Статья «"Инклюзивный навигатор образовательной среды" как технология формирования инклюзивной культуры и психологической безопасности в школе»
Гетман Наталья Викторовна (заведующий психолого-педагогической службой Муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 218 , педагог-психолог высшей категории, к.п.н., действительный член ОППЛ)
«Инклюзивный навигатор образовательной среды» как технология формирования инклюзивной культуры и психологической безопасности в школе. (Из опыта работы)
В современном инклюзивном образовании актуализируется вопрос о формировании безопасной и экологичной среды, в которой взаимодействие участников строится на партнерских отношениях. Важным фактором является развитие потенциала всей школьной среды, что позволяло бы минимизировать риски псевдо взаимодействия. Повышение инклюзивной культуры школы, обогащения ее опыта, стратегически инициирует повышение компетенции всех участников образовательных отношений. В свою очередь, это влияет на эффективность мер по формированию психологической безопасности образовательной среды, что в последние годы является все более значимой и актуальной. Каждый участник образовательных отношений становится создателем этой среды. Психологическая безопасность образовательной среды - одно из самых важных условий для успешного учебного процесса, для формирования личности. [1, с. 83] Раскрытие особенностей психологической безопасной образовательной среды строится на основе раскрытия потенциала каждого участника, уважение будет неполной, если не будет определено, каковы должны быть условия. Мы полагаем, что необходима выработка единой стратегии партнерского взаимодействия всех участников образовательных отношений.
В нашей школе (МАОУ СОШ № 218 города Новосибирска) обучается 2390 детей с разными возможностями и потребностями. Среди них 80 обучающихся с ОВЗ и 20 обучающихся инвалидов, 93 педагога осуществляют процесс обучения и воспитания, 19 узких специалистов выстраивают процесс сопровождения всех участников ОО. Дети с ОВЗ обучаются по АООП в инклюзивных классах, ресурсной зоне, и на надомное обучение. Педагоги, осуществляющие обучение и сопровождение детей с ОВЗ и инвалидов, ежегодно проходят курсы повышения квалификация. Выстроено взаимодействие с родителями, которые стали полноправными участниками процесса формирования инклюзивной культуры в школе.
Со дня открытия, наша школа участвует в реализации регионального и муниципального проектов по развитию инклюзивного пространства. В процессе реализации данных проектов были выявлены определенные сложности, которые заключались в отсутствии диалога между участниками образовательных отношений: по любым вопросам шло обращение в школьное ППк, участники не договаривались и не стремились решать самостоятельно ситуативно возникающие проблемы малого масштаба. Возник риск псевдовзаимодействия. На заседании ППк программу сопровождения разрабатывали и утверждали педагоги и специалисты. Знакомили с ней родителей, которые подписывали согласие, не вникая в суть программы – перекладывая ответственность, обучающиеся становились пассивными потребителями услуг и объектом воздействия- коррекции. Инклюзия могла потерять свою первозданность, что негативно бы повлиять на всех участников образовательных отношений, особенно детей. Стало ясно, что не хватает инструмента, который помог бы создать условия взаимодействия для решения отдельных проблем, которые могут возникнуть в ходе взаимодействия среди участников образовательных отношений и могут решаться самостоятельно.
Для снижения данных рисков, в результате методической работы коллектива была разработана и апробирована авторская инклюзивная образовательная практика коллективного взаимодействия «Инклюзивный альянс», которая включает в себя обучающие циклы для родителей и педагогов, вспомогательные инструменты, что позволило технологизировать весь процесс.
Целевой аудиторией становились все участники образовательных отношений. На первой ступени основного этапа практика применялась на уровне начального общего образования, с включением всех участников образовательных отношений этой ступени образования. Практика строиться на 8 основных принципах инклюзии, и в ее основе лежат такие педагогические ценности, как самостоятельность, осознанность, взаимоуважение, толерантность, взаимопомощь, ответственность и взаимообучаемость, экологичность и безопасность.
Инклюзивная практики это системный компонент, который реализуется с помощью 5 взаимодополняющих этапов, направленные на
повышение психолого-педагогической компететности и профессионального мастерства,
мотивация на самостоятельное решение проблем, по средствам саморазвития, активация имеющихся ресурсов,
обучение жизненно важным навыкам и умениям;
формирование доступности и открытости информационного поля, развитие инклюзивной практики и методическое сопровождение специалистов,
обогащение предметно-пространственной среды;
мониторинг оценки эффективности развития инклюзии.
Первый этап – актуализация проблемы любым участником образовательного процесса: трудности в обучении, социальной адаптации, общении, поведении, т.е. существуют определенные проблемы, которые необходимо решить. Проблема/проблемы могут быть обозначены как участником образовательных отношений, так и внешними организациями и специалистами (ТПМПК, дом творчества, спортивная школа, педагоги дополнительного образования и т.д.).
На втором этапе- инициируется организация рабочей группы из специалистов и родителей, которые:
обсуждают стратегию сопровождения;
совместно определяют основную цель, ожидаемые результаты и формат ведения случая: через организацию заседания ППк, работу триаде, диаде специалистов (в зависимости от масштабности проблем);
самостоятельно в группе или на заседании ППк планируют задачи по реализации цели, определяют ресурсы, подбирают формы и методы.
ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДПИСАНИЕ СГЛАШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ!
Третий этап – это этап индивидуальной работы - проводится встреча с родителями обучающегося и ребенком, основная задача – мотивировать ребенка на решение проблем, на развитие и успешность, а родителя – на совместную деятельность. Итогом встречи для ребенка становится начало заполнения тетради «Компас успешности», для родителя работа с дневником и план реализации совместных действий.
Четвертый этап- специалисты выполняют план, реализация которого может быть отражена в динамическом листе.
Пятый этап проводится итоговая встреча в формате круглого стола, где все участники сопровождения, включая родителей и обучающегося, подводят итоги реализации практики. Встреча эта должна быть экологичной и безопасной, прежде всего для ребенка. Каждый должен обозначить критерии эффективности.
Время на реализацию практики и каждого ее этапа определяется индивидуально всеми участниками и зависит от масштаба проблемы.
С помощью практики все участники учится осознанно и самостоятельно планировать результаты, договариваться, слушать друг друга и становиться единомышленниками в реализации поставленной цели. Практика позволяет сформировать команду, которая сможет выработать единый подход сопровождения, полную включенность, распределение ответственности, повышения компетентности, минимизацию пассивности в создании инклюзивной среды.
Анализ эффективности реализации данной практики показал,
- повышение уровня взаимодействия всех участников, горманизация детско-родительских отношений,
-снижения тревожности и повышения удовлетворенности прибывания в инклюзивном пространстве школы.
- дети с разными потребностями взаимодействуют друг с другом на равных и с уважением
-у детей, которые стали участниками инклюзивной практики повысился уровень учебной и социальной мотивации, стрессоустойчивости, снизилась психологическая истощаемость;
- увеличилась активность родительского сообщества и его включенность в инклюзивное пространство школы;
-снизились показатели по профессиональному выгоранию педагогов;
- повысилась методическая уверенность педагогов по вопросам реализации инклюзивной практики. И уровень сформированности инклюзивной культуры политики практики.
Эмпирические данные промежуточного анализа эффективности реализации практики показали, что инклюзия в школе перестала быть стихийной, сопровождение стало технологичным, алгоритмизированным, понятным. Увеличились обращение педагогов и родителей к специалистам сопровождения, что говорит о доверии и формировании в школе эффективной системы психолого-педагогической поддержки и сопровождения. Родители стали самостоятельно использовать данную практику для выстраивания комфортной зоны не только в школе , но и в семье.
Практика способствовала развитию эффективная образовательная политика социального партнёрства и сетевого взаимодействия. Важным показателем является желание родителей, имеющих детей с ОВЗ, учиться именно в нашей школе, понимая, что здесь созданы условия, где каждый сможет сформировать свою успешность и найти пути собственной реализации, т.к. в школе обеспечено качественное индивидуально-ориентированное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов с полной включенностью в образовательный процесс. Развивается система сотрудничества и открытого диалога всех участников образовательных отношений.
Для нас важен и внешний аудит нашей работы, который показал, что развитие данной практики, которая является частью инклюзивной политики и культуры школы высоко оценивается педагогическим сообществом.
В перспективе планируется продолжает реализацию практики на ступени основного и среднего общего образование,
Также планируется продолжать работать над созданием общего информационного поля с вовлечением детей, родителей и педагогов в формирование инклюзивной политики, культуры и практики, на основе диалога и с принятием школьным сообществом ценностей инклюзии, пониманием необходимости поддержки индивидуальности, реализации потребности в развитии каждого его участника и минимизацией изоляции.
Список источников
Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95.
Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие / под ред. И. А. Баевой, И. А. Волковой, Е. Б. Лактионовой. – М., 2009. –247 с.
Горбунова, Н. Е. Анализ риска возникновения буллинга в психолого-педагогическом пространстве инклюзивной школы / Н. Е. Горбунова // Педагогическое образование в Рос-сии. – 2015. – № 8. – С. 63-68.