Игры для обогащения словарного запаса «Назови одним словом»
Игры для обогащения словарного запаса
«Назови одним словом»
Цель: учить обобщению.
Машинка, кукла, пирамидка – что это? – игрушки.
Яблоко, груша, банан – что это – фрукты.
«Кто быстрее?»
Цель: учить классификации.
Какие игрушки ты знаешь? – кубик, мишка, неваляшка.
Какие фрукты ты знаешь? – апельсин, мандарин, хурма, лимон.
«Подбери слово-признак, слово-действие»
Цель: учить подбирать прилагательные и глаголы.
Кукла какая? – большая, нарядная, красивая, пластмассовая.
Лимон какой? – желтый, овальный, кислый, сочный, ароматный.
Что можно делать с куклой? – играть, одевать, раздевать, укладывать спать, дарить, мыть.
Лимон что может делать? что с ним можно делать? – расти, зреть, поспевать, лежать, плавать; нюхать, есть, резать, чистить, выжимать, делить.
«Скажи наоборот»
Цель: упражнять в подборе антонимов.
Грузовик тяжёлый, а мяч лёгкий.
Банан мягкий, а яблоко твёрдое.
Башня высокая, а домик низкий.
Дорога широкая, а тропинка узкая.
Снег холодный, а утюг горячий.
Развитие навыков словообразования.
«Назови ласково»
Цель: упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Кукла – куколка
Машина – машинка
Пирамида – пирамидка
Апельсин – апельсинчик
Мандарин – мандаринчик
Банан – бананчик
Стул – стульчик.
«Из чего – какой?»
Мишка из плюша – плюшевый
Мяч из резины – резиновый
Кубик из пластмассы – пластмассовый
Стол из дерева – деревянный
Стакан из стекла – стеклянный
Развитие наыков словоизменения.
«Один – много»
Цель: упражнять детей в правильном употреблении существительных множественного числа.
Кукла – куклы
Кубик – кубики
Мишка – мишки
Стул – стулья
Дерево – деревья
Банан – бананы
Лимон – лимоны
«Считай и называй»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными.
Считаем.
Один кубик, два, кубика, три кубика, четыре кубика, пять кубиков.
Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.
Один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев.
Развитие связной речи
«Опиши игрушку»
Ребёнку предлагают рассмотреть игрушку (слон) и рассказать, какая она.
Какого цвета слон? – Слон серого цвета.
Какого слон размера? – Слон большой.
Назови части тела слона. – У слона есть голова, большие уши, длинный хобот, туловище, четыре ноги, хвост.
Из чего сделан слон, из какого материала? – Слон сделан из пластмассы.
Во что одет слон? – Слон одет в синий комбинезон, на ногах у него полосатые ботинки.
Затем взрослый просит ребёнка повторить свой рассказ самостоятельно. Подобным образом можно описывать любые предметы.