Презентация на тему «Инновационные педагогические технологии в Алчевском строительном колледже»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ШТЭРОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» КРУГЛЫЙ СТОЛ «ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА» 29 марта 2024 год
АЛЧЕВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Инновационные педагогические технологии в Алчевском строительном колледже Разработала: преподаватель-методист высшей категории Шишкина Людмила Николаевна
2024 г. Человек – автор своей собственной жизни. Только личное желание, стремление изменить себя может принести успех. Каждый человек может достичь успеха, нужно только иметь цель и стремится к ней, выбрав свой собственный путь.
2024 г. В своей работе я стараюсь придерживаться следующих правил: Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому! - Учусь у тех, кого учу! - Двигайся вперед и не останавливайся на достигнутом! - Получай удовольствие от работы! - Говори «не знаю», если не знаешь! Улыбайся чаще, от этого в классе светлее!
В настоящее время общество выдвигает ряд требований перед современной системой образования, которые обусловлены социальными, экономическими, политическими и другими факторами. Результатом современного образования являются не только знания по изучаемым дисциплинам, но и умение рационально и творчески использовать эти знания в своем дальнейшем обучении, в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ-ЭТО КЛЮЧ К УСПЕХУ! Педагогическая технология — совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.
В Алчевском строительном колледже педагоги применяют современные педагогические технологии на основе активации и интенсификации деятельности обучающихся: • метод проектов; • проблемное обучение; • игровые технологии; • информационно - коммуникативные технологии; • модульное обучение; • технология анализа конкретных ситуаций (кейс — метод); • энергосберегающие образовательные технологии; • дистанционное обучение и другие.
Выбор технологий обучения педагог осуществляет, руководствуясь, прежде всего, своим педагогическим опытом, уровнем владения педагогическим инструментарием, требованиями ФГОС. Ориентация технологий обучения на самостоятельную, исследовательскую работу, развитие творческих качеств у обучающихся требует перестройки оценки качества усвоенных знаний, навыков и способностей. В Алчевском строительном колледже более 70% педагогов используют современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе, причем, наряду с педагогами, имеющими большой опыт работы, их применяют и молодые педагоги.
Информационно- коммуникативная технология (авторы: Е.С.Полат, М.В.Моисеева, М.В.Бухаркина) Результат использования ИКТ: Повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности; повышение мотивации, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов; облегчает процесс развития и коррекции, обогащает занятия эмоциональной окрашенностью; широкие мультимедийные возможности (графика, звук, объемные изображение) и. д. Целью моей методической работы в последнее время стало создание электронных обучающих ресурсов и создание презентаций с целью доступной формы передачи инновационного опыта своей работы.
В настоящее время мною разработаны ЭОР (презентации) по предмету: «Основное оборудование по производству сварных конструкций» практически к каждому уроку, что дает возможность добиваться совершенствования самого процесса преподавания; воздействовать на формирование мотивации студента к обучению. Постоянно участвую во Всероссийских конкурсах «Презентация к уроку», занимаю призовые места, привлекаю студентов к созданию презентаций. Разработаны и размещены на педагогических сайтах методические рекомендации: «Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении строительным специальностям» https://drive.google.com/drive/folders/1MVbAlcji4kIWxZbU4duiOjklsx8k6hWk
Результаты нашей работы с применением ИКТ
Технология проектного обучения (авторы: Джон Дьюи, С.Т. Шацкий) Метод проектов в педагогике-одна из наиболее перспективных и эффективных инновационных технологий, позволяющих развивать широкий спектр компетенций. Проектная деятельность прописана в стандарте образования, а значит, каждый обучающийся должен быть обучен этой деятельности. В процессе самостоятельной работы над проектом лучше всего формируется культура умственного труда обучающихся.
Проектная деятельность в системе образования направлена на обеспечение её качества, носит в себе исследовательское и творческое начало. Проектная деятельность студентов способствует развитию таких умений, как быстрая обработка большого потока информации и выделение наиболее ценной и нужной информации, умений её анализировать и сравнивать. Также студенты приобретают умения применять полученные теоретические знания на практике, приобретать навыки и опыт как коллективной, так и индивидуальной работы. В процессе проектной деятельности студенты учатся находить творческие, нестандартные решения проблемы, выбирать наиболее ценные из придуманных вариантов, реализовывать свои творческие проекты и адекватно оценивать их.
Методические рекомендации на тему: «Проектная деятельность как средство повышения качества обучения» https://drive.google.com/file/d/1J2o5f3_vT--K0jkQUKZVBzdbVdqcKdJ0/view
Продукты проектной деятельности: - Web-сайт; - видеоролик; - видеоклип; - видеофильм; - мультимедийный продукт; - сборник иллюстраций; - сравнительно сопоставительный анализ; - статья; - сценарий; - виртуальная экскурсия; - сборник сочинений; - дневник путешествий; - пакет рекомендаций; - фотоальбом; - игра; материальный объект, - макет, иное конструкторское изделие и др.
Игровая технология (автор: Л.С. Выготский) – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность студентов, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт студентов, включая их обыденные представления. При этом происходит развитие творческого потенциала студентов путем создания игровой ситуации, использование учебного материала в качестве средства игры; вводятся элементы соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых. Учебная деловая игра выступает как специально организованное управление, интегрирующее профессиональную деятельность педагога, направленную на формирование и отработку профессиональных умений и навыков обучающихся.
Деловая игра «Лучший сварщик» Деловая игра «Лучший строитель»
Кейс-технологии (автор: Кристофер К. Лэнг-делл) — это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Максимальное вовлечение каждого студента в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи, развитие навыков анализа и критического мышления, формирование готовности решать сложные вопросы; обучение работе с информацией: осмысление значения деталей, анализ и синтез информации и аргументов, работа с предположениями и заключениями, оценка альтернатив; развитие самостоятельности мышления, оригинальности, уверенности в себе, самоконтроля.
Пример урока производственного обучения по кейс-методу Методическая разработка: https://педагогический-ресурс.рф/id3944552?section=files&action=preview&fid=4419438
Технология проблемного обучения (автор: Селевко Г.К.) Технология проблемного обучения – это система обучения, основанная на получении новых знаний студентами посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретического характера. При решении проблемных задач проявляется и развивается процесс мышления у любого человека. С применением технологии-качественное усвоение учебного материала, возросла познавательная и творческая активность студентов. Методическая разработка: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodicheskaya_razrabotka_otkritogo_binarnogo_uroka_081724.html
Технология дифференцированного обучения (авторы: Выготский Л.С., Фирсов В. В) Дифференцированное обучение — это технология обучения в одной группе студентов с различными способностями и уровнем их развития. Преподаватель создает разнообразные условия обучения для различных групп с целью учета особенностей их контингента. https://ped-kopilka.ru/blogs/blog85418/metodicheskaja-razrabotka-otkrytogo-prakticheskogo-zanjatija-na-temu-izuchenie-ustroistva-svarochnogo-avtomata-abs.html Методическая разработка:
Совместная деятельность преподавателя и студентов: фронтальная дифференциация (группа выполняет общее задание, а учитель дифференцированно обучает разно уровневые группы); групповая дифференциация (группа разделена на группы, каждая группа выполняет часть общего задания); внутригрупповая дифференциация (в каждой группе студенты разделяются по индивидуально-психологическим особенностям или по уровню подготовки); персональная дифференциация (студенты выполняют индивидуальные задания с помощью учителя; самостоятельно с консультациями учителя; самостоятельно без помощи учителя).
Технология модульного обучения (авторы: Дж. Рассел, Юцявичене П., Шмакова Т.И.) Модульное обучение — это организация образовательного процесса, при которой учебная информация структурируется по модулям. Развитие умений полностью самостоятельно или с определенной дозой помощи достигать конкретные цели учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Методическое пособие: https://multiurok.ru/files/modul-nyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-obuchieniia-mietodichieskoie-posobiie.html
Обеспечивает индивидуальный темп обучения; учитывает возможности, склонности и потребности каждого студента вырабатывает умения у студентов самостоятельно работать с различными источниками информации самостоятельно и осваивать материал урока.
Технология развития критического мышления (авторы: Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит) Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать студента (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Методическая разработка: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_uchebnoj_praktiki_n_095307.html
Основа технологии развития критического мышления: трехфазная структура урока Развивает у студентов навыки критического анализа, повышает уровень их самостоятельности, обеспечивает учёт индивидуальных особенностей студентов. Использование технологии позволит развивать умения сотрудничать и работать в группе, самостоятельно систематизировать информацию.
Технология дистанционного обучения (автор: Исаак Питман) Термин «дистанционное обучение» означает такую организацию учебного процесса, при которой педагог разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении студентов. Такая среда обучения характеризуется тем, что студент в основном, а зачастую и совсем отделен от педагога в пространстве и/или во времени, в то же время, студенты и педагоги имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью средств телекоммуникации.
Отбор образовательных платформ и ресурсов для проведения урока (в нашем колледже - Moodle модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда); учебный материал представлен в виде модулей, включающих методические рекомендации по изучению темы, наглядные и теоретические ресурсы, пояснения к практическим заданиям, ссылки на необходимую литературу.
Технология наставничества (авторы: Г. А. Кругликова, М. В. Бывшева) Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Этапы: 1этап- первичная адаптация молодого специалиста; 2 этап-изучение стажера, как педагога, в процессе его деятельности, оказание практической помощи, корректировка плана наставничества; 3 этап- подведение итогов стажировки молодого специалиста. Формы и методы работы: Беседа, консультация, открытые уроки, практические занятия, взаимопосещение, анкетирование, конкурсы, выступление на методобъединениях, изучение нормативно- правовых документов, работа с документацией.
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход: новые знания не даются в готовом виде! Студенты открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Сегодня важно сформировать у каждого студента одну из ключевых компетенций - «научить учиться», в этом и будет состоять эффективность образовательного процесса, и тогда можно будет говорить о его качестве. Ведущим в содержании образования с позиций методологии ФГОС является формирование у студентов навыков учебной деятельности, умений, необходимых для жизни в современном обществе.
1.Алексеева Л. Инновационные технологии как ресурс эксперимента /Л.Алексеева // Учитель.- 2004. №3. – С.28-29. 2.Морева Н.А. Технологии профессионального образования: [учеб. пособие] / Н.А. Морева. – М., 2007. 3.Никулина А.С., Шацкая Р.М. Активные формы и методы обучения, их применение в учебном процессе школ и профессионально- технических учебных заведений: Учебно- методическое пособие.- Донецк: ДИПО ИПР,2002.- 90с. 4.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [учебное пособие] / Е.С. Полат. – [3 издание]. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. Список литературы: