12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коблова Светлана Валентиновна15
Россия, Саратовская обл., Саратов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 71» Заводского района г. Саратова

_________________________________________________________________

410001, г. Саратов, Ново-Астраханское шоссе, д.39а стр1

Тел/факс 8-8452-41-24-89, @- mail:detsksad71@mail.ru




ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

по развитию речи во второй младшей группе.


Подготовил: воспитатель МДОУ « Детский сад № 71» Заводского района г. Саратова

Коблова С. В.


Для воспитанника : Нуралиева Азамата

Возраст ребенка: 3 года

Проблема: Речевое развитие: недостаточно сформирована речь, не может сопровождать речью игровые действия, не выговаривает и не проговаривает большую часть слов, не может отвечать на простые вопросы.

Познавательное развитие: в связи с недостаточно сформированной речью , не может называть предметы ближайшего окружения.

Цель индивидуального маршрута: создание условий, способствующих позитивной социализации ребенка, его социально- личностного развития; овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи ( по возрасту ребенка); развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Задача: развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить…; развивать умение понимать обращенную речь с опорой наглядности; развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения из 2-3 фраз; использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных; Обогащать словарь ребенка за счет расширения представлений о людях, предметах, обьектах ближайшего окружения, их действиях…; развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.

Периодичность занятий : 2 раза в неделю, 36 недель по

ПЛАН: сентябрь- май, 2021-2022 уч. год

Сентябрь- ремонт в детском саду, индивидуальные занятия начались с 3 недели октября.1,2 неделя октября- мониторинг, май-3,4 неделя- мониторинг.


Дата

проведения

занятия

( игры, упражнения)

Название занятия ( игры, упражнения).

Цель .

Содержание занятия ( игры, упражнения)

Отметка о проведении


18.10.23

Д/и « Кто как кричит?»

Ц: развитие слухового внимания, восприятие речевого слуха.

В песенке просты слова,

Спой с лягушкой вместе: ... (Ква!)

Я - корова! Почему

Я мычу всё время: ... (Му-у-у?)

Ой, Не спится петушку!

Он кричит: ... (Ку-ка-ре-ку!)

У вороны певчий дар,

На весь лес запела: ... (Кар!)

Кто играет на трубе?

Это я - барашек: ... (Бе-е...)

Мой щенок, меня узнав,

Весело залаял: ... (Гав!)



22.10.23


Д/и « Что звучит?»

Ц: освоение речевых умений и навыков; познакомить со звуками окружающего мира, учить их узнавать.

 Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».


25.10.23


Д/и « Назови цвет». Ц: освоение речевых умений и навыков, умение различать основные цвета и правильно их называть.

Предложить ребенку выбрать карандаши соответствующего цвета и закрасить ими предлагаемые картинки (морковку закрасить оранжевым карандашом,  огурец - зеленым и т. д.).и назвать этот цвет.


29.10.23


Стих А.Барто « Зайку бросила хозяйка». Ц: освоение связной речи при повторении текста.

Заучивание наизусть.



05.11.23

Диалог с воспитателем:» Что оденем на прогулку»

Ц: развитие связного высказывания.

Во время одевания ребенка, вести с ним диалогическую речь:-Что мы оденем сначала?

- Как мы это будем одевать?

- Что потом?.....и т.д.


08.11.23


Игра: « Листопад».

Ц: обучение плавному, свободному выдоху, активизация губных мышц.

Воспитатель говорит следующие слова:

ЛИСТЬЯ ПАДАЮТ, ШУРШАТ –

ЗНАЧИТ, ЭТО ЛИСТОПАД. (Дети медленно кружатся, взмахивая листочками)

ВЕТЕР СТИХ УЖЕ ДАВНО.

СТАЛО СУХО И ТЕПЛО. (Дети приседают)

Следом дети повторяют слова и действия одновременно…



12.11.23

Упражнение» Птенцы»

Ц:развитие артикуляционного аппарата.

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.


Слегка улыбнуться,  медленно открыть рот (как для пропевания  звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.





18.11.23

« Запомни и повтори». Ц:формирование познавательной активности, развитие внимания и памяти.


 После рассматривания картинок воспитатель раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.



22.11.23

Д/и « Летят снежинки» Ц: формирование плавного длительного выдоха, активизация губных мышц.

Воспитатель раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. - Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки! Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.     


26.11.23


Пальчиковая игра: «Пальчик- пальчик, где ты был?»Ц: развитие мелкой моторики, памяти и развитие речи.

Пальчик, пальчик, где ты был?

(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

С этим пальцем в лес ходил.

С этим пальцем щи варил.

С этим пальцем кашу ел.

С этим пальцем песни пел.

(на каждую строчку загибается один пальчик)




29.11.23

Д/и : « Картинки- половинки» Ц: обогащение качественного словаря, правильное название предметов.

Воспитатель раскладывает, на столе,  разобранные картинки изображением вверх. Затем спрашивает детей , что изображено на картинке.

Далее предложить ребенку найти недостающую половинку. Сложить две детали вместе - они должны соединиться в целое изображение.

Пусть ребенок найдет и сложит все пары карточек.

После игры можно спросить у ребёнка, как называется тот или иной предмет.



03.12.23


Потешка: « Водичка, водичка…» Ц: развитие КГН, развитие памяти, связной речи…

Перед завтраком, обедом и полдником ( когда моем руки) проговаривать вместе с ребенком потешку:

«Водичка – водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.



06.12.23


Д/и:» Звуки вокруг нас» Ц: развитие правильного речевого дыхания

 Педагог предлагает детям поиграть в такую игру.

   – В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной.

   Педагог обращает внимание ребенка на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.




10.12.23

Д/ игра; « Отзовись» Ц:Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.


Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и т.д. Картинки выставляются на фланелеграф.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.

Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.




13.12.23

« Драматизация сказки « Теремок»Ц; развитие всех видов внимания, память, стимулирование развития творческого воображения.

Совместно с другими детьми рассказать ( проиграть) сказку « Теремок» по ролям.



17.12.23

« Драматизация сказки « Теремок»Ц; развитие всех видов внимания, память, стимулирование развития творческого воображения.

Совместно с другими детьми рассказать ( проиграть) сказку « Теремок» по ролям.



20.12.21

Игра «Громко - тихо»

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.


Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.

Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.




24.12.23

Беседа: « Подарки от Деда Мороза» Ц: развитие связной речи.

С помощью наводящих вопросов, вывести ребенка на диалог о существовании Деда Мороза и подарков от него.



27.12.23

Игра: « Мозаика»

Ц: развитие мелкой моторики рук ; развитие речи.

Из цветной бумаги вырезать лепестки цветка( 6 шт).

Складывая лепестки к серединке ( кружку), называть их цвета. Назвать сложившийся цветок.


10.01.24

Пальчиковая игра:» Я и моя семья»

Ц: развитие мелкой моторики, памяти и развитие речи.

Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).



14.01.24

Занятие на прогулке: « Что изменилось на участке?»Ц: развитие наблюдательности, правильной связной речи.

После снегопада обойти посаженные осенью деревья и кустарники. Напомнить, как бережно их сажали, какие они еще тоненькие, маленькие. Спросить ребенка, не закрыть ли их снегом потеплее, ведь под снегом даже трава не мерзнет. Показать, как это сделать: «Сразу тихо-тихо стало, Снег лежит, как одеяло.»( выучить наизусть)


17.01.24

Д/и словесная игра « Кто что услышит?» Ц: развитие слухового внимания.

Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.


21.01.24

Коммуникационная игра: « Ласковое имя»Ц: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Дети встают в круг, каждый из них по очереди входит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.


24.01.24

Д/ и» Громко- тихо» Ц: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.



28.01.24

Д/и « Сердитый ворон» Ц: продолжать учить определять первый звук в слове.

Педагог предлагает детям( 2-3) назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают жетоны.


31.01.24

Пальчиковая игра: « Пальчик, пальчик, где ты был…»?»Ц: развитие мелкой моторики, памяти и развитие речи.

Пальчик, пальчик, где ты был?

(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

С этим пальцем в лес ходил.

С этим пальцем щи варил.

С этим пальцем кашу ел.

С этим пальцем песни пел.

(на каждую строчку загибается один пальчик)


04.02.24

Упражнение для губ: « Иголочка» Ц: вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.

Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.


07.02.24

« Запомни и повтори». Ц:формирование познавательной активности, развитие внимания и памяти.


После рассматривания картинок воспитатель раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.


11.02.24

Д/словесная игра: « На птичьем дворе» Ц: закреплять правильное произношение звуков.

 Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает ребенку соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур,

Пугаю кур!

Ам-ам! Кто — там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Му-му-му!

Молока кому?

(А Барто)

Прочитав стихотворение, взрослый задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т. д.



18.02.24

Артикуляционная гимнастика « Хоботок».Ц: ырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.


Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.




21.02.24

Упражнение « Ветерок» Ц: работать над мягкой атакой голоса. Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом.

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). Повторить 3-4 раза.



25.02.24

Д/ и : « Что звучит?» Ц: развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков.

 Воспитатель показывает разные предметы и демонстрирует, как они звучат . Закрывает ширму и действует разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат эти звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по своему.


28.02.24

Разучивание стихотворения А. Барто « Уронили Мишку на пол» Ц: работать над диалогической речью.

Разучивание стихотворения.


04.03.24

Д/и « Жарко- холодно».

Воспитатель предлагает детям картинки с солнышком и снеговиком. Участники игры самостоятельно выбирают кружочки с холодными и теплыми цветами и раскладывают вокруг соответствующих картинок


11.03.24

Пальчиковая игра « Прятки». Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений, развитие речи.

Раз, два, три, четыре (загибают пальчики,

Мы с тобой снежок лепили (лепят снежок,

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую,

И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком).

Раз – подбросим (подбрасывают,

Два – поймаем (приседают, ловят,

Три – уроним (встают, роняют,

И…сломаем (встают, роняют, топают).



14.03.24

Занимательные задачки. Ц: развивать логическое мышление, речь.

Дети на ощупь достают из сенсорной коробки геометрические фигуры, и воспитатель предлагает подумать и сказать, на что они похожи, например, на туловище животного, на воздушный шарик и т.д.



18.03.24

Беседа : «Птицы прилетели»

Ц:    Повторить перелётных птиц.

   


Диалогическая речь:

_ Какое сейчас время года? Когда наступает весна?

Дети: После зимы.

Далее воспитатель начинает предложение, а дети самостоятельно его заканчивают.

- Погода весной (какая?):

- Ручьи весной (что делают?):

- Солнце весной (какое?)

- Сосульки весной (что делают?):

- Листочки на деревьях (что делают?):

- Весной травка вырастает (какая?):

- Снег (что делает?):

- Весной птицы (что делают?):

- Птицы, которые прилетают к нам весной (как называются?) и т. д.



21.03.24

Артикуляционная гимнастика « Чашечка». Ц: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.


Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме  чашечки.



25.03.24

Игра: « Выбери нужную картинку». Ц: учить осуществлять подбор действий к предмету, обьекту.

t1697724103aa.jpgВыбор картинок по времени суток.


28.03.24

«Выполни команду»

Ц:  Развивать внимание, умение выделять названные признаки.


Воспитатель предлагает выйти вперёд детей с общим признаком в одежде, во внешнем виде принадлежащих им игрушек.


01.04.24

Д/и : «Кто больше увидит и назовёт?» Ц: Развивать умение выделять и называть части и признаки игрушки.

Рассказать, что есть у куклы. Она любит, когда её хвалят и говорят про неё.


04.04.24

Рассматривание сюжетной картинки на тему « Весна». Ц: обогащение и активизация словаря.

Рассматривание картинки и диалог по ней. В итоге ребенок должен составить элементарный диалогический рассказ.


11.04.24

Беседа на тему: « Мы с игрушками играем» Ц: закреплять умение составлять простейший описательный рассказ об игрушке.

Диалог воспитателя и ребенка. Воспитатель задает мальчику наводящий вопрос, ребенок отвечает, потом весь диалог соединяется в рассказ.


15.04.24

Артикуляционная гимнастика « Бублик». Ц: развитие артикуляционной моторики.

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.


18.04.24

Артикуляционная гимнастика « Хоботок».Ц: ырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.


Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.



22.04.24

Д/ и» Громко- тихо» Ц: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.



25.04.24

Д/ и « Теремок» .Ц: Ориентироваться на окончание при согласовании в роде глагола прошедшего времени с существительным.

Воспитатель с помощью настольного театра рассказывает сказку, побуждая детей принять участие.


29.04.24

Словесная игра: « Какой, какая, какое?» Ц: Расширение, уточнение и активизация словаря по темам « Фрукты», « Ягоды», совершенствование грамматического строя речи.

Яблоко - варенье яблочное - конфета яблочная – сок яблочный.

Апельсин - варенье апельсиновое- конфета апельсиновая– сок апельсиновый

Слива - варенье сливовое- конфета сливовая– сок сливовый

Ананас - варенье ананасовое - конфета ананасовая– сок ананасовый

Банан - варенье банановое - конфета банановая – сок банановый

Клубника - варенье клубничное - конфета клубничная– сок клубничный

Малина - варенье малиновое - конфета малиновая – сок малиновый



06.05.24

Разучивание стихотворения А, Барто « Лошадка»Ц: развитие памяти, речи, интонации.

Разучивание стихотворения.


13.05.24

Рассматривание картинки: « Коза с козлятами». Ц: развитие диалогической речи, мышления и внимательности.

Диалог воспитателя и ребенка по описанию картинки.


16.05.24

Артикуляционная гимнастика» Часики» Ц:  укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Влево-вправо кончик ходит,

Будто места не находит.


Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.



23.05.24

Д/и:«Курочка – Рябушечка»

Ц: Учить соотносить действиес обстоятельством.


Выбирают Курочка – Рябушечку и начинаем диалог:

 - Курочка – Рябушечка, куда идёшь?

 - На речку.

  - Курочка – Рябушечка, зачем идёшь?

 - За водой.

  - Курочка – Рябушечка, зачем тебе вода?  

- Цыплят поить.Они пить хотят, на всю улицу пищат – пи-пи-пи!

Поймав цыплёнка, она говорит: «Иди к колодцу пить водицу!» и тот выходит из игры.







































Результаты индивидуальной работы

К концу учебного года в результате планомерной и систематической работы наблюдается положительная динамика в освоении знаний ребенком в образовательной области «Речевое развитие». У Вовы появились звукоподражательные звуки, первые слоги и легкие слова. Он еще не может сказать длинным предложением, ответить четко на вопрос, но спокойно отвечает короткой фразой . Мальчик стал более свободно общаться с взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы ; научился составлять небольшие рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; декламировать короткие стихотворения.  Родителям оказана помощь и поддержка в виде консультирования, бесед, рекомендаций по вопросам развития речи ребенка.

Рекомендации родителям

1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой  , правильной. Разговаривайте всегда спокойным тоном

2. Как можно чаще общайтесь с ребенком.

3.Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух

4.Уделяйте больше внимания развитию связной речи: рассказыванию сказок, пересказу сказок, составлению творческих рассказов (ребенок придумывает их сам),составлению рассказов по картинкам. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше»,» Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
5.Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
5.Приобретайте книги с красочными иллюстрациями, картинки, настольно-печатные игры.
6.Учите с детьми наизусть стихотворения (это способствует развитию выразительности, тренирует память.)
7.Улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки, чисто говорки.
8.Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки .Загадки учат детей делать выводы, анализировать, развивают мышление. Обязательно при этом задавайте ребенку вопросы :«Как догадался?», «Почему?»
9. Не забывайте, что ведущий вид деятельности детей –это игра, через игру ребенок усваивает все быстрее.



Подпись родителя ( законного представителя)_______________________

































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.