12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коваленко Наталья23

Педагогические условия повышения качества учебного пространства и учебного процесса при преподавании математики в инклюзивном образовании

Инклюзивное образование — способ построения образовательного процесса, предусматривающий совместное обучение здоровых обучающихся и обучающихся с ОВЗ.

В настоящее время инклюзивное образование получило широкое распространение, однако существует очень мало программ по внедрению данного образования в школьные предметы.

Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном заведении, а в обыкновенной школе, но за ними осталось право выбора получить образование и в специализированном учебном заведении.

Таким образом, нас привлекают к идее о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны привлекаться в социум и развиваться в нем наравне с остальными.

Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы учреждения.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Перечислим восемь принципов инклюзивного образования.

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Преподавание математики в инклюзивном образовании

Математика обладает широкими возможностями по развитию интеллекта школьника. От построения учебно-воспитательной деятельности на уроке и от места, которое занимает в нем ученик, зависит не только продуктивность познавательного процесса, но и развитие его личности. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала.

Данная тема актуальна в настоящее время, потому что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Федеральном законе№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

При инклюзивном образовании необходимо использовать различные инклюзивные технологии. Под технологиями инклюзивного образования мы понимаем те методы и приемы, которые ведут к созданию необходимых условий, для качественного, эффективного и доступного образования всех детей без исключения. Можно выделить две группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические.

Организационные связаны с самим этапом инклюзивного образовательного процесса: это технологии проектирования и программирования, технологии командного взаимодействия учителя и специалистов, технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды.

Среди педагогических технологий можно выделить те, которые успешно используются учителем в инклюзивной практике на уроках. Обучение с учетом индивидуальных особенностей обучающегося должно реализовываться на каждом уроке.

Профессиональные установки учителя в преподавании математики:

использовать математические знания для повышения уровня общего развития детей;

использовать здоровье сберегающие технологии с целью сохранения здоровья детей;

осуществлять коррекцию недостатков познавательной сферы;

развивать и воспитывать ряд личностных качеств (целенаправленность, терпеливость, работоспособность, трудолюбие, самостоятельность, самоконтроль);

развивать умение планировать работу, прогнозировать результат своей деятельности и доводить начатое дело до завершения.

Рекомендации для педагогов при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

-необходимо поддерживать у обучающихся уверенность в своих силах. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребенка

- частая смена видов деятельности учащихся, при осуществлении которой задействовано как можно больше анализаторов - слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала;

- - при ответах на вопросы, отвечающему с ОВЗ необходимо дать немного больше времени на обдумывание, не нужно ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа;

- - проведение физкультурных пауз;

- - обеспечение мотивации деятельности (а для чего, зачем это), задания должны содержать опору на жизненный опыт учащихся, пропагандировать здоровый образ жизни;

- - обязательно наличие эмоциональных

На уроках математики используются следующие технологии:

Технология разноуровневого обучения- организация учебного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом на разном уровне, не ниже базового с использованием ЭОР(электронных обучающих ресурсов) на всех типах и этапах урока.

Дифференциация обучения( индивидуальная работа, групповая, парная)

Здесь хорошо применить достаточно известный прием: при объяснении новой темы класс делится на пары, группы. Сильный ученик должен еще раз объяснить тему слабому. В качестве контроля даются индивидуальные задания как письменные, так и устные.

Или Класс получает карточки, а учитель еще раз обращает внимание на ключевые моменты.



На уроках математики возможна дифференциация заданий, то есть, все задания должны иметь разные уровни сложности. При решении и составлении задач учащимся могут предлагаться различные картинки, по которым им нужно составить и решить задачу. Оформлением дети занимаются самостоятельно, однако учителю необходимо тщательно следить за работой учеников. При затруднении выполнить данное действие предполагается, что учитель будет задавать наводящие вопросы. Одним из важнейших результатов обучения становится формирование компетенций.



использование игровых методик



Каждый педагог сталкивался с ситуацией, когда ученики не желают ничего делать: читать не буду, писать не хочу, говорить не могу и т.п. В этом случае помогает неожиданная смена деятельности и формы урока (экскурсия, игра, викторина.) Урок перестает быть уроком, оставаясь им по сути. Однако необходимо тонко чувствовать грань между дидактической игрой и развлечением.



Для активизации деятельности учащихся и учащихся с ОВЗ на уроках возможно использование следующих приемов:

Использование сигнальных карточек, при выполнении заданий, это могут быть цветовые сигналы, карточки со знаками «плюс» и «минус» и т.д.

Использование вставок на доску при выполнении какого-либо задания, которая заключается в прикреплении детьми своих карточек на доску.

«Узелки». Данный прием заключается в закреплении на видное место основных моментов темы урока, которые необходимо запомнить.

Работа по карточкам, которые сопровождаются рекомендациями по выполнению заданий, направленных на активизацию познавательной и учебной деятельности у ребенка.

Использование видеоряда или иллюстративно-аудиального материала позволяет включить два вида памяти у детей: слуховую и зрительную.

Иллюстративный материал для смены вида деятельности, использующийся в ходе занятий.

Активные методы рефлексии, которые можно проводить как индивидуально, так и коллективно.

Введение новых Адаптивных технологий компании «АЙ ПИ ЭР Медиа». Электронно-библиотечные системы IPRbooks и «Библиокомплектатор» для поддержки внедрения инклюзивного образования.

При использовании обучающих материалов, следует принять то, что нужно выдавать такие задания, где не нужно много писать. Данными обучающими предметами смогут послужить тетради на печатной основе по математике, в которых в основном следует лишь вписывать ответ задания, карточки, в которых следует минимум записей и т.д.

Самостоятельные работы подготавливаются для различных уровней обучения. В педагогической литературе предлагаются разное количество уровней подготовки учащихся, но, как правило, в инклюзивном классе одновременно обучаются дети 3–5 уровней. При подготовке к уроку в условиях инклюзии важно понять, с какими категориями детей предстоит работать, при этом необходимо оценить различные аспекты: особые возможности здоровья, свойства внимания, памяти и т. д. Опираясь на передовой опыт, можно предложить следующую дифференциацию: 1 уровень: учащиеся с особыми образовательными потребностями могут работать на одном уровне со сверстниками; 2 уровень: ученики могут выполнять то же задание, но с адаптированными ожиданиями (например, меньшее количество заданий); 3 уровень: ученики могут выполнять то же задание, но с адаптированными ожиданиями и материалами (например, тот же материал может дополняться схемами, рисунками, фотографиями); 4 уровень: ученики могут выполнять другое, параллельное, задание, которое имеет определенные упрощения; 5 уровень: ученики могут выполнять практические и функциональные задания (например, ребусы, карточки и т. д.), связанные с изучением темы, возможно, с помощью тьютора (для учащихся с интеллектуальными нарушениями). Использование технологии индивидуализированного обучения

Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как

общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в

рамках государственного стандарта), так и коррекционно-развивающие задачи.

К ним относятся:

Хотелось бы отметить моменты, на которые следует сделать акцент:

1. При чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание).

Такие моменты встречаются в любом классе, но в этом случае ребенок может, но не хочет по каким-то причинам следить за ходом урока и заслуживает порицания.

В инклюзивном классе дети просто не могут следить за ходом урока, поэтому им необходима помощь.

2. В ходе урока, приходится сокращать время на выполнение заданий (если это вопросы к тексту – то обсудить можно 3, 4 вопроса, текст тоже целесообразно прочитать не в полном объеме, так как дети очень быстро устают).

3. При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна)

4. Письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима организационная помощь учителя).

Задание нужно формулировать как в устном, так и в письменном виде; задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом; формулируйте задание, стоя рядом с ребенком; давайте возможность ребенку закончить начатое дело.

Чтоб правильно оценить ребенка, можно предложить учитывать, такие аспекты:

1. Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

2. Не обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.

3. Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.

4. Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что поступает не должным образом.

5. Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.

6. Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).

7. Используйте систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.