Статья «Извечный вопрос человечества, Или ещё раз о счастье»
Извечный вопрос человечества, или ещё раз о счастье
Граф Анна Родионовна,
преподаватель русского языка и литературы Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Ангарский техникум общественного питания и торговли» (ГАПОУ ИО АТОПТ), г. Ангарск
Аннотация. Статья посвящена важному философскому вопросу – пониманию счастья в традиционном и непривычном представлении. Обращается внимание на важную роль учителя в формировании правильных представлений о счастье у современной молодёжи.
Ключевые слова: счастье, представления, добродетель, ответ, удовлетворение, способ достижения
Graf Anna Rodionovna,
the teacher of Russian language and literature of State autonomous professional edicational institution of Irkutsk region «Angarsk College of Catering and Trade» (SAPEA IR), Angarsk
Immemorial question of mankind, or once again about happiness
Abstract. Article is devoted to an important philosophical question - understanding of happiness in traditional and unusual representation.
The author pays attention to an important role of a teacher in formation of the correct ideas of happiness at modern youth.
Keywords: happiness, representations, virtue, answer, satisfaction, way of achievement.
В белизне уйма оттенков. Счастье, как и весна, каждый раз меняет свой облик.
Андре Моруа
Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его.
Джордж Бернард Шоу
Существуют так называемые «вечные» вопросы, на которые нельзя дать однозначного ответа: истина и справедливость, любовь и счастье… Удивительно, что люди, столкнувшись с необходимостью ответить на вопрос, что такое счастье, каждый раз пытаются найти разные ответы. В этом можно убедиться, изучая труды мудрецов древности и наших современников: сколько мнений, споров, опровержений! И всё же в некоторых аспектах многие авторы сходятся во мнениях. Однако нельзя не отметить, что поиски разногласий и, напротив, схожих мыслей – очень трудное, но увлекательное занятие Оно заставляет ищущего задуматься и согласиться с Андре Моруа в том, что каждый из нас даст своё понимание счастья. Возможно, поиски истины в вопросе о счастье не будут бесплодными, а читающий эти страницы также задумается о том, в чём он видит своё счастье. Найти правильный ответ крайне важно в наше время, когда мы отошли от прежних, пусть и наивных, идеалов и стали обществом потребления, которое не может дать человеку осознания полноты его жизни. Это должен сделать каждый из нас, педагог же – в первую очередь, скольких людей он может сделать счастливыми и, наоборот, неудачниками…
Но вернёмся к вопросу о счастье. О предмете поисков достаточно точно сказано современным иранским философом Абузаром Эбрахимом Торкаманом: «Человеческое счастье - одно из важных понятий, которому многие мыслители стремились дать ясное определение и соответственно пытались представить счастливого человека. По своему содержанию понятие счастья кажется и ясным, и в то же время туманным и неопределенным. Ясность в том, что каждый человек может согласно своим убеждениям дать какое-то определение счастья. И вместе с тем очень трудно дать единое определение, которое могло бы служить однозначным обозначением счастья». [1]. Действительно, нелегко дать определение, но нельзя оставлять попытки сделать это.
Ещё в античные времена величайший философ Аристотель категорию счастья представлял как особое состояние удовлетворенности, которое получает человек от совершенной им добродетельной деятельности. Мораль и счастье по Аристотелю должны быть связаны между собой. Он считал, что высшего удовлетворения жизнью человек может достичь, только совершая моральные поступки. Главными условиями на пути к счастью он считал нравственное и интеллектуальное совершенствование, дружбу, здоровье и наличие внешних благ, активную гражданскую позицию.
Аристотель известен как основатель этики, вне которой нельзя понять вопрос о счастье. Для него этика в отличие от математики и физики - практическая наука. Счастье для Аристотеля - это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, не почести и успех и не богатство. Добро он связывает с обилием добродетелей, зло - с их скудостью.
Добродетелям можно научиться.. Мыслитель считал, что человеческое счастье проявляется в полноте развития способностей человека [2]. Гармоническим сочетанием всех добродетелей является справедливость. Люди, приобретавшие все человеческие добродетели и строившие жизнь в соответствии с ними, достигают процветания и счастливой жизни.
Не проходит интерес и к трудам великого римлянина Сенеки. Этические положения излагаются Сенекой почти во всех его произведениях. В них Сенека занимает главные стоические позиции: в жизни изменить ничего нельзя, следует повиноваться судьбе, можно лишь изменить свое к ней отношение и презирать невзгоды. Человек должен господствовать над своими страстями. Счастье человека состоит в его отношении к событиям и обстоятельствам: «Каждый несчастен настолько, насколько
полагает себя несчастным". Однако это не просто пассивное отношение к жизни,
равносильное бездействию. Человек должен трезво учитывать все обстоятельства и быть готовым ко всякому повороту событий, сохраняя при этом спокойствие духа, здравый смысл, мужественность, энергичность, деятельность. "Та жизнь счастлива, - говорит он, - которая согласуется с природой, а согласоваться с природой она может лишь тогда, когда человек обладает здравым умом, если дух его мужественен и энергичен, благороден, вынослив и подготовлен ко всяким обстоятельствам, если он, не впадая в тревожную мнительность, заботится об удовлетворении своих физических потребностей, если он вообще интересуется материальными сторонами жизни, не соблазняясь ни одной из них, если он умеет пользоваться дарами судьбы, не делаясь их рабом".[6].
Совершенно по-другому видел счастье бывший богослов, французский философ Жюльен Ламетри, чей труд «Анти-Сенека» был безжалостно раскритикован Д. Дидро. В этой книге Ламетри призывает людей подчиняться ощущениям и стремиться сделать их приятными, больше думать о теле, чем о душе, и доставлять ему больше удовольствий. Образ человека, нарисованного Ламетри, которому он сам стремился следовать, создал ему скандальную известность.
По Ламетри, нашу жизнь, тело, дар природы, наслаждения, к которым она призывает, надо ценить. Обладая способностью наслаждаться, каждый человек имеет все, что нужно, чтобы быть счастливым. Если он несчастен, это происходит по его собственной вине или из-за того, что он «злоупотребляет дарами природы» [4].
Чтобы быть счастливым, надо «поступать всегда так, как нравится, удовлетворять все свои желания, то есть все капризы воображения, если это не счастье, - пусть мне тогда скажут, в чем же счастье...» [4]. Хочется надеяться, что немногие из педагогов поддержат французского философа в этом призыве удовлетворять все воображаемые и реальные капризы человека: кто знает, какие воображаемые капризы у наших учеников в голове, да и некоторых взрослых…
Но, восторгаясь чувственными удовольствиями, Ламетри дает высокую оценку счастья, которое испытывают во время поиска истины. Именно умственная деятельность, научные исследования, художественное творчество отличают человека от животных. Философ подчеркивает, «насколько завоевания ума стоят выше всяких других». Ламетри не зовет предаваться любым наслаждениям тела и любой ценой избегать телесных страданий.
Польский философ Владислав Татаркевич считает, что трактатов о счастье много, но они касаются не сущности счастья, а способов его достижения, не определяют счастье как цель жизни человека. Сам Татаркевич понимает счастье как наивысшее благо. Счастье возможно без радости, удачи и совершенства. Но с ними его качество повышается. «Счастье следует определять как полное и длительное удовлетворение жизнью в целом» [7], - считает польский философ. Переживание счастья в настоящем — лишь часть счастья. Факторами счастья Татаркевич называет всё то, что может иметь положительное значение для достижения счастья.
От факторов философ отличает источники счастья. Он выделяет их 4 группы: внешние блага, добрые чувства, любимая работа, бескорыстные интересы. Источником счастья является сам факт жизни, важно не только обладание благами, но и их количество. Счастье во многом зависит от характера человека: к нему более расположены открытые, общительные люди. Для счастья необходимо быть довольным окружающим миром, его образом и структурой. Человек ожидает от мира счастья, но делает его сам, нужен настрой и деятельная позиция для преобразования мира. Для счастья человека необходимы другие люди, необходимо и счастье окружающих. Нужно содействовать чужому счастью.
Татаркевич связывает воедино счастье и совершенство: «Наши самые общие идеалы — мудреца и гения, полноты и гармонии жизни — концентрируются в идеале совершенства. Он представляет собой позитивный критерий жизни на основе объективных ценностей. Люди же мечтают о другом аналогичном идеале, также позитивном критерии жизни, но на субъективной основе: это идеал счастья. Совершенным будет тот, кто располагает всеми достоинствами, а счастливым тот, кто полностью доволен жизнью. Оба они — идеалы, которыми измеряется действительная жизнь. Однако всегда сохраняется различие между идеалом и жизнью» [7].
Французские писатели часто бывают философами, не исключение и наш современник Паскаль Брюкнер.
В книге «Вечная эйфория. Эссе о принудительном счастье» автор прослеживает развитие и извращение идеала счастья, свойственного европейской культуре после эпохи Просвещения. В эссе излагается история вопроса, как христианский культ страдания сменился в XVIII веке изнурительной погоней за земным счастьем, как постепенно это счастье сделалось обязательным атрибутом полноценного человека. Показано, как стремление к благополучию, здоровью, красоте, сексуальной привлекательности становится навязчивой идеей, порождает депрессию, лишает людей беззаботности и в итоге делает их несчастными. Брюкнер показывает современный мир, в котором господствуют посредственность и пошлость. Писатель признаёт, что счастье не в деньгах, но советует не доверять тем, кто громко об этом кричит. Страдание писатель называет запретным: оно взрывает царство вечной эйфории изнутри. Рецептов французский философ не даёт, но выражает надежду на возможность разумного синтеза культа страдания и культа счастья в виде «искусства счастливо жить, признавая страдание и преодолевая его» [3].
«Счастье — божественная прихоть, оно нисходит на нас безо всякой причины, разражает внезапно, как гром фанфар. Быть может, самое большое счастье как раз то, которого мы не ждем, на которое не рассчитываем, которое случается ни с того ни с сего, оно словно сваливается с неба, нарушая привычный распорядок, и озадачивает, восхищает, ошеломляет нас» [3] - в этих словах из названного эссе и сам Паскаль Брюкнер…
Обзор представлений философов древности и нашего времени позволяет сделать вывод о том, что счастье - состояние человека, соответствующее полной внутренней удовлетворенности; это «деятельность души в полноте добродетели» [2]. Счастье характеризуется свободой души, благими намерениями, высшими благами, ценностями в деятельности человека. Правильные действия и поступки ведут к познанию прекрасного и благого в жизни.
Желание быть счастливым – естественное состояние. Счастье соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Понятие счастья не просто характеризует определенное конкретное положение или субъективное состояние человека, но и выражает представление о том, какой должна быть вся жизнь, что именно является для него блаженством. В зависимости от того, как истолковывается назначение и смысл человеческой жизни, понимается и содержание счастья.
Это понимание очень важно в наши дни, когда становится всё больше людей, не удовлетворённых жизнью, несмотря на кажущееся внешнее благополучие. Здесь нельзя не вспомнить о таком человеке, как Виктор Франкл, который, пройдя ужасы фашистских концлагерей, пришёл к очень важному выводу о том, что без высокой, благородной цели человек не может полноценно жить. Без этой цели он просто существует, что непозволительно русскому человеку, всегда отличавшемуся своим мессианским отношением к миру. Без высокой цели нельзя и современному учителю, в чьих руках настоящее и будущее страны. «Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеком или перед делом, именно на него возложенным, никогда не откажется от жизни. Он знает, зачем существует, и поэтому найдет в себе силы вытерпеть почти любое как. [9]
Согласимся же с великими философами прошлого и настоящего от Аристотеля до Франкла в том, что счастье есть высшее, прекрасное благо, которое каждый из нас видит и определяет по-своему. По этой причине и нельзя дать единого ответа на извечный вопрос человечества о природе счастья. Но если свести все эти рассуждения к труду учителя, то честное служение своему делу и Отечеству – не так уж и мало для счастья…
Ссылки на источники
Абузар Эбрахими Торкаман, "Иран - Россия - Ислам: Время понимать друг друга. Сборник статей": Москва - Нижний Новгород, издательский дом "Медина", 2009
Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4т. Т.4. М., 1983
Брюкнер П. Вечная эйфория. Эссе о принудительном счастье. СПб., 2007
Ламетри. Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье // Ламетри Ж. О. Сочинения. М., 1976 (1983)
Остин Д. Агатон и эвдеймония в “Этике” Аристотеля // Остин Д. Три способа пролить чернила. Философские работы. М., 2006
Сенека. О счастливой жизни // Римские стоики. М., 1995 /Сенека. О блаженной жизни // Сенека. Философские трактаты. СПб., 2001/
Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981
Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.: ил.- ISBN 5-01-001606-0.