Урок на тему «Имя прилагательное как часть речи» (6 класс)
Урок в 6 классе по русскому языку
Тема: Имя прилагательное как часть речи (повторение изученного в 5 классе).
Цель урока: углубить знания учащихся об имени прилагательном как части речи.
Задачи урока:
образовательные:
- углубить понятие о роли имени прилагательного в речи;
- формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных;
- определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.
развивающие:
- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте
воспитательные:
- привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи
Тип урока: урок повторения пройденного
Оборудование: раздаточный материал, тексты, мультимедийный экран.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
1.Беседа:
- Какую часть речи мы называем именем прилагательным?
- С какой частью речи согласуются прилагательные?
- Как изменяются имена прилагательные?
- Какими членами предложения могут быть прилагательные?
- Как называются образные определения, выраженные именами прилагательными?
2. Стихотворение - запоминалочка.
Чтобы легче запомнились вопросы имени прилагательного, запомните стихотворение:
Сообщение темы и целей урока.
Работа по теме урока.
Работа с учебником стр. 4 (2 часть учебника), параграф 58.
Выборочный диктант.
Прочитать отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Выписать прилагательные. Объяснить правописание подчёркнутых слов. Объяснить знаки препинания, указанные учителем.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Работа у доски с упр. 363. Прочитать отрывок из книги Л. Успенского «Слово о словах». Выписать прилагательные с существительными. Указать род (если есть), число, падеж прилагательных.
Работа с таблицей на стр. 6, упр. 366. Рассказать о правописании гласных в падежных окончаниях прилагательных. Привести примеры.
Подобрать синонимы к словам: бдительный, большой, радостный.
Работа с текстом. Прочитать текст. Найти прилагательные, с какой целью они употребляются в отрывке? Объяснить орфограммы в выделенных словах.
Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волос лохматились над чёрными задумчивыми глазами.
(В.Короленко)
7. Работа у доски. Упр. 369. Сгруппировать слова по видам орфограмм, обозначая условия выбора Ь после шипящих. Подчеркнуть краткие прилагательные с основой на шипящие. Составить предложение с кратким прилагательным. Подчеркнуть в нём грамматическую основу.
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание. Параграф 58, упр.368.