Статья «Обогащение словарного запаса детей с общим нарушением речи»
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
Мишустина Е.А.
МБДОУ «Детский сад «Родничок», г. Тамбов
В современном обществе проблема детей с ограниченными возможностями здоровья, а в частности детей с общим недоразвитием речи, остается одной из основных, так как число детей с нарушением не уменьшается, а растет. Это связано не только с неблагоприятными условиями среды, но и с социальными факторами.
Изучением обогащения словарного запаса детей с общим недоразвитием речи занимались такие деятели, как: Е.А. Аркина, Г.Е. Гвоздева, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и другие.
В исследованиях Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других отечественных ученых отмечается, что у детей с ОНР наблюдаются трудности в усвоение лексических закономерностей родного языка, объем словарного запаса резко отстает от нормы, количество обще употребляемых слов ограниченно.
В работах Т.В.Тумановой указывается, что дошкольники с общим недоразвитием речи, в отличие от своих сверстников, испытывают значительные трудности в овладении первичными словообразовательными операциями. Если у детей с нормой формирование навыков и умений происходит в рамках дошкольного возраста, то у дошкольников с общим недоразвитием речи они оказываются фактически несформированными вследствие того, что не происходит спонтанного овладения знаковыми операциями на уровне морфемы.
В исследованиях Л.В.Лопатиной отмечалось, что не сформированность большинства компонентов функциональной речевой системы, многих языковых процессов: бедность словаря и трудность актуализации его в экспрессивной речи; редко употребляющие слова заменяются другими; ошибочно используются слова обобщающего значения. Неправильное использование слов антонимов обусловлено недостаточностью осознания парадигматических пар, в основе которых лежит элемент отрицания.
Понятие «общее недоразвитие речи» или ОНР употребляется к детям с тяжелыми нарушениями речи, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам, при сохранном слухе и интеллекте.
Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза) дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психологических особенностей, которые затрудняют формирование речевой деятельности и требуют целенаправленной коррекции.
Для детей с ОНР характерна стереотипность и шаблонность подбора слов, индивидуальная неразличимость высказываний. Обращает на себя внимание скудность информации, заложенной в предложениях. В игровой ситуации у дошкольников с недоразвитием речи лексическая недостаточность проявляется в бедности и недифференцированности словарного запаса, недостаточности глагольного словаря, заменах слов по сходству объектов, неправильном употреблении или незнании отдельных слов. Эти особенности проявляются с различной степенью выраженности и препятствуют полноценному общению. Логопедическая работа по расширению объема словаря включает уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словаре, актуализацию их в речи, знакомство с новыми словами.
Таким образом, наличие специфических ошибок в ответах детей с ОНР обусловлено ограниченностью словарного запаса, недостаточным пониманием значения слова, трудностями актуализации слова, недостаточной заторможенностью звуковых ассоциативных связей слова, неумением выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, недостаточным осознанием поставленной задачи. Для эффективной коррекционной работы необходимо подобрать лексические темы и картинный материал к ним. Работа, направленная на обогащение словарного запаса должна проводиться не только на занятиях с логопедом, но и в течение дня, обязательно надо привлекать родителей. Воспитатель, специалисты и логопед подбирают одну лексическую тему и отрабатывают ее на всех занятиях, тем самым закрепляя полученные знания.
Работа над лексикой ведется по следующим направлениям: расширение объёма понимаемой речи; расширение активного словарного запаса; овладение двух - четырехсложным предложением.
Материалом для обогащения речи детей служит окружающая действительность, изучение которой происходит на основе тематического цикла. Уточняются и накапливаются конкретные понятия, формируется предметная соотнесённость слова, выделение и называние действий, признаков. Продолжается обучение понимания речи: различать слова близкие по звучанию, но разные по смыслу; обобщать слова по обобщающим признакам. Работа над словом ведется по уточнению, расширению и активизации словарного запаса, имеющегося у детей. Используются приёмы словоизменения и словообразования.
При работе над словом идёт обогащение словаря с помощью слов антонимов. И ведётся работа над фразой. Развитие элементарных форм устной речи предусматривает практическое употребление предложений, содержащих несколько слов.
Полноценная речь ребёнка, имеющего общее недоразвитие речи, может быть развита только при целенаправленной коррекционной работе.
Литература
1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» - М., «Просвещение», 1990.
2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников» - СПБ «Союз», 1999.
3. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит» - СПб.: «Детство-пресс», 1999.
Светлана Николаевна Медведева
Виктор Мишустин
Адамова Нарема Семедовна
Ильина Оксана Геннадьевна