12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ригина Эльвира Владимировна153
Систематически повышаю свою квалификацию, принимаю активное участие в профессиональных конкурсах. Имею Почётную грамоту Министерства Просвещения Российской федерации, Почётный «Знак признания заслуг» за заслуги в области образования.
Россия, Чукотский АО, Эгвекинот
3

Учебно-методическое пособие «Художественные особенности и нравственные уроки авторской сказки М. Горького "Воробьишко"»

Автор: Ригина Эльвира Владимировна

                                                                                   учитель начальных классов                                                                                 

                                                                                  МБОУ «СОШ п. Эгвекинот»

 

Тема: Художественные особенности и нравственные уроки авторской сказки. М. Горького «Воробьишко»

Цели урока:

Обучающие:

- вырабатывать навык осознанного чтения, навык анализа прочитанного текста;

- совершенствовать умение слушать произведение, умение читать выразительно, работать с содержанием произведения, понимать смысл использованных в тексте образных выражений;

- умение давать характеристику главным героям произведения и их поступкам;

Развивающие:

-развивать образное мышление, читательское воображение, умение прогнозировать ситуацию, умение работать в паре и в группе, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки, речь учащихся;

Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества.

Вид урока: урок ознакомления с новым материалом.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний, учащихся по теме (игра «Доскажи словечко»)

3. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте имя автора (слайд: портрет). Что вы знаете об этом авторе?

- Прочитайте название произведения. По названию произведения спрогнозируйте, о ком будет это произведение? Как вы думаете, это тема текста или основная мысль? Почему произведение именно так названо? К этому вопросу мы вернёмся, когда прочитаем содержание произведения.

4. Работа по теме урока

1. Словарная работа (слайд: чересчур – слишком; чванятся – гордятся; чадо- ребенок; чин – порядок, обычай; растопырил крылья – неуклюже раздвинул в стороны; дыбом перья – торчком, поднявши вверх; благополучно – удачно, успешно; наличник –накладная планка вокруг двери или окна (иллюстрация).

2. Знакомство с текстом

а) Чтение отрывка от слов «У воробьев совсем так же, как у людей» до слов «а молодежь – живет своим умом».

- Как вы понимаете смысл последней фразы? Что значит «живёт своим умом»?

- Как изображает автор жизнь воробьёв? (как у людей). Эту фразу я запишу на доске.

- Продолжайте читать (Жил-был…).

- О чём может говорить такая фраза «Жил-был»? (так начинаются сказки). Какой это жанр? (авторская сказка).

б) Чтение отрывка вслух от слов «Жил-был…» до слов «…и годится ли он для него».

- Кто главный герой данного литературного произведения? Какой он был? Почему именно желторотый? лайд: желторотый воробей).

- Прочитайте слова, которые доказывают, что он был маленький (Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал). Эту фразу я запишу на доске.

- Покажите, как машут крылышками птенцы.

- Я считаю, что он ещё ничего не знал об окружающей жизни. Согласны вы со мной или не согласны, найдите в тексте этому подтверждение (и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать – что такое божий мир и годится ли он для него?).

в) Чтение отрывка вслух от слов «Что, что?» до слов «…Чив, чив!».

- Какой звук повторяется чаще других в диалоге воробьёв? Делает ли автор это умышленно и зачем? Как называется литературный приём, когда автор целенаправленно часто использует какой- либо звук? (звукоподражание). Послушайте чириканье воробьёв (аудиозапись чириканья воробьёв).

г) Чтение вслух отрывка «И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.

- Чадо, чадо, – беспокоилась мать, – смотри – чебурахнешься!

- Кто может объяснить смысл слова «чебурахнуться»?

3. Работа с толковым словарём (чебурахнуться- грохнуться, шлепнуться, упасть с шумом).

4. Знакомство с текстом

а) Чтение отрывка от слов «Чем, чем? – спрашивал Пудик…» до слов «…он любил объяснять всё по-своему».

- Прочитайте фразу, которая говорит о том, как относился Пудик к словам матери (Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил). Эту фразу я запишу на доске.

- Как вы думаете, нравился ли Пудику окружающий мир? Почему он думал по-другому?

- У вас уже должен сформироваться образ героя. Подберите эпитеты. Он был какой?

(слайд: несмышлёный, неопытный, взрослый, эгоистичный, умный, самонадеянный, неосмотрительный).

- Какие эпитеты не подходят для характеристики главного героя? (взрослый, умный).

б) Чтение отрывка от слов «Идет мимо бани мужик, машет руками…» до слов «…это плохо кончится».

В этой части сказки происходит перелом сюжета. Прочитайте предложение, которое говорит, что сейчас что-то произойдёт (Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится). Эту фразу я запишу на доске. Спрогнозируйте, что может произойти дальше?

в) Чтение отрывка от слов «Он сидел на самом краю гнезда…» до слов «…что мама осталась без хвоста».

- Подтвердилось ли ваше предположение? Можно ли сказать, что она закончилась хорошо? Почему пострадала мать? (она защищала своего ребёнка).

5. Выстраивание системы образов (кластер). Работа на интерактивной доске.

- За основу берём круги. Кто главный герой? Назовите второстепенных героев (мама, папа, кошка). По ходу развития событий между героями выстраивались взаимоотношения. Их тоже нужно зафиксировать взаимообратными стрелками. Как мама относится к пудику? (любит, заботится, опекает). Как Пудик относится к маме? (не слушает, не доверяет). Как папа относится к Пудику? (любит, заботится, опекает). Пудик как относится к папе? (не слушает, не доверяет). Как кошка отреагировала на Пудика? (угрожала). Что грозило Пудику? (смерть).

- в сказке есть ещё один незримый герой. Кто? (автор). Как автор относился к своему герою? (по-доброму, так как называет ласковым именем Пудик, ему нравится его любознательность, талант – Пудик сам пишет стихи).

- Вы так много уже сказали о Пудике, о его положительных чертах и отрицательных, можете ли вы сейчас объяснить название сказки «Воробьишко»? Какой смысл автор вложил в это слово? На что указывает суффикс -ишк-? уффикс «ишк», придает слову уменьшительное и, в то же время, пренебрежительное значение, неодобрение и осуждающее отношение к чему-либо).

Значит, уже в самом заглавии сказки мы можем увидеть скрытый смысл. Какой? (автор осуждает главного героя за его характер и необдуманные, легкомысленные поступки и, в то же время, автор любит воробышка, жалеет его, показывает маленьким, глупеньким, по неопытности). Выбор такого названия для произведения не случаен. Он подчёркивает отношение автора к данному герою.

- Опираясь на систему образов, скажите, ситуация, в которую попал главный герой, была предсказуема? Почему? (Пудик не слушал родителей, не доверял им).

- Прочитайте фразы, которые написаны на доске. Опираясь на эти фразы, сделайте вывод: какова главная мысль этого произведения? Чему это произведение учит? одителей надо слушаться и доверять им, родители плохого не посоветуют, нет ничего сильнее любви матери).

- В конце литературного произведения автор поставил многоточие. Почему? (Пудик будет расти и будет ошибаться). Какая фраза Пудика это подтверждает? (Ну что ж! – сказал Пудик. – Всему сразу не научишься!).

- И многоточие как раз об этом и говорит, что только через собственные ошибки можно научиться не делать необдуманных шагов, которые могут привести к большим неприятностям.

5. Закрепление изученного

1. Работа в парах. Определение последовательности событий (карточки).

2. Преобразование прочитанного текста в таблицу (карточки).

3. Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией (карточки).

6. Рефлексия. Составление синквейна

1. Работа в группах (Воробьишко. Маленький, глупый. Сидит, распевает, вывалился. Воробьишко вывалился из гнезда. Птенец).

7. Домашнее задание

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.