приступить к шитью одежды или обуви, головных уборов, других изделий из шкур, долганы сначала выделывают их, потом выдерживают при низкой температуре полгода или год, чтобы не испортились. До сих пор сохранился старинный способ выделки, в результате которой шкура становится эластичнее, крепче, чем после химической обработки, а ворс не теряет свой естественный блеск. Этой работой занимаются женщины, передавая опыт девушкам. Это изнурительный, монотонный и неэстетичный вид ручной работы, но только он дает сырье высшего класса.
Технология выделки шкур у коренных народов Севера почти совпадает, за исключением небольших различий.
Обработанные готовые шкуры сортируют по их предназначению и качеству: для подошв, парки, нюков, для постели.
Изготовление замши - сложный и долгий технологический процесс. Для выделки шкуры под замшу используют исключительно зимние и осенние шкуры, как наиболее крепкие и толстые.
Мастерицы могут придать замше любую окраску, используя в основном растительные красители. Для приготовления красителей делают отвар из коры ольхи, карликовой березки, гнилушки, багульника, а также корончука (красящие камни в тундровой зоне). Из готовой замши шьют одежду, обувь, мешки рукавицы, нюки, плетут мауты, веревки, пояса и другие принадлежности.
Когда наступают белые ночи, долганки занимаются подготовкой к зиме, изготавливая различные мелочи для быта, шьют одежду, обувь, нюки для чумов и балков. Шьют женщины традиционную будничную и праздничную одежду.
Существует 18-20 разновидностей долганской одежды разного покроя, но общий вид почти одинаков. Выкройки, в сегодняшнем понятии, не практиковались, а размеры выверялись с помощью пальцев. Крой и фасон традиционной одежды, выверены веками. (рис. №1)
Мастерицы сначала подбирают одинаковые, с коротким ворсом шкуры, а потом приступают к крою. Шкура рационально режется специальным ножом. Сначала выкраивают три фигурные детали спинки, потом полочки, рукава, которые с плеча образуют прямую линию. Прежде чем приступить к работе мастерица должна убедиться , что материала хватит на все изделие, чтобы не пришлось добавлять материал другого цвета, когда большая часть работы уже выполнена.
Долганская одежда не только теплая и удобная в работе, но и занимает особое место в искусстве народов Севера. Она впечатляет яркостью орнаментов, оригинальностью композиций и техникой вышивки . Каждое изделие имеет свою форму, свое предназначение в быту. Одежда, как было сказано выше, бывает праздничной, повседневной и имеет свое название, например: «толбон», «копоо», «бечаа» и т.д.
Женская парка - это длинная шуба, в талию, подол присборен складками-фалдами сзади на фигурной детали спинки. Парку шили из толстого черного сукна или короткошерстного меха оленя. По борту и подолу пришивали орнаментированную кайму, на рукав нашивали яркие поперечные полосы шириной 3-5 см из красного, синего, желтого ситца, образующие манжету рукава. Край манжеты и ворот обшивали лисьим, песцовым, иногда волчьим мехом. Полы парки спереди сходятся встык и пристегиваются пуговицами или соединяются узкими ровдужными вязками.
Шитье праздничной одежды начинается с орнаментирования пришивной каймы вставками меховой мозаики, цветным бисером, нитками, узкими полосками ситца, подшейным волосом оленя.
Размеры каймы приблизительно такие:
По подолу - ширина 15-17 см, длина 220 см
По борту - ширина 8 - 10 см, высота 0,84 см и выше.
Пришивная кайма орнаментируется почти одинаковыми узорами геометрической формы. Основной центральный орнамент «ардай» - зубчатая лента с острыми углами, направленными в разные стороны и образующими соединения - треугольники высотой в любой одежде - 7 см, шириной - 5 см.
«Тынырак», арбанньак» - «ноготь», сложный узор, вышивается вокруг овала ногтя большого пальца левой руки, с тремя концами, которые чем острее, тем красивее.
«Тумус» - островок волнообразной формы, тоже вышивается вокруг пальца.
«Онуу» - выем, имеет форму объемного треугольника.
«Кыбытыы» - вставки цветных суконных ниток в мех.
« аакытат» - шахматная мозаика из чередующихся черно-белых кусочков меха.
Узорные полоски - вертикальные, горизонтальные, из бисера или цветных ниток.
Северные мастерицы по-разному используют эффект красоты бисерных орнаментов. Долганы в этом искусстве достигли высокого мастерства. Своим трудом они создали уникальные произведения искусства, в которых выражено исконное стремление к яркому, живописному оформлению своей верхней одежды (рис. № 2 ).
Очень ярко выглядит традиционная расшитая цветным бисером одежда - это « огуруолаак ардай». Пришивная кайма шьется из толстого сукна, с обязательным черным или черным с красными полосами фоном. Ширина полос - 3 см с одной стороны, в которых разноцветная вышивка смотрится выразительно.
Б исерная пришивная кайма парки «Огуруолак ардай» по подолу сверху по красному фону расшивается во всю длину цветными бисерными полосами в следующем порядке: сначала идут черно-белые, затем -розовые, синие, (рис. № 3 ).
Белым бисером вышивается орнамент «тумус», потом идут полосы черного, желтого, синего, красного, черно-белого цветов.
После сплошной верхней бисерной полосы по черному фону шириной 8 см наносится основной орнамент, причем во всех одеждах - «ардай» из 3 - 5 цветных полос: розовых, черных, желтых тонов, в промежутках между ними настилаются разноцветные треугольники или узор «онуу».
Затем по нижнему краю идет повтор узорных полос из бисеринок черно-белого, розового, зеленого, желтого цветов, а также обязательно из белого бисера орнамент « тынырак» черного, желтого, розового, черно-белого тонов.
В бортовой вертикальной части каймы бисерные полосы
расшиваются с двух сторон в такой же цветовой гамме, как полосы подола, а в середине орнамент в форме треугольника чередуется с горизонтальными сплошными бисерными полосами орнамента «тумус». ( рис. № 3)
Интересна также цветовая гамма художественной вышивки. Мастерицы отдают предпочтение черно- белому цвету, а также красному, желтому, голубому, синему, но самым притягательным считается розовый. Цвет, придающий вышивке оригинальность и возможность сочетаться с любым оттенком.
Наряду с вышивкой бисером, цветными нитками у северных народностей распространено удивительное искусство - меховая мозаика, имеющая несколько разновидностей. У долганских мастеров - это композиция из кусочков меха, контрастных по цвету , сшитых вместе и образующих нужный узор.
К омпозиция пришивной каймы составляется из мельчайших квадратов черно- белых кусочков меха размером 0,5 см, расположенных в шахматном порядке и чередующихся с фигурами прямоугольной формы размером 2 х 6 см ( рис. 4 ).
Долганская мужская одежда имеет несколько разновидностей: агабас», « копоо», «худургу» - полупрямого покроя, сшитых из длинношерстных оленьих шкур. Они надеваются поверх одежды в морозные зимние дни во время дальних поездок. Например: сначала одевается « хон», на него «копоо», потом «сакуй». «Сакуи» из белой плотной ткани надевают поверх всей одежды во время пурги, ветров.
Долганские мастерицы шьют для мужчин и праздничную верхнюю одежду, приталенную и сильно расклешенную книзу. Она бывает короткая (до колен) и длинная, присборенная сзади. « Бечаа» (праздничная одежда) - значит сильно приталенная. Основная часть этой одежды «иччи» шьется из темного неблюя или из черного толстого сукна. Пришивная кайма узкая, в основном красного цвета. Она расшивается, как и женская, бисером или цветными нитками. Имеет нагрудник, расшитый долганским узором - розеткой вперемежку с узорными вертикальными полосами в два ряда. Пояс, воротник, манжеты сплошь вышиты полосами с орнаментом «тумус». Края борта подола окаймлены пушистым мехом «каргаапын». Вместо пуговиц используют замшевые вязочки.
К верхним одеждам шьют соответствующие головные уборы. К ярким праздничным одеждам - яркие шапки, к меховым - меховые. Шапка имеет капообразную форму, состоит, в основном, из четырех деталей: двух боковых, продольный и передней, утепленных внутри мехом песца, зайца. Шапка плотно облегает голову, защищает уши, затылок, завязывается спереди узкими замшевыми вязочками. Шапок бывает несколько разновидностей, и каждая из них имеет свое назначение.
«Чукураа» - мужская зимняя шапка из неблюя, пыжика, предназначена для работы и соответствует одеждам «копоо», «арбагас».
«Оргуруолаак чукураа» - бисерная шапка, шьется из черного сукна, меха неблюя, с обязательной меховой подкладкой (рис.№ 5 ).
Цветные декоративные передние и боковые полосы соединяются с затылочной полукруглой частью, вышитой в середине орнаментом долганского узора - розеткой. Перед обрамляется белой двойной полосой меха из брюшной части шкуры оленя шириной 3 см «буодьу». Носят эту шапку с ярким «бечаа» или с одеждой « удургу».
Особенно тщательно расшивали народные мужские шапки юные мастерицы. Если девушка наденет расшитую своими руками шапку своему избраннику, считается, что они теперь помолвлены.
«Упээги» - «верхняя» (Рис.№ 6)
Т ак называются шапки, которые раньше шили только верхние долганы. Она очень яркая, живописная. Сшита и орнаментирована с высоким мастерством и фантазией, утеплена внутри дорогим мехами. В ней умело сочетаются сукно и бисер. Состоит шапка из передней, двух боковых и продольной деталей, которые соединяются вышитыми полосами по бокам -чумообразные орнаменты. Дополняет красоту шапки опушка из контрастных по цвету пушистого меха лисицы, росомахи.
Все долганские женские головные уборы обязательно надевают поверх ярких шалей с кистями, которые до сих пор ценятся у женщин старшего поколения.
Летнюю и зимнюю обувь изготавливают из камуса. Традиционные долганские унты очень мягки, удобны, незаменимы в сильные морозы. Камус подбирают с ворсом темных или светлых тонов. Если камусы длинны, хорошо растянуты и выделаны, их достаточно 8-10 штук на унты.
У каждого северного народа своя технология кроя обуви. Своеобразная она и у долган (рис. № 7 ).
«Огуруолаак» унтик - бисерные мужские и женские унтики (рис.№8) К ним заранее вшиваются вертикальные вставки цветным бисером с оранментами ардай или худургу, затем вшивается между передней частью -«ньуур» и боковыми платанами. Верхняя часть унтов - «быпа» шьется из красного сукна шириною 12 - 13 см расшивается бисером, долганским узором -«розетка», чередующимся с узорными вертикальными полосами.Разновидностей долганской обуви много, но подошвы в каждой ставятся из выделанных оленьей шкуры мехом внутрь, на нее накладывается сухая трава, особенно в осенне-весенние дни, для впитывания влаги. Летняя обувь в основном шьется из замши. Хранят унты в холодных местах, сушат подальше от костра.
К праздничной одежде шьют праздничные рукавицы. Верх наружной детали расшивается цветными нитками, бисером, оторачивается пушистым мехом. (рис.№ 9).
Из ситца, сатина и шелка шьют долганки вручную платья, кофты. фартуки, мужские рубахи и нижнее бельё. Крой такой же как у у русских крестьян, у которых была заимствована технология шитья. (рис.№10).
Элегантность, яркость к долганской одежде придают всевозможные декоративные украшения. Это традиционное долганское украшение верхней одежды на поясе со стороны спины, свисающие свободно подвески из бус, бисера, металлических трубочек, длинных бус, серебряных бляшек разной формы, чередующихся с меховыми украшениями. (рис.№11 ).
П ояс шьется из замши, кожи шириной 3-4 см (рис. № 12)
На него нашивают как украшение, медные бляхи, старинные пуговицы, подвешивают предметы первой необходимости: - ножны с ножом, точило, мешочки для кремня, кисет с табаком, крючок для чистки курительных трубок, игольники, пороховницы. Носят пояс, как мужчины, так и женщины.
Н ГАНАСАГСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ.
Нганасаны - самый древний народ Таймыра. Их предки - первобытные охотники на дикого оленя - населяли эту землю еще пять тысячелетий назад. Сейчас нганасан насчитывается около 900 человек. Они - народ, родственный ненцам и энцам. Издавна нганасаны занимаются рыболовством и охотой. Предки нганасан были пешими охотниками, ходили на лыжах и вели полуоседлую жизнь. Только в 17 веке нганасаны освоили оленеводство и очень быстро стали самыми богатыми оленеводами Таймыра. Необходимость часто менять оленьи пастбища заставила нганасан кочевать: весной - на север, к тундровым просторам и холодным ветрам, где оленям не докучает мошка, осенью - на юг, в лесотундру, к кромке леса.
Несмотря на свою малочисленность, этот народ сохранил самобытную культуру, богатый фольклор.
Декоративно-прикладное искусство нганасан ни в чем не уступает искусству более крупных народов, их соседей.
Нганасаны дольше других северных народов сохраняли в быту весь комплект традиционной национальной одежды. Зимняя одежда нганасан отличается удивительной декоративностью; поражает ее изысканная тональность, сложная форма кроя.
Н ганасанская мужская зимняя парка лу представляет собой глухую одежду, расширяющийся к низу трапециевидного силуэта с капюшоном. Плотно прилегающий к голове капюшон обтекаемой формы, переходящий в кокетку и образующий с линией плеча мягкую кривую . Нганасаны обычно носили две парки - нижнюю и верхнюю. Нижняя шьется из шкур диких оленей шерстью внутрь. Она длиннее верхней, которая шьется шерстью наружу из шкур преимущественно белого цвета.
Интересен крой парки - малицы. Она вся состоит из отдельных прямоугольных, квадратных и сложных, ограниченных кривыми линиями, деталей (рис.13).
Все детали сопрягаются одна с другой. Мужская нганасанская малица для повседневной носки выдержана в общей серо-коричневой гамме. Если рассматривать ее со спины, то она расчленена на строго согласованные в ритме продольные и поперечные полосы (рис. №14). На подкроенных рукавах поперечные членение начиная с широких, массивных равновеликих участков коричневого , черного и серого (цвета натуральной, неокрашенной ровдуги) постепенно переходят в более узкие, четкие, как бы прочерченные полосы. Такие же четкие полосы попарно: коричневая и черная с широкими светлыми интервалами - идут и поперек спинки малицы ( рис.№14 ).
Ластовицы обычно выделены желтым, розовым, ярко-красным цветом. Посреди спины выделен прямоугольник, окаймленный орнаментированными протоками, служащий фоном для декоративных подвесок-ремешков, так называемых «чанда-о». По этим подвескам можно было определить имущественное и социальное положение владельца или владелицы малицы: женат, замужем или нет.
В зимнее время, как мужчины, так и женщины носили распашную оленью парку - соккуй, мехом вверх, опушенную по рукавам, полам, у подола песцовым или собачьим мехом, соккуй у мужчин имеет выкройной пришитый капюшон, а у женщин только опушку у ворота. Капюшон мужского соккуя часто заканчивался пришивным торчмя стоящим хохолком из оленьего хвоста, что делало нганасанина похожим на большую полярную птицу.
К омплект женской одежды состоит из нескольких элементов. Это -комбинезон, штанины которого натягиваются на обувь и крепятся под коленом вздержкой.
Поверх его надевают распашную двухслойную парку. При переездах в зимнее время на комбинезон надевают второй, зимний.
Нижний комбинезон-фоние шьют из ровдуги ( рис. №15). Спереди по центральной оси его проходит широкая полоса, раскрашенная охрой. Каждая штанина также украшается охристым квадратом. Сверху вниз по центральной полосе навешиваются пять или семь серповидных медных пластин с гравировкой. От верхней к нижней размер их увеличивается. Ниже пластин на ровдужном поясе - красный квадрат по центру и с двумя черными горизонтальными полосками, обшитыми белым оленьим волосом, и бахромой по нижнему краю. Такой же квадрат с бахромой нашивают на верхней комбинезон (рис.№15 ) и на мужские натазники (рис!6 ).
К штанпнам-фоние на шнурках подвешивают по семь медных трубочек с медными кольцами. На уровне груди с двух сторон пришиваются на петлях два кольца. К правому крепятся огниво, крюк для чистки трубки, кисет для табака, к левому - игольницы в виде длинных ремешков с нанизанными трубочками. Поднимая трубочку вверх по ремешку, втыкают иглы, опуская ее, закрывают их, ажурные бляхи на ремешках не дают соскользнуть трубочкам. Верхняя одежда состоит из распашной двуслойной парки-лифарие. Внутреннюю, или нижнюю шубку шьют мехом внутрь, верхнюю - мехом наружу. К подолу каждой шубки пришивают опушку из белой собачей шерсти ( для нее специально выращивают собак).
Спинку нижней шубки выкраивают из целой шкуры, полочку собирают из кусочков, в скругленную пройму вшивают рукава У верхней шубки - сложный традиционный крой и богатый орнамент (рис .№17 ). Полочки набирают из полос, они чередуются со вставками, кантами и вышивкой подшейным волосом оленя. Спинка состоит из кокетки и пришитого к ней квадрата, окаймленного черной полосой из кожи или меха. Нижнюю часть шубки собирают из горизонтальных полос белого меха с вшитыми между ними орнаментами. Воротник из пушистой собачей или песцовой шкурки. Вместо пуговиц - завязки. Ремешки из раскрашенной кожи пришивают к кокетке.
Для окраски кожи в черный цвет нганасаны употребляли графит, для окраски в красный - охру, позднее - покупной сурик.
Шапку в виде капора-сьму шьют из белой оленьей шкуры с опушкой из черной собачьей. Конструкция ее - сшитые между собой укороченные к затылку и украшенные кантами полосы.
Зимнюю обувь изготавливают только из белых камусов и надевают на чулки их оленьей кожи. Мужские бокари высокие, а женские немного выше колен, кроят и шьют их одинаково. Выкраивают и пришивают детали в строгой последовательности сначала к правому, потом к левому бокарю (рис17. ) У женской обуви по бокам каждого сапога обязательны черные полосы и черный квадрат над пяткой. Над коленом мужских чулок пришивают кусочек меха, чтобы не застудить ноги при стрельбе « с колена» (рис.№18 ).Подошвы чтобы не скользили, делают из оленьих лбов или камусов, а также из «щеток».
Летнюю ровдужную обувь носят на босую ногу. В подошве есть отверстие, из которого вытекает попавшая внутрь вода.
Для маленьких детей шьют комбинезончики по форме напоминающие женские. В нижней задней его части делают отверстие.
Нганасаны совершенно не пользовались цветным бисером для украшения своей одежды. Раскраска как целых кусков одежды, так и отдельных орнаментальных дополнений, аппликаций, мастерское комбинирование гладких или низковорсовых участков с объемными, почти скульптурная лепка объема человека в одежде - таковы средства их декоративного решения .
Вышивка бисером , за которой в представлении европейцев закрепилась роль основного средства декоративного оформления северной одежды, была свойственна далеко не всем народом.
Художественные изделия нганасан отличаются сложной конструкцией и изысканными сочетаниями цветов. Черный, оливковый, красный - их любимые тона. Своеобразная цветовая гамма, гармоничный ритм полос выделяют костюм нганасан в общем строе народного декоративного искусства северян.
НЕНЕЦКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ.
Ненцы самый многочисленный народ Крайнего Севера: их около 34 тысяч человек. Ненцы живут в трех автономных округах - Ненецком, Ямало-Ненецком и Таймырском. На Таймыре они проживают в Устъ-Енисейском районе, и их насчитывается около 2600 человек. Их язык вместе с эвенцким, нганасанским и селькупским образует, самодийскую группу уральской языковой семьи. Ненцы являются исконными оленеводами. В течение всего года они кочуют по тундре со стадами оленей. Большое значение у них имеют охота и рыболовство. Занятие ненцев и определяет их образ жизни, накладывает отпечаток на культуру, жилище, одежду, утварь, национальную кухню, обычаи. С использование продуктов оленеводства - связано и развитие декоративного ненецкого искусства.
Художественные, эстетические потребности ненцев на протяжении веков находили удовлетворение в создании довольно ограниченного круга предметов. Это объяснялось особенностями их кочевой жизни. Все изделия ненецких мастеров исключительно хорошо приспособлены к кочевому хозяйству. Это теплая меховая одежда, деревянная, берестяная и металлическая посуда, жилище чум, в чуме низкий столик для еды, сумки для перевозки домашних предметов, берестяные легкие детские люльки, орудия труда. Женщины выделывали шкуры и шили одежду, мужчины изготовляли предметы из дерева и кости, а также из металла.
Наиболее интересной в художественном отношении была у ненцев меховая одежда. Потребность в удобной одежде вызывалась окружающей природой, суровым климатом Заполярья. В фольклоре ненцев часто говорится о том, что благополучно живущий человек - это тот, у кого есть хорошая одежда, совсем счастливый человек, у которого есть про запас вторая одежда, а не имеющий в жизни удачи тот, у кого через истертую одежонку ветер холодит тело.
Нередко декоративная выразительность ненецкой меховой одежды достигается за счет выделения цветной полоской конструктивных швов. Небогато расцвеченная узорами, почти не имеющая украшений, не расшитая бисером, она, тем не менее, красива своей строгостью, монументальностью. Красота эта основана на гармоничном сочетании всех элементов целого. С большим вкусом используется оттенки меха и отделочные материалы: сукно или ровдуга. На цветовое решение одежды мастерицы всегда обращали большое внимание, они избегали резких, грубых сочетаний цветов.
Мужская одежда ненцев - глухая меховая малица. Характер этой одежды нашел отражение в меткой ненецкой загадке: «В одну дыру входишь -из трех выходишь». Малица - широкая, прямого покроя, иногда расширенная к низу, длинные, с капюшоном и пришивными рукавицами. Малицу шьют мехом внутрь. Чтобы не повредить шкуру, на малицу надевают рубаху из ткани. Когда на оленях отправляются в дальний путь, поверх малицы надевают совик. Его шьют мехом наружу из шкуры с длинным ворсом. Совик шире и короче малицы.
М ужская одежда ненцев почти не имеет украшений (рис. №19 ). Женская ненецкая одежда очень декоративна. Это паница. Её шьют из шкур красивой расцветки с коротким ворсом. Женская паница распашная, полы ее соединяются встык с помощью кожаных завязок
Края полок и подол украшают меховой мозаикой. Меховую мозаику делают так. Мастерица берет две узкие полоски оленьего меха, коричневого и белого, с коротким ворсом. Обе полоски она накладывает одна на другую и переносит на специальную доску. Острым ножом мастерица вырезает узор. После этого мастерица разбирает полоски. Их стало четыре - две белые и две коричневые. Белую орнаментальную полоску она вставляет в прорезь коричневой, коричневую - в прорезь белой. С изнанки мелкими стежками и ровным швом она сшивает обе полоски вместе. Получается мозаичный узор: белый - на темном фоне, темный на белом фоне. Точно также делают мозаичные узоры и из цветного сукна. Нередко полоса орнамента проходит вдоль всех конструктивных швов, в том числе вдоль плеча, проймы и по обшлагам рукавов (рис. № 20)
Зимняя паница двуслойная: ее шьют из шкур мехом внутрь и наружу.
Летние паницы шьют из сукна ярких цветов - синего, зеленого с красной оторочкой, ворот обшивают мехом.
Естественным дополнением к шубам были головные уборы (рис.№21 ) Чаще других был распространен капор, шитый из шкурки оленя, снятой с его головы. Места рогов и глазниц не только сохранены, но и подчеркнуты обрамлением красными суконными полосками. Один из наиболее
д екоративных капоров хранится в Воркутинском краеведческом музее. Он пошит из белоснежной мягкой шкурки оленя. На белый мех нашиты полоски цветного сукна, которые свободно торчат в разные стороны. С затылочной части свисают декоративные полосы, выполненные из голубого бисера. Бисер сплетен в орнаментальные ромбы, красиво мерцает при поворотах капора, возникает мягкие бело-голубые искры. По бокам бисерных цветных лент подвешены медные полые трубочки - пронизки. Пронизки внизу оканчиваются медными ромбами - подвесками. Ромбы металлические повторяются в ромбах орнамента бисерных лент. Что привлекает в этом головном уборе? Прежде всего его цветовое решение: белый мех и белый бисер, голубой бисер и медь. Мастерица не ввела ярких красок, и поэтому вся композиция изделия получилась особенно гармоничной. Органичность достигается и путем единства рисунка - ромбов медных украшений и ромбов орнамента бисерных лент.
Ненецкая обувь двуслойная. Это пимы. В меховые сапоги-пимы мехом наружу надевают меховые чулки мехом внутрь. Подошвы пимов изготовляют из оленьей шкуры, снятой с ног оленя над копытами или со лба. Такая подошва отличается особой прочностью. Пимы тоже красиво расшиты меховой мозаикой и цветным сукном, (рис. № 22 ).
Весьма распространенными были и меховые сумки. Большого размера, немного вытянутые по горизонтали, и меньшего размера вертикальные сумочки. В таких сумках до сего времени ненка перевозит свои принадлежности для рукоделия: заготовки для шитья, одежду, нитки, иголки... Всего два типа сумок, но из-за огромного разнообразия декора кажется, что их больше, (рис. №23).
Особым видом прикладного искусства ненцев было изготовление одежды для кукол. Видимо, раньше это были не только детские куклы, но и имели ритуальные фигурки.
В собрании Свердловского краеведческого музея имеется маленькая кукольная ягушка. Она вся сделана только из меха. Но зато разнообразны и выразительны приемы художественного осмысления: белоснежная ягушка по полам впереди и по низу окаймлена полоской темного оленьего меха, и сразу же под темной полоской проходит белая полоска, как бы опушка всего изделия. На спинке шубки - естественные темные пятнышки оленьего меха; одно из них помещено прямо по центру, а два других, более удлиненных, по бокам. Белый рукавчик оканчивается темной полоской, так же, как и полы, а опушен рукавчик тоже белым мягким мехом. Кукольные меховые паницы привлекают внимание исследователей совершенством декоративного решения.
Кроме изделий из меха и кожи, ненецкие мастера, в небольшом количестве, производили изделия из бересты и дерева, из кости. Для производства деревянных изделий использовался главным образом плавун, который находили у берегов океана. Металла было очень мало, из него делали орудия труда, украшения для одежды. До нашего времени сохранилось совсем немного изделий из кости, хотя известно, что кость раньше была широко распространена. Во многих музеях сохранились выполненные из кости табакерки, пороховницы, пуговицы, черенки ножей, которые ненцы бережно хранили , передавали от отца к сыну. У старых ненецких ножей черенки были исключительно продуманной, целесообразной формы. Ближе к торцу ручка расширяется, к середине заметно сужается, При такой форме черенка нож не выскользнет из руки, Кость на вид желтоватого тона. Её не полировали, а, напротив, всю иссекали мелкими полосками для того, чтобы не скользила. Иногда черенок делали наборным из костяных колец с кожаными прокладками. Главный атрибут ненецкой одежды мужчин в любое время года - это пояс. Редько, когда можно увидеть мужчину без пояса. Он довольно тяжелый -ведь на нем столько различных предметов. Здесь и нож с ножнами, и шило, и брусок в чехле, и деревянная палочка с зарубками -- своеобразная записная книжка. Здесь же целая гирлянда пясиков - костяных пуговиц, которые время от времени приходится менять в упряжи. Значительный вес придают металлические украшения, служащие оберегами. В середине пояса подвешен один или несколько медвежьих клыков.
На поясе нет ни одного лишнего предмета, и почти все они находятся в постоянной работе. Чаще всего используется нож. Без него не изготовить нарты, не разделать тушу оленя. Нож это столовый прибор. Без него невозможно приняться за еду. Ведь в меню нередко сырое мясо и рыба, а зимой строганина.
Пояс застегивается при помощи тяжелой, с прорезным узором пряжки, состоящей из двух почти одинаковых половин. К одной половине припаян плоский крючок, в другой части пряжки находится отверстие к нему.
Сам пояс изготавливается из коровьей шкуры. Коровья шкурка не намокает и не разбухает, она не тянется и не пересыхает .
Но пояс не только место сосредоточения самых необходимых кочевнику вещей, он выполняет и свои прямые функции - подпоясывает одежду, при необходимости удлиняет или укорачивает ее.
О стается добавить, что мужской пояс носят с раннего детства и до последних дней. Каждый отец делает его своему сыну, как только исполнится ребенку пять лет. Детский пояс носится до 14 - 15 лет. В этом возрасте юноша делает себе пояс на всю оставшуюся жизнь. (рис №24
Многие предметы быта ненцев также являются подлинными произведениями искусств.
Северные мастерицы, все детали одежды соединяли со стороны мездры мелким частым швом через край сухожильными нитками, не захватывая мех. Нитки очень прочные, не рвутся на морозе, не перетираются, органически сливаются со сшиваемым материалом. Они изготавливаются самими мастерицами из ножных мышц оленя. Некоторые мастерицы делают нитки высокого качества: тонкие, ровные, без шероховатостей.
Такие нитки используют при вышивке подшейным волосом оленя. Несколько подшейных волос скручивают, накладывают на замшу и шьют очень мелким швом нить к нитке, без промежутков и без прокола замши. Шов получается несколько выпуклый, что способствует созданию целых рельефных композиций.
Манера вышивки бисером у разных народов имеет небольшие технологические особенности. Но в основном встречается один технический прием: шитье « в прикреп».
Заключается он в следующем: подготавливают различные обрезки мягкой кожи, замши, служащие основой для бисерных узоров . Их расправляют, чтобы не было морщин, складок, и укладывают на гладкую доску, закрепляя грузом. В качестве основы может быть и сукно. Затем наносят контур будущего узора, употребляя обычную чернильную пасту. Мастерицы нашивают бисер на ткань без предварительных рисунков. Выбрав тонкую иглу, в нее вдевают сухожильные или капроновые нитки и в определенном порядке нанизывают бисер. Одновременно подготавливают вторую иглу с вдетой в нее ниткой. Шитье бисером производят от центра узора. Нитку с нанизанным на нее бисером укладывают на заготовку-основу, строго направляя ее по контру орнаментального узора и прикрепляя к основе второй иглой стежками - перехватами в промежутках между бусинками. Таким образом закрепляя каждую бисеринку. После этого основу с нашитым на него бисерным узором вшивают в одежду, обувь.
Благодаря такой технике основа с бисерной нашивкой столь долговечна, что после обветшания одежды ее спаривали и переносили на другой костюм или предмет. Спорки от вышедшей из употребления одежды хранились в особых сумочках и по наследству передавались от матери к дочери. Это способствовало сохранению старых форм и мотивов орнаментов, приемов композиции и т.д.
Народное искусство - одно из важнейших средств эстетического воспитания подрастающего поколения. Оно способствует развитию творческих ьшможностей детей, формированию художественного вкуса, нравственных идеалов, передаче богатейшего художественного опыта народа, выработанного веками.
Большую роль в этом деле играют школа и учреждения дополнительного образования, которые воспитывают у детей любовь и уважение к народному искусству, обучают их мастерству.
Как же осуществлять на практике приобщение учащихся к художественным ремеслам своего края? Каковы формы и методы ознакомления их с видами художественных ремесел, старинными и развивающимися в наши дни. Формы и методы приобщения детей к красочному миру народного творчества могут быть самыми различными. В обучении народному искусству не должно быть никакого шаблона и формализма. Здесь очень важна личная инициатива и самодеятельность педагога. Чем больше выдумки и фантазии, тем лучше.
Приобщение учащихся к народному декоративно-прикладному искусству целесообразно начинать с посещения местного краеведческого музея, где сотрудники музея расскажут ребятам много интересного.
Также очень важно посещать выставки декоративно-прикладного искусства, организуемые Центрами народного творчества. Представленные на этих выставках экспонаты демонстрируют верность традициям народного искусства, выработанное многими поколениями мастеров чувство материала, умение выявить его красоту, знание старинных технических приемов и навыки мастерства. Во время посещений краеведческих музеев и выставок, учащимся, прежде всего, следует показать те художественные изделия, которые описаны выше. Наиболее интересные узоры, работы следует сфотографировать. Это ценный методический фонд для творческой работы с детьми можно потом использовать на занятиях.
Начинать занятия следует с простейших упражнений, далее переходить к отдельным орнаментальным мотивам, осваивать традиционные приемы и их исполнения и, наконец, делать целую вещь.
Рекомендую работу начинать с бисерного рукоделия. С самых азов -это плетение на проволочной основе. Это работа доступно для всех детей. С первых лее занятий следует приучать учащихся к зарисовке эскиза или рисунка будущего изделия. Главное достоинство - развивает мелкую моторику рук, точность движения пальцев, глазомер, способствует концентрации внимания, а с ними развивается и речь, логическое и конструктивное мышление, творческое воображение. Не устаю напоминать учащимся, что любое изделие должно быть выполнено красиво и аккуратно. Всегда предлагаю полюбоваться материалом. Когда дети освоили плетение на проволочной основе, можно перейти к более сложным приемам плетения. Это может быть браслеты, кулоны, орнаменты. И после этого можно переходит к сетчатому ( полотно «в крестик» ) плетению. В этой технике не все ребята работают с удовольствием, тут важно найти подход к ребенку. Когда дети освоили, плетение бисером, можно переходит к вышивке.
Вышивка - один из наиболее распространенных и доступных видов художественного народного творчества. Ручная вышивка способствует развитию творчества, открывает путь к самовыражению, пробуждает фантазию, воспитывает вкус, духовно обогащает.
Искусство вышивания базируется на знании выполнения техники стежков, присущих определенному виду вышивки. Аккуратная и точная работа, даже очень простая по технике, намного выигрывает по сравнению с технически сложной, но небрежной работой. Каждый ребенок должен освоить базовый уровень знаний и умений и подтвердить его индивидуальной практической работой. 75% учебного времени отведено на практические работы по освоению отработке навыка по выполнению вышивки непосредственно на изделии. Теоретические знания, благодаря своему практическому, прикладному характеру, предоставляют учащимся большие возможности для осмысления понятия « соединение теории с практикой», для творческой активности, самовыражения. Думаю, что именно в этом причина того, что данная сложная тема вызывает неподдельный интерес, желание максимально возможный уровень знание и умений. Как правило, большая часть учащихся дополнительно выполняют творческую работу, совершенствуя, отрабатывая навыки ручной вышивки,
Каждый ребенок - личность со своим внутренним миром, который поначалу, быть может, несознательно будет выражать на своих работах. Задача педагога - помочь ему в этом и направить его по пути духовного и профессионального совершенствования.
На начальном этапе работе, познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, учащиеся составляют свою композицию, разрабатывают эскиз будущего изделия. В рисунки непременно включатся элементы, обязательные для данного уровня обучения. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предлагается готовые рисунки, в которые можно по желанию вносить изменения. Все равно в каждом рисунке проявится индивидуальность исполнителя. Даже по готовым рисункам двух одинаковых работ не будет. Всегда надо учитывать возможность каждого ребенка, поэтому работу должна быть доступна и интересна для него. Работу следует начинать с несложных изделий. Это могут быть небольшие кулончики, с использованием простейших швов и орнаментов. Далее можно переходит к более сложным изделиям.
Параллельно с занятиями , на которых ребята изучают народные ремесла, полезно знакомить их с произведениями устного народного творчества. Тогда станут понятнее, раскроются перед ними многие особенности народного прикладного искусства. Наилучшие результаты получаются, тогда когда ребенок сразу начинает работать в материале, осваивая на практике его особенности и художественные качества.
Работу с кожей и мехом тоже следует начинать с небольших изделий. Например: украшения, кулоны.
Дальше можно переходить к более сложным изделиям. Это может быть панно, картины по мотивам сказок, легенд и мифов. Пошив одежды для кукол и сказочных героев. Можно создавать целые композиции. Потом можно
переходить к пошиву сумок, тапочек, рукавиц, которые можно использовать в быту. Изучая старые образцы, можно создать новую современную форму,
однако при этом важно не утратить традиционных, веками отработанных приемов формирования и декора.
Изучение народных традиции, должны находит свое продолжение в культурно-досуговых мероприятиях. Это могут быть беседы и познавательные программы о родном крае, викторины « Знаешь ли ты Север?», разучивание с детьми старинных национальных игр, праздников.
Одно из важнейших условий для эффективного усвоения и быстрого и аккуратного выполнения работы - правильно организованное рабочее место. Для каждого ученика в мастерской должен быть отведен отдельный стол, а также место в шкафу для хранения инструментов. Так как для работы с мехом и кожей применяются иголки, острые ножи, скребки, обращаться с ними нужно особенно осторожно и по окончании работы класть в определенное место: -иглы в игольницы, ножи, ножницы - в специальные ящики или коробки
Каждый ученик должен иметь личный халат или фартук и нарукавники, после очередного занятия необходимо их чистить.
В мастерской должна быть аптечка.
В работе с детьми по изучению народных художественных ремесел надо учитывать следующие моменты:
- познание художественных особенностей произведений;
- объяснение их культурно- исторического смысла и ценности;
- углубление представлений о художественном образе;
- сопоставление произведения народного искусства с современными изделиями профессионального декоративно-прикладного искусства;
- художественная практика на основе эстетического освоения народного творчества и действительности;.
Все это составляет единый учебный процесс приобщения учащихся к народному творчеству, постижения ими секретов создания произведений декоративно-прикладного искусства.