Индивидуальный образовательный маршрут по развитию речи во второй младшей группе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 71» Заводского района г. Саратова
_________________________________________________________________
410001, г. Саратов, Ново-Астраханское шоссе, д.39а стр1
Тел/факс 8-8452-41-24-89, @-mail:detsksad71@mail.ru
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
по развитию речи во второй младшей группе.
Подготовил: воспитатель МДОУ « Детский сад № 71» Заводского района г. Саратова
Коблова С. В.
Для воспитанника : Нуралиева Азамата
Возраст ребенка: 3 года
Проблема: Речевое развитие: недостаточно сформирована речь, не может сопровождать речью игровые действия, не выговаривает и не проговаривает большую часть слов, не может отвечать на простые вопросы.
Познавательное развитие: в связи с недостаточно сформированной речью , не может называть предметы ближайшего окружения.
Цель индивидуального маршрута: создание условий, способствующих позитивной социализации ребенка, его социально- личностного развития; овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи ( по возрасту ребенка); развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Задача: развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить…; развивать умение понимать обращенную речь с опорой наглядности; развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения из 2-3 фраз; использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных; Обогащать словарь ребенка за счет расширения представлений о людях, предметах, обьектах ближайшего окружения, их действиях…; развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.
Периодичность занятий : 2 раза в неделю, 36 недель по
ПЛАН: сентябрь- май, 2021-2022 уч. год
Сентябрь- ремонт в детском саду, индивидуальные занятия начались с 3 недели октября.1,2 неделя октября- мониторинг, май-3,4 неделя- мониторинг.
Дата проведения занятия ( игры, упражнения) | Название занятия ( игры, упражнения). Цель . | Содержание занятия ( игры, упражнения) | Отметка о проведении |
18.10.23 | Д/и « Кто как кричит?» Ц: развитие слухового внимания, восприятие речевого слуха. | В песенке просты слова, Спой с лягушкой вместе: ... (Ква!) Я - корова! Почему Я мычу всё время: ... (Му-у-у?) Ой, Не спится петушку! Он кричит: ... (Ку-ка-ре-ку!) У вороны певчий дар, На весь лес запела: ... (Кар!) Кто играет на трубе? Это я - барашек: ... (Бе-е...) Мой щенок, меня узнав, Весело залаял: ... (Гав!) | |
22.10.23 | Д/и « Что звучит?» Ц: освоение речевых умений и навыков; познакомить со звуками окружающего мира, учить их узнавать. | Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна». | |
25.10.23 | Д/и « Назови цвет». Ц: освоение речевых умений и навыков, умение различать основные цвета и правильно их называть. | Предложить ребенку выбрать карандаши соответствующего цвета и закрасить ими предлагаемые картинки (морковку закрасить оранжевым карандашом, огурец - зеленым и т. д.).и назвать этот цвет. | |
29.10.23 | Стих А.Барто « Зайку бросила хозяйка». Ц: освоение связной речи при повторении текста. | Заучивание наизусть. | |
05.11.23 | Диалог с воспитателем:» Что оденем на прогулку» Ц: развитие связного высказывания. | Во время одевания ребенка, вести с ним диалогическую речь:-Что мы оденем сначала? - Как мы это будем одевать? - Что потом?.....и т.д. | |
08.11.23 | Игра: « Листопад». Ц: обучение плавному, свободному выдоху, активизация губных мышц. | Воспитатель говорит следующие слова: ЛИСТЬЯ ПАДАЮТ, ШУРШАТ – ЗНАЧИТ, ЭТО ЛИСТОПАД. (Дети медленно кружатся, взмахивая листочками) ВЕТЕР СТИХ УЖЕ ДАВНО. СТАЛО СУХО И ТЕПЛО. (Дети приседают) Следом дети повторяют слова и действия одновременно… | |
12.11.23 | Упражнение» Птенцы» Ц:развитие артикуляционного аппарата. | Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит. Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. | |
18.11.23 | « Запомни и повтори». Ц:формирование познавательной активности, развитие внимания и памяти. | После рассматривания картинок воспитатель раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку. | |
22.11.23 | Д/и « Летят снежинки» Ц: формирование плавного длительного выдоха, активизация губных мышц. | Воспитатель раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. - Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки! Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова. | |
26.11.23 | Пальчиковая игра: «Пальчик- пальчик, где ты был?»Ц: развитие мелкой моторики, памяти и развитие речи. | Пальчик, пальчик, где ты был? (пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются) С этим пальцем в лес ходил. С этим пальцем щи варил. С этим пальцем кашу ел. С этим пальцем песни пел. (на каждую строчку загибается один пальчик) | |
29.11.23 | Д/и : « Картинки- половинки» Ц: обогащение качественного словаря, правильное название предметов. | Воспитатель раскладывает, на столе, разобранные картинки изображением вверх. Затем спрашивает детей , что изображено на картинке. Далее предложить ребенку найти недостающую половинку. Сложить две детали вместе - они должны соединиться в целое изображение. Пусть ребенок найдет и сложит все пары карточек. После игры можно спросить у ребёнка, как называется тот или иной предмет. | |
03.12.23 | Потешка: « Водичка, водичка…» Ц: развитие КГН, развитие памяти, связной речи… | Перед завтраком, обедом и полдником ( когда моем руки) проговаривать вместе с ребенком потешку: «Водичка – водичка, умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток И кусался зубок. | |
06.12.23 | Д/и:» Звуки вокруг нас» Ц: развитие правильного речевого дыхания | Педагог предлагает детям поиграть в такую игру. – В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной. Педагог обращает внимание ребенка на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе. | |
10.12.23 | Д/ игра; « Отзовись» Ц:Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. | Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и т.д. Картинки выставляются на фланелеграф. Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними. Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф. | |
13.12.23 | « Драматизация сказки « Теремок»Ц; развитие всех видов внимания, память, стимулирование развития творческого воображения. | Совместно с другими детьми рассказать ( проиграть) сказку « Теремок» по ролям. | |
17.12.23 | « Драматизация сказки « Теремок»Ц; развитие всех видов внимания, память, стимулирование развития творческого воображения. | Совместно с другими детьми рассказать ( проиграть) сказку « Теремок» по ролям. | |
20.12.21 | Игра «Громко - тихо» Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. | Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях. Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения. | |
24.12.23 | Беседа: « Подарки от Деда Мороза» Ц: развитие связной речи. | С помощью наводящих вопросов, вывести ребенка на диалог о существовании Деда Мороза и подарков от него. | |
27.12.23 | Игра: « Мозаика» Ц: развитие мелкой моторики рук ; развитие речи. | Из цветной бумаги вырезать лепестки цветка( 6 шт). Складывая лепестки к серединке ( кружку), называть их цвета. Назвать сложившийся цветок. | |
10.01.24 | Пальчиковая игра:» Я и моя семья» Ц: развитие мелкой моторики, памяти и развитие речи. | Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого. Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я. Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз). | |
14.01.24 | Занятие на прогулке: « Что изменилось на участке?»Ц: развитие наблюдательности, правильной связной речи. | После снегопада обойти посаженные осенью деревья и кустарники. Напомнить, как бережно их сажали, какие они еще тоненькие, маленькие. Спросить ребенка, не закрыть ли их снегом потеплее, ведь под снегом даже трава не мерзнет. Показать, как это сделать: «Сразу тихо-тихо стало, Снег лежит, как одеяло.»( выучить наизусть) | |
17.01.24 | Д/и словесная игра « Кто что услышит?» Ц: развитие слухового внимания. | Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные. | |
21.01.24 | Коммуникационная игра: « Ласковое имя»Ц: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка. | Дети встают в круг, каждый из них по очереди входит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга. | |
24.01.24 | Д/ и» Громко- тихо» Ц: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса. | Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки. | |
28.01.24 | Д/и « Сердитый ворон» Ц: продолжать учить определять первый звук в слове. | Педагог предлагает детям( 2-3) назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают жетоны. | |
31.01.24 | Пальчиковая игра: « Пальчик, пальчик, где ты был…»?»Ц: развитие мелкой моторики, памяти и развитие речи. | Пальчик, пальчик, где ты был? (пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются) С этим пальцем в лес ходил. С этим пальцем щи варил. С этим пальцем кашу ел. С этим пальцем песни пел. (на каждую строчку загибается один пальчик) | |
04.02.24 | Упражнение для губ: « Иголочка» Ц: вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата. | Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую. | |
07.02.24 | « Запомни и повтори». Ц:формирование познавательной активности, развитие внимания и памяти. | После рассматривания картинок воспитатель раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку. | |
11.02.24 | Д/словесная игра: « На птичьем дворе» Ц: закреплять правильное произношение звуков. | Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает ребенку соответствующие игрушки. Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах. Мур-мур-мур, Пугаю кур! Ам-ам! Кто — там? Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра! Му-му-му! Молока кому? (А Барто) Прочитав стихотворение, взрослый задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т. д. | |
18.02.24 | Артикуляционная гимнастика « Хоботок».Ц: ырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. | Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у. Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10. | |
21.02.24 | Упражнение « Ветерок» Ц: работать над мягкой атакой голоса. Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом. | Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). Повторить 3-4 раза. | |
25.02.24 | Д/ и : « Что звучит?» Ц: развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков. | Воспитатель показывает разные предметы и демонстрирует, как они звучат . Закрывает ширму и действует разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат эти звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по своему. | |
28.02.24 | Разучивание стихотворения А. Барто « Уронили Мишку на пол» Ц: работать над диалогической речью. | Разучивание стихотворения. | |
04.03.24 | Д/и « Жарко- холодно». | Воспитатель предлагает детям картинки с солнышком и снеговиком. Участники игры самостоятельно выбирают кружочки с холодными и теплыми цветами и раскладывают вокруг соответствующих картинок | |
11.03.24 | Пальчиковая игра « Прятки». Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений, развитие речи. | Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, Мы с тобой снежок лепили (лепят снежок, Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую, И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком). Раз – подбросим (подбрасывают, Два – поймаем (приседают, ловят, Три – уроним (встают, роняют, И…сломаем (встают, роняют, топают). | |
14.03.24 | Занимательные задачки. Ц: развивать логическое мышление, речь. | Дети на ощупь достают из сенсорной коробки геометрические фигуры, и воспитатель предлагает подумать и сказать, на что они похожи, например, на туловище животного, на воздушный шарик и т.д. | |
18.03.24 | Беседа : «Птицы прилетели» Ц: Повторить перелётных птиц.
| Диалогическая речь: _ Какое сейчас время года? Когда наступает весна? Дети: После зимы. Далее воспитатель начинает предложение, а дети самостоятельно его заканчивают. - Погода весной (какая?): - Ручьи весной (что делают?): - Солнце весной (какое?) - Сосульки весной (что делают?): - Листочки на деревьях (что делают?): - Весной травка вырастает (какая?): - Снег (что делает?): - Весной птицы (что делают?): - Птицы, которые прилетают к нам весной (как называются?) и т. д. | |
21.03.24 | Артикуляционная гимнастика « Чашечка». Ц: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. | Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. | |
25.03.24 | Игра: « Выбери нужную картинку». Ц: учить осуществлять подбор действий к предмету, обьекту. | Выбор картинок по времени суток. | |
28.03.24 | «Выполни команду» Ц: Развивать внимание, умение выделять названные признаки. | Воспитатель предлагает выйти вперёд детей с общим признаком в одежде, во внешнем виде принадлежащих им игрушек. | |
01.04.24 | Д/и : «Кто больше увидит и назовёт?» Ц: Развивать умение выделять и называть части и признаки игрушки. | Рассказать, что есть у куклы. Она любит, когда её хвалят и говорят про неё. | |
04.04.24 | Рассматривание сюжетной картинки на тему « Весна». Ц: обогащение и активизация словаря. | Рассматривание картинки и диалог по ней. В итоге ребенок должен составить элементарный диалогический рассказ. | |
11.04.24 | Беседа на тему: « Мы с игрушками играем» Ц: закреплять умение составлять простейший описательный рассказ об игрушке. | Диалог воспитателя и ребенка. Воспитатель задает мальчику наводящий вопрос, ребенок отвечает, потом весь диалог соединяется в рассказ. | |
15.04.24 | Артикуляционная гимнастика « Бублик». Ц: развитие артикуляционной моторики. | Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать. | |
18.04.24 | Артикуляционная гимнастика « Хоботок».Ц: ырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. | Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у. Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10. | |
22.04.24 | Д/ и» Громко- тихо» Ц: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса. | Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки. | |
25.04.24 | Д/ и « Теремок» .Ц: Ориентироваться на окончание при согласовании в роде глагола прошедшего времени с существительным. | Воспитатель с помощью настольного театра рассказывает сказку, побуждая детей принять участие. | |
29.04.24 | Словесная игра: « Какой, какая, какое?» Ц: Расширение, уточнение и активизация словаря по темам « Фрукты», « Ягоды», совершенствование грамматического строя речи. | Яблоко - варенье яблочное - конфета яблочная – сок яблочный. Апельсин - варенье апельсиновое- конфета апельсиновая– сок апельсиновый Слива - варенье сливовое- конфета сливовая– сок сливовый Ананас - варенье ананасовое - конфета ананасовая– сок ананасовый Банан - варенье банановое - конфета банановая – сок банановый Клубника - варенье клубничное - конфета клубничная– сок клубничный Малина - варенье малиновое - конфета малиновая – сок малиновый | |
06.05.24 | Разучивание стихотворения А, Барто « Лошадка»Ц: развитие памяти, речи, интонации. | Разучивание стихотворения. | |
13.05.24 | Рассматривание картинки: « Коза с козлятами». Ц: развитие диалогической речи, мышления и внимательности. | Диалог воспитателя и ребенка по описанию картинки. | |
16.05.24 | Артикуляционная гимнастика» Часики» Ц: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность. | Влево-вправо кончик ходит, Будто места не находит. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз. | |
23.05.24 | Д/и:«Курочка – Рябушечка» Ц: Учить соотносить действиес обстоятельством. | Выбирают Курочка – Рябушечку и начинаем диалог: - Курочка – Рябушечка, куда идёшь? - На речку. - Курочка – Рябушечка, зачем идёшь? - За водой. - Курочка – Рябушечка, зачем тебе вода? - Цыплят поить.Они пить хотят, на всю улицу пищат – пи-пи-пи! Поймав цыплёнка, она говорит: «Иди к колодцу пить водицу!» и тот выходит из игры. | |
Результаты индивидуальной работы
К концу учебного года в результате планомерной и систематической работы наблюдается положительная динамика в освоении знаний ребенком в образовательной области «Речевое развитие». У Вовы появились звукоподражательные звуки, первые слоги и легкие слова. Он еще не может сказать длинным предложением, ответить четко на вопрос, но спокойно отвечает короткой фразой . Мальчик стал более свободно общаться с взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы ; научился составлять небольшие рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; декламировать короткие стихотворения. Родителям оказана помощь и поддержка в виде консультирования, бесед, рекомендаций по вопросам развития речи ребенка.
Рекомендации родителям
1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой , правильной. Разговаривайте всегда спокойным тоном
2. Как можно чаще общайтесь с ребенком.
3.Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух
4.Уделяйте больше внимания развитию связной речи: рассказыванию сказок, пересказу сказок, составлению творческих рассказов (ребенок придумывает их сам),составлению рассказов по картинкам. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше»,» Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
5.Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
5.Приобретайте книги с красочными иллюстрациями, картинки, настольно-печатные игры.
6.Учите с детьми наизусть стихотворения (это способствует развитию выразительности, тренирует память.)
7.Улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки, чисто говорки.
8.Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки .Загадки учат детей делать выводы, анализировать, развивают мышление. Обязательно при этом задавайте ребенку вопросы :«Как догадался?», «Почему?»
9. Не забывайте, что ведущий вид деятельности детей –это игра, через игру ребенок усваивает все быстрее.
Подпись родителя ( законного представителя)_______________________