Занятие на тему стихотворений о зиме «И вот сама идёт волшебница зима»

1
0
Материал опубликован 17 December 2015

И вот сама идет волшебница зима

Устный журнал

Тема: стихотворения о зиме

Цель:

Создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических ,живописных и музыкальных произведений искусства. Совершенствование навыков выразительного чтения. развитие наглядно-образного мышления, воображения, устной речи, творческих способностей

Оборудование

Репродукция картины К. Юона «Зима»; аудиозапись пьесы П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»,художественные фотографии зимних пейзажей, гирлянды из снежинок, рисунки детей, плакат « и вот сама идет волшебница зима»; магнитофон

Ход занятия

Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. Сегодня на уроке мы создадим свою сказку и посвятим её волшебнице- зиме. Помогут нам в этом поэты, художники, композиторы, наше воображение и фантазия.

Нередко сказки состоят из нескольких частей или глав, так же будет и у нас. Первую главу мы посвятим поэзии

Ученики читают стихи о зиме и говорят о том, что в этих стихах произвело на них особое впечатление

1 ученик.

Я хочу прочитать стихотворение И.С. Никитина «Встреча зимы». Здесь раскрывается волшебная сила зимы. Поэт радуется, что на смену дождливой, угрюмой осени пришла зима и преобразила природу. Ушли грусть, печаль, сердце наполняется счастьем, восторгом

Встреча зимы

Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река.

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!

2 ученик

Стихотворение, которое я буду читать тоже посвящено приходу зимы. В нем есть строчка которая дала название нашему уроку « И вот сама идет волшебница- зима» Это отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Вот север, тучи нагоняя, 
Дохнул, завыл – и вот сама 
Идет волшебница-зима, 
Пришла, рассыпалась; клоками 
Повисла на суках дубов, 
Легла волнистыми коврами 
Среди полей вокруг холмов. 
Брега с недвижною рекою 
Сравняла пухлой пеленою; 
Блеснул мороз, и рады мы 
Проказам матушки-зимы.

3 ученик

А вот Федор Иванович Тютчев называет зиму чародейкой. Послушайте и представьте себе лес, который спит волшебным сном, околдованный чарами зимы. Это уже настоящая сказка, и мы легко можем в ней оказаться, если посетим зимний лес.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

4 ученик

Зимой бывают вьюги, метели, бураны, и в воображении поэтов они становятся живыми существами. Это произошло и в стихотворении «Метель»

Кружится и хохочет 
Метель под Новый год. 
Снег опуститься хочет, 
А ветер не дает. 
И весело деревьям, 
И каждому кусту, 
Снежинки, как смешинки, 
Танцуют на лету.

5 ученик

У волшебницы- зимы много слуг, которые исполняют все её желания. Они тоже сильные, могучие. Таким предстает Мороз-воевода у поэта Н.А.Некрасова

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет — по деревьям шагает,
 
Трещит по замерзлой воде, 
И яркое солнце играет 
В косматой его бороде.

6 ученик

Мне хотелось найти стихотворение о зиме, которое нашим ребятам незнакомо. Послушайте стихотворение В.Субботина и представьте изображенную им картину зимы.

И валит, и валит, и валит...
Какая, гляди, кутерьма!
А что, если за день, за два ли
По крыши укроет дома?
Всё то же движенье снежинок!
Как враз потемнело у нас!
Должно быть, такая картина
По всей по России сейчас.
И так же легко и без шума
Зима свой справляет приход:
И шубу кидает на шубу,
И шапку на шапку кладёт.

Учитель.

Следующая глава музыкальная. Она посвящена пьесе П.И. Чайковского «на тройке» из цикла «Времена года». П.И. Чайковский в пьесе «На тройке» музыкальными средствами передал стремительный бег коней и восторженные чувства людей, несущихся на тройке по заснеженным равнинам.

Прослушивание пьесы П.И.Чайковского

После прослушивания пьесы дети делятся впечатлениями . Учитель обобщает и дополняет их.

Учитель.

Красота зимней природы вдохновляла не только композиторов и поэтов, но и художников.

Третья глава нашей сказки посвящена картине К. Юона «Зима»

Вниманию детей предлагается репродукция картины .

Учитель.

Посмотрите на репродукцию картины К. Юона «Зима» и скажите, есть ли у вас ощущение, что вы попали в сказку?

Ученики делятся своим впечатлениями о картине,

Учитель. Последняя глава сказки называется « Остановись, мгновение.» Перед вами художественные фотографии, на которых удалось остановить мгновение, запечатлев на снимках чудесные картины зимней природы. Выберите снимок, который вам покажется наиболее интересным и опишите его.

Дети выполняют работу, после выполнения зачитываются несколько сочинений-миниатюр.

Учитель.

Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы еще не раз встретитесь с ней побывав в зимнем парке, в лесу, или просто гуляя на улице. Посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуйтесь легким полетом снежинок, серебристым инеем. И тогда возможно и вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы посредством слова, красок, музыки или же снять на фото мгновение.

Желаю успеха!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.