Методические рекомендации на тему «Игры для создания благоприятной психологической среды в группе детского сада»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 318».
«Игры для создания благоприятной психологической среды в группе детского сада»
Воспитатель Горбачева Жанна Константиновна
Нижний Новгород, 2024г.
Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это теплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность. Одним из важнейших направлений в работе педагогов является создание для детей комфортного психологического климата. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым.
Цель создания психологического комфорта детей в группе: сохранение психологического здоровья каждого ребенка и развития его личности.
Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, у него нет необходимости защищаться. Мы можем говорить, что ребёнку комфортно в группе, если ребенку эмоционально хорошо, когда он приходит в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно почти не меняется; когда деятельность его успешна или же переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих; когда отсутствует переживание опасности со стороны окружения; когда есть друзья, с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес; когда к ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие.
Психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой в группе детского сада, и зависит от характера взаимоотношений со взрослыми.
Психологический климат в группе не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой группы, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.
Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка
Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
1) Отношениями между воспитателем и детьми;
2) Отношениями между самими детьми;
3) Отношениями между воспитателями;
4) Отношениями между воспитателями и родителями.
Так же большое значение имеет предметно-пространственная среда, созданная для психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду.
Сейчас я хочу поделятся интересными идеями создания благоприятной психологической среды в группе.
В своей работе с детьми я очень часто сталкиваюсь с неумением детей решать свои конфликтные ситуации, ссоры. Они бегут к воспитателю с жалобами, проявляют излишнюю агрессивность или наоборот, плаксивость при возникновении проблемных ситуаций с другими детьми.
Коробочка примирения
Коробочка примирения, которую мы еще с детьми называем «Давайте жить дружно» очень помогает мне в работе.
Цель пособия: обучение детей бесконфликтному общению.
Эту игру можно использовать не только для примирения, но также для решения образовательных задач (развивает речь, память, знакомство с окружающим миром и т.д.) и в самостоятельной деятельности детей. К данной игре у меня есть картотека стихов-мирилок.
Зайка-встречайка
Эта игрушка-марионетка. Она встречает детей, помогая преодолевать отрицательные эмоции, страх, напряжение при расставании малыша с мамой. Ведь не всегда ребята приходят в садик с хорошим, бодрым настроением.
Цель игрушки: отвлечь ребенка от переживаний во время расставания с родителями, снятие эмоционального напряжения.
Следочки
Также с целью создания условий для легкого расставания с родителями и завлечения ребенка в группу мы наклеили яркие следочки, которые вызывают положительные эмоции у детей. По следочкам дети проходят в группу.
Волшебные очки
Цель: повышение самооценки, положительного образа себя, развитие коммуникативных навыков.
Дети встают в круг. Внутри круга – пространство волшебное и загадочное. Попадая туда, человек становится самым славным, чудесным и милым. Он заслуживает комплиментов. Водящий говорит ему глядя в глаза, от души искренние добрые, ласковые слова о нем самом, признает у него только достоинства и успехи. Помогают ему в этом «Волшебные очки», которые он получает от ребенка, стоящего внутри круга.
Веселые ладошки
Невербальное приветствие
Цель пособия: преодоления барьера в общении, снижение эмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков.
Детям предлагается выбрать ладошку, на которой указан способ приветствия (подари улыбку, посмейся, поздоровайся кулачком в кулачок, помаши рукой, пожми руку, дай пять, потанцуй, обними) и найти в группе ребенка с точно такой же ладошкой и поздороваться указанным способом.
Много лет работая с детьми мы все знаем, что дети очень часто обижаются друг на друга, и не один раз в день. Находясь долго в состоянии обиды, злости, подавленности ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Необходимо выводить детей из этого состояния.
«Мирилки».
Цель: научить детей бесконфликтному общению.
«Мирилки» помогают сосредоточить внимание детей на сверстнике, самостоятельно помириться после ссоры, также развивают навыки вербального и невербального общения, стимулируют создание доброжелательной атмосферы в группе.
«Мирилки» расположены в доступном для детей месте. Поссорившиеся дети в любой момент могут подойти к ней и рассказать друг другу, как и из – за чего у них произошла ссора. Дети протягивают ручки в отверстия, смотрят друг на друга в окошечко и вместе проговаривают мирилку.
«Доска настроения»
Цель: определение эмоционального состояния каждого ребенка в группе, выделение детей, которым необходима эмоциональная поддержка.
Рассказ об экране.
Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение.
Далее воспитателем проводится работа по выяснению причин положительного или отрицательного эмоционального состояния и планирование работы по устранению отрицательных воздействий.
«Грустный стульчик»
Цель: повышение настроения, снятие эмоциональной нагрузки.
Ребенок, у которого испортилось настроение, может сесть на стульчик, на котором лежит игрушка – антистресс, ее можно помять и обнять. Эта игрушка приятная в расцветке, мягкая, вызывают приятные тактильные ощущения.
Воспитатель видит расстроенного ребенка и так же оказывает ему поддержку.
«Стульчик гнева»
Цель: снятие агрессии.
Помогает выплеснуть накопившийся негатив при помощи антистрессовой подушки в виде кирпича, который можно «побить»
Работа по созданию элементов предметной среды способствует эмоциональному комфорту детей.