Игра «Алфавит или 33 вопроса о здоровье» (1–4 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
Г.ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИГРА «АЛФАВИТ ИЛИ 33 ВОПРОСА О ЗДОРОВЬЕ»
( методическая разработка открытого занятия).
Автор-составитель: НАВРОЗАШВИЛИ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА-
педагог дополнительного образования.
г. Вязьма
Смоленская область
2017 год
Аннотация к занятию в объединении «Окружающий мир» на тему:
игра «Алфавит или 33 вопроса о здоровье»
Мною представлено занятие для учащихся 1-4 классов на тему: игра «Алфавит или 33 вопроса о здоровье». Цель занятия – обобщить знания детей о здоровом образе жизни, развивать внимание и интерес к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.
Основные задачи занятия - расширить знания детей о здоровье; развить познавательный интерес, память, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать; воспитать чувство творчества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.
Занятие проводится в форме игры. Учащиеся делятся на две команды и на выбранную букву алфавита дети отгадывают загадки, выполняют задания.
В конце игры подводятся итоги и оглашаются «Золотые правила здоровья».
Разработка такого занятия требует большой затраты сил, энергии и времени, но с лихвой окупается позитивной мотивацией и интересом учащихся к учебно - познавательной деятельности. Оболочка занятия проста и понятна и мне очень хочется надеяться, что разработанное мной занятие будет востребовано педагогами дополнительного образования, учителями биологи.
Тема: Игра «Алфавит или 33 вопроса о здоровье»
Класс: 1-4
Цель: обобщить знания детей о здоровом образе жизни, развивать внимание и интерес к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе PowerPoint, мыло в коробке, баночки с крупами, кроссворд «Овощи — фрукты», жетоны, плакаты о здоровом образе жизни.
Ход занятия: Главное в жизни - это здоровье! С детства попробуйте это понять! Главная ценность - это здоровье! Его не купить, но легко потерять. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни.
О здоровье!
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья —
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать —
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться —
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты -
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!
Правила игры.
Ребята делятся на 2 команды и придумывают названия своим командам, выбирают капитана.
Детям нужно ответить на 33 вопроса о здоровье. Буквы алфавита выделенные синим цветом несут в себе вопросы о здоровье, ответ на которые будет начинаться на ту букву, которую выбрала команда. А вот буквы выделенные красным цветом, содержат в себе задания, которые необходимо будет выполнить обеим командам, независимо какая команда выбрала эту букву.
В середине игры проводится физкультминутка.
За тучку солнце спряталось
На целую минутку,
А мы все дружно проведем
Свою физкультминутку.
В ладоши мы похлопаем
И чуть-чуть потопаем.
Раз - присели, два - привстали,
Три - нагнулись и достали
Правою рукой носок,
Ну а левой - потолок.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок,
Прямо спину ты держи,
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз и за парту вновь садись.
Приложение №2.
Вопросы для игры.
Приложение №1.
А
Место для хранения лекарственных препаратов (аптечка).
Поднимите руки те, у кого дома ест аптечка. Почти у всех. Вспомните, что в ней находится. Разрешают ли вам родители пользоваться аптечкой самостоятельно. Почему?
Б
Под мостом – мостищем,
Под соболем – соболищем
Два соболька разыгрались. (брови)
Зачем нужны человеку брови?
В
На одной горе много травы,
Да скот эту траву не ест. (волосы)
Г
Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видят. (глаза)
С помощью глаз человек воспринимает различные цвета и оттенки, свет, тьму. Интересный случай произошёл с русским солдатом. Он в течение 9 лет оставался в тёмном подземелье Брестской крепости. У него было достаточное количество продовольствия и воды. Но свечей и спичек хватило только на 4 года. 5 лет полной темноты. Отвыкнув от света, человек ослеп.
Сделаем несколько упражнений для улучшения зрения:
Смотреть на палец вытянутой руки, приближая её к носу;
Смотреть зрачками вправо-влево-вверх-вниз-на кончик носа;
Зажмурить глаза 5-7 раз
Упражнения проводит учащийся.
Приложение №2.
Д
Предмет, который годится для наложения шины при переломе. (доска)
Е
Задание: «В этой коробке лежит какой-то предмет гигиены, который нам очень полезен». Какой команде удастся угадать, что лежит в коробке, та и получит жетон. (мыло)
Ё
Задание: «Кашка-малашка».
Быстро и правильно определить название каждой крупы.
Рассказать, как сварить любимую кашу.
Каша – исконно русское блюдо. Самые древние каши – пшенная, манная, овсяная, каша с тыквой, каша с изюмом, каша со свеклой и курагой…
Вкусно! Каши – очень полезное блюдо, недаром в народе про хилых людей говорят: «…мало каши ел!».
В старину существовал обычай – в знак примирения с врагом сварить кашу.
С тех пор про несговорчивых людей говорят: «- с ним каши не сваришь!»
Приложение №3.
Ж
Висит мешочек небольшой
То полный, то пустой.
В него вагончики бегут,
Пищу, жидкости несут.
Кипит работа целый день,
Нам помогать ему не лень.
Готовит пищу, нас питает,
А что не нужно – выгоняет. (желудок)
Почему у людей с плохими зубами и у тех, кто неправильно принимает пищу (плохо пережевывает пищу), очень часто встречается заболевания желудка?
З
Отворю я хлевец,
Выпущу стадо белых овец. (зубы)
У человека обнаружили болезнь почек, а врач рекомендует ему лечить зубы. Объясните, чем вызвана данная рекомендация врача?
И
Невосприимчивость к болезни. (иммунитет)
Й
Задание: Отгадать кроссворд «Овощи -Фрукты». Вписать в пустые клетки по горизонтали — фрукты, по вертикали — овощи.
Ответы: 1. Яблоко, 2. Капуста, 3. Репа, 4. Кабачок, 5. Банан, 6. Слива, 7. Лук, 8. Груша, 9. Свёкла, 10. Киви, 11. Ананас.
К
Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу.
Пот наружу выделяю,
Температурой тела руковожу. (кожа)
В 1646 году в Италии в роскошном замке миланского герцога состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик». Тело мальчика было покрыто золотой краской. Забава знатных господ стала роковой для ребёнка. Он был забыт и всю ночь простоял на каменном полу. Вскоре мальчик тяжело заболел и умер. Почему? (раздражение кожи краской вызвало резкое расширение кожных кровеносных сосудов, мальчик потерял много тепла, температура его тела понизилась).
Знаете ли вы, что во время мытья с кожи удаляются до 1,5 млрд. микробов.
Л
У какого дерева голова внизу,
А говорящий корень вверху? (лёгкие)
М
Он всё запоминает,
Смотреть, слушать, говорить.
Видеть помогает,
Работой всего нашего организма управляет. (мозг)
Ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а …мозг!» Объясните, почему?
Н
Вот гора, а у горы – две глубокие норы.
В этих норах ветер бродит,
То заходит, то выходит.(нос)
Назвать правила гигиены и безопасности.
Нельзя ковырять в носу острым предметом
Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
При насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя. Это может привести к заболеванию уха.
Нельзя пользоваться чужим носовым платком. Носовой платок должен быть личным для каждого ребенка.
Рассказывает учащийся.
Существует множество выражений со словом «нос»: «не суй нос в чужой вопрос»; «Водить за нос»; «Не видеть дальше своего носа»; «Заруби себе на носу». А что умеет нос? Почему необходимо дышать через нос?
О
Попадание ядовитых веществ в организм. (отравление)
П
У двух матерей по пять сыновей
И одно имя всем. (пальцы)
Р
Яма с красными краями.
Неподвижно в этой яме
Два ряда над рядом ряд
Колья белые стоят. (рот)
С
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (сердце)
Знаете ли вы, что сердце каждый день делает 12 тыс. ударов , и когда ты спишь, и когда бодрствуешь. Ежедневно оно прогоняет 3 литра крови через все ткани и органы по 3 тыс. раз. Физические упражнения укрепляют мышцы рук и ног, делают их сильными. Ну а поскольку сердце тоже мышца, то регулярные занятия физкультурой и подвижные игры укрепляют его.
Т
Задание: Рецепты Айболита.
«Приготовь» блюдо из данных продуктов.
1 команда.
ВИНЕГРЕТ
Картофель, капуста, свекла, соленый огурец, морковь, лук, растительное масло, колбаса, соль
2 команда.
БОРЩ
Мясо, капуста, свекла, морковь, лук, макароны, картофель, соль
Убери лишний продукт из рецепта.
У
У одной головы два братца
По разные стороны сидят,
А ничего не видят и не говорят. (уши)
Назвать правила профилактики заболеваний органов слуха.
Ничего не засовывать в ухо.
Если почувствовал боль в ухе или стал плохо слышать, необходимо обратиться к врачу.
Не кричать громко и не слушать громкую музыку в наушниках.
При разговоре смотреть на собеседника, так слышно ему и не придется повышать голос.
При чтении книги не слушать радио.
Избегать простуды.
Защищать уши от сильного ветра.
Сильно не сморкаться.
Рассказывает учащийся.
А как могут общаться люди, потерявшие слух? (с помощью эмоций и жестов). Как называется такое общение? (сурдоперевод). А дикторы - сурдопереводчики. «Сурдо» означает уши.
Ф
Специалист по изготовлению лекарств (фармацевт)
Х
Задание: «Ешь правильно и лекарство не надобно».
Найди ошибку.
1 команда.
Проще жареной (пареной) репы.
2 команда.
Первый блин — колом (комом).
Ц
Наука, изучающая клеточное строение. (цитология)
Ч
Он горячий, ароматный,
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые даёт
И друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-элексир. (чай)
Знаете ли вы, что родиной чая является Китай? Китайцы тщательно скрывали секрет чая, а Россия за чай расплачивалась с Китаем мехами и золотом.
Ш
Задание: «Наш маленький театр»
Изобрази пословицу:
1 команда - Сыт – весел, а голоден – нос повесил.
2 команда - Ешь досыта, а работай до поту.
Щ
Костяная спинка,
На брюшке щетинка,
По частоколу прыгала,
Всю грязь повыгнала. (щетка зубная)
Ъ
Задание: «И что нам горе, когда пословиц море»
Береги платье снову, здоровым быть.
Чисто жить – а здоров - берегись.
Здоровьем слаб – здоровый дух
Лекарств тысяча – так и духом не герой.
В здоровом теле – а здоровье смолоду.
Болен – лечись, а здоровье одно.
Соедини начало и конец пословицы.
Приложение №3.
Ы
Задание: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
Поведение и поступки опасные для здоровья -
Поведение, требующее осторожности и осмотрительности -
Поведение и поступки, полезные для здоровья -
На слайдах показываются картинки, а дети к каждой из них поднимают соответствующие кружки.
Ь
Задание: кто дольше на одном дыхании произнесёт звук «АААААА»
Э
Это слово переводится с греческого, как «повальная болезнь». (эпидемия)
Ю
Задание: чей прыжок дальше.
Я
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (язык)
Почему говорят «язык без костей»?
Подведение итогов игры.
Награждение победителей.
И в завершении нашей игры, я хочу, чтобы все мы прочитали «Золотые правила здоровья» и запомнили их.
Приложение №4.
«ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ЗДОРОВЬЯ»
Для здоровья очень важно
Аккуратным быть, опрятным.
Чистить зубы по утрам,
Слушаться и пап и мам,
Плавать бегать и скакать,
Книжки разные читать.
Закаляться важно очень,
Физкультура, между прочим,
Сил нам много придает
Здоровым быть поможет - СПОРТ!
Витамины кушать важно,
Чтобы сильным быть, отважным,
Фрукты, овощи и каши –
Нам без них никак нельзя
Это верные друзья!
Важно очень быть веселым,
Не грустить и не хандрить.
Чтоб друзей иметь отличных
Дружелюбным нужно быть.
Лень и скуку надо гнать,
Относится к ним сурово,
Твердо дети надо знать,
Быть здоровыми – здорово!
Список использованных источников:
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007
Учебно-воспитательная работа в начальной школе – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000
Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Вып.1/авт.-сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград: Учитель, 2005
Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Вып.2/авт.-сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград: Учитель, 2005
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ИГРА НАЧИНАЕТСЯ, ВЫБИРАЕМ БУКВУ АЛФАВИТА
ОБСУЖДЕНИЕ ЗАДАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
УЧАЩИЙСЯ ПРОВОДИТ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ «КАШКА-МАЛАШКА»
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ «И ЧТО НАМ ГОРЕ – КОГДА ПОСЛОВИЦ МОРЕ»
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
ЧИТАЕМ «ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ЗДОРОВЬЯ»
ИТОГИ ИГРЫ ПОДВЕДЕНЫ