12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лютина Любовь Александровна177
2

Статья «Игровые технологии в процессе обучения младших школьников»

Игровые технологии в процессе обучения младших школьников

 

Развитие образования ставит все более масштабные задачи по овладению знаниями и получению умений и навыков, необходимых для адаптации выпускников школ к жизни в современном информационном обществе, что требует повышения результативности обучения и характеризуется поиском нового в педагогической теории и практике. Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО) установлены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, «освоение обучающимися технологий командной работы на основе их личного вклада в решение общих задач, осознание ими личной ответственности, объективной оценки своих и командных возможностей», способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД [6]. Достижение этих результатов возможно при организации активной деятельности обучающихся во время освоения учебной дисциплины.

Современный процесс обучения должен быть ориентирован на развитие способностей человека и учитывать внутренние процессы, вызываемые у ребенка учебной деятельностью. На фоне гуманизации образования происходит поиск и выбор новых способов и форм повышения эффективности обучения. К средствам реализации поставленных целей может быть отнесена дидактическая игра, характеризующаяся «эмоциональной приподнятостью деятельности» и «состязательностью», которая способствует повышению активности детей на уроке и увеличению их уровня знаний [4 с. 141].

Изучением роли игры в процессе развития обучаемого занимались Д.Б. Эльконин, Г.В. Плеханов, А.Н. Леонтьев, Н.К. Крупская, Л.С. Выготский и др. Под игровой технологией обучения понимается система взаимосвязанных игровых приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса и взаимодействия педагога и учащихся, объединенная единой концептуальной основой (сюжетом), целями и задачами образования, включенными в игры, которая образует заданную совокупность условий для образования детей.

Игра является не только обязательным «структурным элементом» детства каждого ребенка, но и частью социально-педагогической системы, предназначенной для подготовки детей к будущей жизни в мире взрослых. Для нормального социально-культурного развития ребенку необходимо участвовать в совместной деятельности со сверстниками. Игровые занятия позволяют удовлетворить потребность маленького человека в общении, а также способствует формированию доброжелательной атмосферы в детском коллективе.

Нельзя недооценить вклад игровой деятельности в процесс социализации детей.

«Социализация – это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе» [2].

Социализация длится на протяжении всей жизни человека и предполагает его взаимодействие с новыми условиями, влияющими на его развитие, знакомство с открытиями и достижениями человечества. Игра способствует подготовке будущих членов общества и, тем самым, играет важнейшую роль в данном процессе.

Феномен игры состоит в следующем: дети включаются в деятельность не для достижения явного результата, а для получения удовольствия от самого процесса игры. Затем появляются особые правила, соблюдение которых становится целью; игра обретает сюжетность. И лишь в более старшем возрасте целью является разрешение проблемной ситуации, требующее использования уже имеющихся знаний и поиска нового. При этом приобретается опыт, формируются определенные навыки и происходит осознание ребенком своих действий. Таким образом, игра может выступать в роли педагогического инструмента, способного приобщить человека к новому виду деятельности. Этот фактор применяется в процессе обучения в качестве педагогической технологии изучения учебного материала.

Авторы по-разному подходят к определению понятия «дидактическая игра».

Так по мнению В.Н. Кругликова «дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения» [3, с. 231].

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» Бим-Бада дано следующее определение дидактических игр: «специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры» [1].

Сущность данного понятия можно определить следующим образом: это вид специально организованных игр, направленных на эффективное решение педагогических задач.

Технология игрового обучения состоит из игровых задач, предполагает формирование эмоционального настроя на участие в игре, а также особого «игрового» состояния, поддерживаемого творческой атмосферой, определение правил, организующих поведение обучающихся и наличие результата, как для педагогов, так и для учеников, она «создает оптимальные условия для проблемизации обучения, применения полученных знаний» [5, с. 101].

Для успешного усвоения школьниками учебного материала использование данной технологии на уроке требует соблюдения определенных правил.

Во-первых, любая игра предполагает активность и самостоятельность участников, а также имеет дух соперничества, побуждающий к победе.

Во-вторых, для того чтобы достичь результата необходима сплоченность командных действий. «Главная ценность игры и ее специфическое значение состоят в том, что она представляет коллективную деятельность и, следовательно, учит общественным отношениям» [7, с. 193].

В-третьих, действие игры реализуется в свойственной ей особой реальности, которую нужно смоделировать. При этом время в этой реальности динамично и не стабильно.

В-четвёртых, игра должна стимулировать познавательную активность обучающихся и обеспечивать достижение дидактических результатов.

В-пятых, действия ребенка должны быть осознанными и соответствовать правилам, игровому замыслу, т.е. игра предполагает рефлексию деятельности.

Однозначного подхода к классификации игр нет. По мнению П.Ф. Лесгафта игры делятся на имитационные и подвижные. Н.К. Крупская охарактеризовала эти группы как творческие и игры с правилами. С.Ю. Новиковой дана классификация игр на основе принципа инициативы организатора: самостоятельные детские, образовательные игры по организованные взрослым, народные игры. На наш взгляд классификация, включающая виды игр, выделяющиеся по различным признакам, отражает данные, представленные у различных авторов, и является более полной. Так, согласно характеру деятельности, рассматривают физические, интеллектуальные, социальные, психологические игры. В соответствии с характером педагогического процесса – дидактические, воспитательные, диагностические и др. По характеру игровых действий выделяют сюжетные, ролевые, деловые, спортивные и т.д. В соответствии с характером среды – аудиторные, на местности, компьютерные, телевизионные. Исходя из количества участников, рассматривают массовые, групповые и индивидуальные игры [4, с.144].

Отдельные виды игровых технологий связаны между собой. На практике чаще всего реализуется некоторая совокупность игр, которые классифицируются по разным признакам, например, массовые интеллектуальные или сюжетно-ролевые профориентационные, дидактические деловые и т.п.

«Игра всегда предполагает интерактивность», преподаватель задает тон общения в коллективе [5, с. 101]. Различные технологии обучения имеют свою специфику, но неотъемлемой частью педагогического процесса является, активное взаимодействие учителя и обучающегося, которое при использовании игрового обучения «… может строиться в системе "педагог – ученик" и "старший – младший"» [4, с. 145]. В первом случае учитель является наставником, направляющим и корректирующим деятельность детей. Такой тип осуществления деятельности наблюдается на этапах организации и разработки игрового проекта, определения его целей. Во втором случае учитель является товарищем, который призван помочь наладить отношения в коллективе. Взаимодействие в этой системе происходит во время запуска, реализации и подведения итогов игрового проекта. Таким образом, эффективность обучения повышается при установлении сотрудничества между преподавателем и школьниками, что возможно лишь в случае, когда самостоятельная деятельность учеников сочетается с организующим участием педагога. Совместная деятельность со взрослым очень значима для детей. Если учитель является непосредственным участником, обучающиеся по-настоящему вовлекаются в процесс.

Существуют определенные этапы проведения игры:

«подготовка игры» - на данном этапе формулируется главная идея, определяются цели и предполагаемые результаты, место проведения и состав участников, в соответствии с которыми будет организована игра

«ввод в игру» - предполагает эмоционально-окрашенное знакомство с правилами, которые должны быть четко сформулированы; формирование команд (групп)

«проведение игры» - процесс соревнования, который регулируется ведущим

«определение итогов игры» - происходит рефлексия деятельности участников и организаторов, оценивание достигнутых результатов [4, с. 147].

Однако, ход игры непредсказуем, каждый имеет право проявить себя – это одна из задач технологии, поэтому преподаватель должен быть готов к использованию педагогической импровизации в случае некоторого изменения учащимися направления деятельности.

Дидактическая игра имеет все характерные черты привычной детской игры и обладает следующими особенностями: заранее спланирована преподавателем и направленна на развитие нового умения (учебная цель), способности или качества; игровая задача устанавливается самостоятельно учащимися, при этом дидактическая задача и оценка результата определяются учителем и неявны для детей; учитель выступает как организатор и участник деятельности.

Игровая цель должна быть напрямую связана с целями и содержанием обучения. Содержание игровых методик включает в себя осмысление и принятие каждым участником общечеловеческих ценностей, формирование в соответствии с ними способов поведения, ощущения гармоничного взаимодействия с коллективом и обществом.

Чтобы достичь результата (победы) необходимо четко следовать инструкции. Соблюдение правил требует от детей определенных усилий. В следствие этого происходит развитие эмоционально-волевых качеств, самоконтроля. Деятельность ребенка определяется мотивом «правильности» поведения, что является основой формирования поведения человека в обществе в будущем.

Реализация игровых методов, позволяющих сделать обучение более увлекательным, возможна как на отдельных этапах урока, так и во время занятия в целом. Позитивная эмоциональная окраска процесса образования способствует росту активности ученика на уроке. Показателем эффективности обучения станет применение учеником своих знаний и умений при решении задач в новых условиях.

Как показывает практика, внедрение игровых технологий в процесс обучения способствует достижению личностных и метапредметных результатов образования в комфортных для обучающихся эмоционально-психологических условиях. Являясь для детей развлечением, в учебном процессе игра имеет четкую дидактическую цель, представленную в форме игровой задачи — получение педагогического результата. Игровая деятельность стимулирует активизацию мыслительной деятельности и воображения ребенка, является эффективным средством интенсификации обучения. Дети с удовольствием включаются в игру, принимая ее правила, что способствует организации образовательного процесса. Использование при этом компьютерных технологий позволяет преподавателям осваивать и применять новые средства обучения для обеспечения максимальной эффективности образовательного процесса.

Показателем эффективности процесса образования является применение приобретенных обучающимися знаний и умений при решении задач в новых условиях. Дидактические игры в обучении младших школьников способствуют активизации на уроке мыслительной деятельности обучающихся, раскрытию их творческого потенциала, а знакомство с историей математики позволяет глубже усвоить изученный материал.

Использование игровых технологий в образовательном процессе позволяет организовать активную познавательную деятельность обучающихся на уроке в свободной творческой форме, даёт возможность для достижения конкретных дидактических результатов, так как ориентировано на развитие тех или иных умений и навыков школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Б.М. Бим-Бад. Педагогический энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия, 2008. 528 с.

2. Большой психологический словарь. / под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2003. 811 с.

3. Кругликов, В.Н. Активное обучение в техническом вузе: Теоретико-методологический аспект тема дис. и автореф. д.п.н. СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. С. 231.

4. Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1// Образовательные технологии 2-е издание, переработанное и дополненное: учебник и практикум/ под общ. ред. Л.В. Байбородовой, А.П. Чернявской. Москва: Юрайт, 2019. С. 141-147.

5. Факторович А.А. Педагогические технологии 2-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие. Москва: Юрайт, 2019. С. 101-106.

6. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”

URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

7. Яцковец А.С. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на феномен игры// Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. С. 193.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.