Инновационные технологии в начальной школе
Инновационные технологии в начальной школе.
Содержание.
Концепция государственного стандарта общего образования.
Инновационные технологии на уроках в начальной школе в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Проблемный метод обучения.
Деятельностный подход в обучении.
Технология уровневой дифференциации обучения,
Технологией перспективно-опережающего обучения С.Н.
Лысенковой.
Педагогика сотрудничества.
Групповые технологии.
Технология оценки учебных успехов.
Образовательная технология ИнтеллекТ
3. Выводы.
Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества». Таким образом, современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.
Признаком любой системы является её целостность:
• общность цели;
• общие задачи обучения;
• единые дидактические принципы;
• типические свойства методической системы;
• система изучения результативности;
• требования к организационным формам и условиям протекания учебного процесса.
В своей педагогической деятельности я отдаю предпочтение системе Л.В.Занкова, целостность которой достигается благодаря взаимодействию всех её частей. Главная цель моей работы – достижение оптимального общего развития каждого ребёнка.
Под общим развитием понимается развитие ума, воли, эмоционально-нравственных представлений, то есть то, что лежит в основе учебной деятельности и успешной социализации школьника. Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, с его окружением, поэтому я уделяю особое внимание организации учебной деятельности и социализации детей.
Мною была поставлена задача – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
Для системы Л.В. Занкова характерно более богатое содержание образования, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся.
В ней реализуется одно из основных положений: в начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.
Используя возможности содержания предметов, природную любознательность маленького школьника, его опыт и стремление к общению с умным взрослым и сверстниками, необходимо раскрыть перед ним широкую картину мира, создавая такие условия учебной деятельности, которые ведут его к сотрудничеству с соучениками и к сотворчеству с учителем.
Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".
Дидактические принципы системы Л.В. Занкова:
1.Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать. При этом он действует в соответствии с особенностями развития своего мозга. Обучение на высоком уровне трудности предполагает задания, «нащупывающие» верхний предел возможностей учащихся. Это не означает, что не соблюдается мера трудности, она обеспечивается путем снижения степени трудности заданий, если это необходимо.
2. Принцип ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип совсем не обозначает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов и т.д. Это было бы нагрузкой на память и увеличило бы трудность обучения. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы. Как показывают исследования, работа со школьниками над освоением закономерностей продвигает их в развитии.
3. Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала. Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при изучении одной темы. Более быстрое продвижение в познании не противоречит, а отвечает потребности детей: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал. Быстрое продвижение вперед в системе Занкова идет одновременно с возвращением к пройденному и сопровождается открытием новых граней. Быстрый темп прохождения программы не означает торопливости в изучении материала и спешки на уроках.
4. Принцип осознания процесса учения самими школьниками обращен как бы внутрь – на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Такое осознание определяет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром, а впоследствии развивает самокритичность как черту личности. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания.
5. Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых. Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В. Занкова. Все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идет то замедленно, то скачкообразно. Л.В. Занков считал, что слабые и сильные ученики должны учиться вместе, где каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту. Любое обособление он считал вредным, так как дети лишаются возможности оценить себя на другом фоне, что мешает продвижению учащихся в их развитии.
Итак, принципы образовательной системы Л.В. Занкова согласуются с возрастными особенностями младшего школьника, позволяют раскрыть индивидуальные возможности каждого.
Нельзя сказать, что обучение, развитие и воспитание ребенка строится на одной и только одной системе обучения. В каждой системе, технологии переплетаются и взаимодействуют методы и принципы обучения, т.к. все известные технологии преследуют одну цель – развитие личности ребенка, т.е. развитие его воли, ума, чувств.
Обучение по развивающей системе Л.В.Занкова осуществляется на основании единой методической системы, обладающей типическими свойствами, охватывающими все учебные предметы. Это - многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность.
Методическая система является реальным механизмом для достижения таких приоритетов современного начального общего образования, как:
системная организация поисковой самостоятельной деятельности, достигаемая с помощью применения технологии проблемного обучения, деятельностного метода в обучении
Проблемное обучение предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих дидактической цели урока (занятия) методов учения.
Речь идет о том, чтобы, во-первых, научить учителя специальными приемами создавать проблемные ситуации там, где они сами не возникают, систематически сталкивать ученика с последовательно усложняющимися учебными проблемами и управлять ходом его познавательной деятельности на протяжении всего курса обучения; во-вторых, научить учащихся приемам анализа возникающих проблемных ситуаций, видению проблем, их осознанию и формулировке, способам эвристической деятельности по решению поставленных проблем, что в конечном итоге приводит к изменению структуры мыслительного процесса и формированию логико-теоретического и интуитивного мышления.
По сравнению с традиционным проблемное обучение дополнено некоторыми специальными функциями: воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);
воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;
формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности);
формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.
Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обусловливает:
увеличение объема знаний, умений и навыков учащихся;
углубление и упрочение знаний, новый уровень обучаемости и воспитанности;
новый уровень познавательных потребностей учения;
новый уровень сформированных познавательной самостоятельности и творческих способностей.
Проблемное обучение может протекать с различной степенью познавательной активности ученика. Определение этой степени имеет важное значение для управления процессом формирования познавательной самостоятельности школьников.
Задача учителя заключается в том, чтобы в организации проблемного учения добиться высокой степени самостоятельности ученика при высоком уровне проблемности, научить ученика самостоятельно решать сложные проблемы.
Перевод учащихся с первого на более высокий уровень является результатом проблемного обучения и одновременно процессом управления их учебно-познавательной деятельностью.
В качестве иллюстрации применения названных технологий приведу анализ урока математики в 1 классе по теме «Равные фигуры».
Для того, чтобы актуализировать и обогатить субъектный опыт учащихся, урок начат с анализа ракеты, построенной из геометрических фигур, и сравнения их с фигурами из раздаточного материала. На данном этапе развиваются мыслительные операции сравнение, классификация, обобщение. Ребята с заданием справились отлично, создана ситуация успеха, которая позволила построить дальнейшую работу над темой.
Объединяя фигуры по определенным признакам, выяснилось, что трудно выявить одинаковые или неодинаковые по размеру фигуры, не измеряя их. Создана ситуация затруднения, дети обозначили проблему, и началась исследовательская работа. Коллективный поиск решения методом проб позволил построить учебное взаимодействие диалога; проявить творческие способности детей, прийти к выводу о равности фигур.
Практическая работа на этапе первичного закрепления показала хорошее усвоение знания. Но возникла другая проблемная ситуация: как сравнить фигуры, которые невозможно наложить друг на друга? (технология Проблемного метода в обучении) В раздаточном материале среди фигур обнаружилась калька. И опять возникла идея: если нельзя фигуру взять в руки и наложить на другую фигуру, значит, нужно обвести эту фигуру на прозрачную бумагу и наложить это изображение на фигуру! Ребята активно искали и предлагали все новые способы сравнения фигур (Деятельностный метод в обучении). Все выводы подкреплялись примерами из окружающей действительности.
Работа в группах (Групповые технологии) и дидактическая игра на этапе воспроизведения знаний помогла стимулировать проявление детьми инициативы и самостоятельности; создать ситуацию успеха.
Данный урок разработан с учетом психологических особенностей младшего школьного возраста с соблюдением принципов осознания процесса учения и обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности (система развивающего обучения Л.Г.Занкова).
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, осуществляемые технологией уровневой дифференциации обучения, технологией перспективно-опережающего обучения С.Н. Лысенковой;
Лысенкова Софья Николаевна решила неразрешимую задачу одновременного обучения детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий, без каких бы то ни было «выравниваний», без помощи родителей.
Трудную тему С.Н. Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а много раньше. Для каждой темы это начало разное. Тема дается на каждом уроке малыми дозами . Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем по-другому чувствуют себя в пространстве времени.
Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:
1) предварительное введение первых порций будущих знаний, 2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение и 3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий . Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.
Связующим звеном между годами обучения является большая перспектива ; ею оканчивается и начинается каждый учебный год .
Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения и последующего повторения понятий и называется пробно-порциальным.
Вторым «китом», на котором основана технология С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление
Методический прием «комментируемое управление» представляет, по существу, ответ с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом .
Метод комментирования был в 60-х годах широко распространен как опыт липецких учителей. У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.
С помощью комментированного управления:
средний и слабый тянутся за сильным учеником;
развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;
ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.
И, наконец, третий «кит» системы С.Н. Лысенковой - это опорные схемы, или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.
Первоклассники - вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами. Для них опорные схемы - это естественный переход от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих решение математических заданий, к условному наглядно-образному представлению, следу элементов задачи, к абстрагированию от конкретных предметов.
Затем, когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой , снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.
Дифференцированное обучение - это:
форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это
создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
комплекс методических, психолого-педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);
- по уровню умственного развития (уровню достижений);
- по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.
В моем бывшем 2 классе из 17 человек 5 слабоуспевающих ученика, 7 учеников со средними способностями и 6 человек с высоким уровнем развития.
Как показала практика, знакомство с окончанием в последнюю очередь, после изучения суффиксов и приставок, по программе Бунеева Р.Н., нецелесообразно. При разборе слова по составу у детей возникают затруднения в том, что к суффиксам они относят все, что после корня. А дети с высоким уровнем развития сомневаются и задают правомерный вопрос «А что это тогда такое?» Невозможно при работе над составом слова постоянно называть часть слова без объяснения. Поэтому в отступление от тематического планирования взята тема «Как узнать окончание?»
Данный урок разработан с учетом всех уровней развития детей в классе по принципу обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности Л.В.Занкова с использованием технологии проблемного обучения и применением методов моделирования и комментирования по технологии С.Н.Лысенковой.
Для того, чтобы актуализировать и обогатить субъектный опыт учащихся, урок начат с решения кроссворда, из которого вышло новое слово и возникла орфографическая задача. На данном этапе используется прием «комментированное управление» (С.Н.Лысенкова). Дети показали умение пользоваться справочниками.
На этапе подведения к проблеме идет наблюдение за частью слова, которая находится в конце слова. Дети делают вывод о новой части слова – окончании.
На этапе первичного применения нового знания дети обнаруживают затруднение, и возникает проблемный вопрос, который дети формулируют сами. (Проблемное обучение)
На этапе решения проблемы при анализе текста дети увидели, что слова меняются в зависимости от связи с другими словами, а также, если слово изменить по разным вопросам.
На этапе закрепления нового знания выполнено пробное самостоятельное упражнение, которое составлено с учетом уровневой дифференциации. Все дети справились с заданием отлично! Разноуровневая дифференциация в выполнении работы позволила учитывать индивидуальный темп и стиль учебной деятельности школьников.
Работа в группах на этапе моделирования нового знания (С.Н.Лысенкова) помогла стимулировать проявление детьми инициативы и самостоятельности; создать ситуацию успеха, проявить творческие способности.
На этапе рефлексии дети выразили эмоции по поводу получения нового знания и удовлетворенность от решения вопросов, задаваемых ранее.
Мне удалось реализовать замысел урока, достичь поставленной мною цели и решить задачи урока. Проведённое занятие было направлено на:
а) становление и проявление индивидуальности учащихся;
б) развитие творческих способностей школьников;
в) формирование положительной Я-концепции личности учеников;
г) выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения.
Достоинство урока в разнообразии форм и методов работы и в том, что, несмотря на разные уровни развития детей, все дети усвоили тему хорошо.
реализация межпредметных связей, формирование общеучебных умений и навыков, в том числе информационно-коммуникативных, опирающиеся на педагогику сотрудничества и групповые технологии.
Гуманно-личностный подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе -это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий.
Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.
Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.
Во второй половине учебного года в 1 классе прошел интегрированный урок русского языка и окружающего мира по теме «Секреты дружбы»
Количество учеников в классе 18: слабоуспевающих – 5 человек; со средними способностями – 7 человек, высокого уровня развития - 6 человек. При изучении русского языка дети испытывают затруднения: по многим темам наблюдаются пробелы в знаниях вследствие смены учителя и в силу своих психологических особенностей, а также мотивов учения.
К созданию урока подтолкнула и проблема в классном коллективе: всеобщее отвержение и неприятие одного ученика. Через понимание стиля общения между народами такой огромной и многонациональной страны, как наша Россия, мои ученики должны были усвоить ровный и терпимый стиль общения между одноклассниками, несмотря на симпатии и антипатии.
При разработке данного урока учитывались возрастные особенности учащихся, индивидуальные способности каждого, дифференцированный подход в обучении.
Урок выдержан в соответствии с методикой и во временных рамках по технологии «Педагогика сотрудничества» в системе развивающего обучения Л.В.Занкова с применением авторской методической разработки «Диалоги о нравственных ценностях».
В начале урока проводится наиболее эффективный на данном этапе вид работы – коллективное решение кроссворда со словарными словами. Дети показали хороший уровень подготовленности, отмечалась высокая активность, благодаря использованию занимательного материала. В кроссворде выделилось слово «Россия», которое позволило объяснить и понять значение слов «государство», сравнить территорию России с площадью других государств, осознать масштабы населения страны. Считаю, что мне удалось благодаря наличию занимательного материала и творческого задания («заселение страны» заранее заготовленными человечками) помочь учащимся открыть новое знание – новое слово «народ», а с помощью вопросов сформулировать самостоятельно выводы.
На этапе работы над новым словом формирование навыка грамотного письма осуществляется через сравнение звукового состава и транскрипции слова, выделение ударного слога, что позволило увидеть орфографическую задачу в слове, вовлечь каждого ребёнка в учебную деятельность, найти путь решения задачи. Форма работы коллективная. На следующем этапе урока ведется работа над формированием нравственных качеств личности путем соотнесения цвета бумажных человечков на нашей карте с многообразием народов, проживающих на территории России, что позволило детям сделать вывод о разнообразии традиций, языков и особенностей народов страны. После этого возникает проблемный вопрос: А как же мы уживаемся друг с другом, такие все разные? Решить эту проблему помогла заранее подготовленная с родителями сценка, которая показала единство народов, цель единения народов и групповая работа над вопросом «Что делать, чтобы и в нашем классе, как в государстве, народ жил дружно?»
На этапе формулирования выводов дети предложили модель знания: каждому человечку на нашей карте пририсовали улыбки и соединили ручки в знак соединения народов, установления дружеских отношений между народами с целью непобедимости страны.
Самостоятельная работа, в которой необходимо вставить в предложения новое и ранее изученные словарные слова и продолжить мысли о дружбе народов.
Каждый ученик в конце урока подвёл итоговую оценку своей деятельности.
Достоинство урока в движении каждого ребенка к толерантности в восприятии отличного от него человека, в понимании смысла объединения разных народов. Такая работа над новым словом путем непроизвольного многократного повторения его в звуковом и буквенном анализе слова, беседах и творческих заданиях прочно и надолго заложила в его памяти написание слова.
Развитию коммуникативных умений, способности работать в коллективе служит, прежде всего, организованное учителем содержательное сотрудничество детей в процессе поиска решения проблем на разных учебных предметах, а также при коллективном поиске информации, непосредственном ознакомлении с окружающим миром. Обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие взаимодействий, отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. В ходе развития коммуникативных способностей осуществляется воспитание толерантности.
В качестве иллюстрации направлений и критериев общения «учитель – ученик» приведу фрагмент урока литературного чтения во 2 классе.
Так, после чтения сказки А.Толстого «Приключения Буратино или Золотой ключик» на вопрос «Кто из героев сказки понравился больше всего?» в отличие от ответов детей про Буратино, Пьеро, Мальвину, Артемона я услышала от В., что ему понравился Карабас-Барабас. Сразу нашлись «сообщники»! Дело в том, что В.- мальчик, который любит подзадоривать и наблюдать за реакцией одноклассников и учителя. Можно было не обратить внимания на реплику В. и повернуть разговор в «нужную» сторону. Зная особенности характера мальчика, можно применить методы воздействия и возврата В. и остальных детей к разговору «по плану». Тем более, что многим детям есть что сказать о других героях сказки. Но неожиданная, не по плану, тема разговора может раскрыть детей с другой стороны, прочитать другие, новые мысли в их головах. Да и учитель обнаруживает в себе согласие с другой точкой зрения и научается смотреть на предмет с другой, подсказанной детьми, стороны. Сам разговор становится, я считаю, более искренним и может привести к возникновению нового видения и понимания предмета обсуждения (Педагогика сотрудничества). Ведь мы привыкли к «планам» и ожидаем запланированные ответы, что и произошло в начале урока. Дети высказывались лучше о положительных героях, выдавали «клише», пока не «похулиганил» В. А для меня это отступление от плана является нелишним поводом для продолжения диалогов о нравственной ценности с младшими школьниками. Ну, что ж, попробуем развить предложенную тему.
Наш В. не ожидал, что придется продолжать тему. На вопрос «Чем тебе понравился Карабас-Барабас?» он смог сказать лишь, что Карабас-Барабас смешной и чего-то не понимает. Отлично! Тогда я обращаюсь к классу: «Чего не понимает Карабас-Барабас?».
И начинается всеобщее бурное обсуждение, провоцируемое моими вопросами, возникающими по ходу полилога спонтанно, оживляющими и подзадоривающими, как то:
- Как много не понимает Карабас-Барабас! А что же он тогда понимает?!
В общем обсуждении начинают раскрываться и менее компетентные ученики. Каждый из них ищет все новые версии, устанавливает связи между обстоятельствами и качествами личности, возможно, примерив ситуацию на себя. Вдруг обнаруживается, что менее компетентные ученики высказывают новые версии, чем заставляют компетентных учеников переосмыслить свои позиции, т.е. менее компетентные могут изменить сложившееся мнение, повлиять на ход разговора и мировоззрение, что и случилось в нашем обсуждении.
- Он ведь не родился таким! Как же Карабас-Барабас стал злым и жестоким?
- Да, стоит его пожалеть, конечно. Только я знаю людей, которые тоже выросли без родителей, но они не могут издеваться над другими, ни за что руку не поднимут на другого человека.
Полилог завершается выводом детей о том, что человек, который понимает чужую боль, может почувствовать ее, а значит, умеет сочувствовать, сопереживать, не может обижать других. Дети предложили способы научения сочувствию: одна группа говорит, о том, что нужно объяснять и рассказывать о чувствах обиженного, другая группа предлагает представлять себя на месте обиженного, чтобы понять ситуацию (Групповые технологии).
В результате сотрудничества учителя и ученика, ученика и ученика на уроке у младшего школьника обогащается речь. Она становится более развернутой и доказательной. Ребенок не зря высказывается, он опирается на свой жизненный опыт. Мнения детей становятся более содержательными, неоднозначными, они учатся смотреть на проблему с разных сторон, устанавливать логические связи, размышлять и обосновывать свою позицию. А самое главное, младшие школьники учатся не спешить осудить кого-либо и отвергнуть, а пытаются понять и принять чужую позицию, чужое мнение, учатся сочувствовать и предлагать решение той или иной проблемы, предлагать помощь.
Обогащается и педагог: не ожидая от детей непривычных ответов, учитель подхватывает ситуацию, вступает в размышления вместе с детьми, мысленно опережает их и ведет к логическому завершению разговора, где дети должны не просто выговориться и наговориться, а прийти к выводу, предложить решение проблемы.
Независимо от применяемой педагогической технологии дети на начальном этапе обучения не сразу формируют ясные, четкие, грамматически оформленные знания. Это заложено в систему обучения. Тогда совершенно понятно, что должен существовать категорический запрет на использование отметок. Какая отметка может быть выставлена за неясные знания? Они и должны быть на определенных этапах неясными, но уже включенными в общее чувственное поле мирознания.
В условиях введения новых образовательных стандартов в начальной школе каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Система оценки – это сложный и многофункциональный механизм, который включает и учителей, и учащихся в особую деятельность.
«В Образовательной системе «Школа 2100» … Разработана модель контроля и оценивания успехов школьников на разных этапах образовательного процесса. Основными составляющими новой технологии оценки учебных успехов являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности».
(Заключение РАО о работе «Образовательной системы «Школа 2100» // Образовательная система «Школа 2100». Сборник материалов. М., 2006. С.9)
Этапы обучения самооцениванию:
Самооценка своего эмоционального состояния.
Самооценка содержания своей письменной работы.
Определяем порядок самооценки.
Учимся признавать свои ошибки.
Учимся признавать свою неудачу.
Используем умение самооценки.
Технология оценивания учебных успехов
Основные правила:
Оценивается любое действие, а отметкой фиксируется решение полноценной задачи – умения по использованию знаний.
Внешняя оценка + самооценка.
За каждую задачу, показывающую овладение умением – отдельная оценка.
Отметка заносится в таблицу требований.
Текущие отметки – по желанию, контрольные – всем.
Отметка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности.
Итоговые отметки рекомендуется выставлять за блок тем (учебный модуль).
Правило №2. САМООЦЕНКА предполагает освоение учениками АЛГОРИТМА САМООЦЕНКИ:
(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Дневник – помощник в саморазвитии школьника
Функции дневника:
Учит самостоятельно оценивать свои учебные успехи (самооценка)
Открывает перед учеником цели: «В этом году я обязательно научусь: (предметные и общеучебные умения)
Особая роль в оценивании учебной деятельности начинающих учеников отводится самооценке. Самооценка ученика как один из компонентов его деятельности – это не простое выставление оценок себе: при самооценке ученик дает содержательную и развернутую характеристику своих результатов по заданным критериям, анализируя свои успехи и недостатки, а также ищет пути их устранения. Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет увидеть ребенку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
Ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Она требует кропотливой, основательной, достаточно продолжительной профессиональной работы со стороны учителя. Самооценке ребенка нужно учить в специально организованной оценочной деятельности, Которую учитель должен организовать с первого дня учебы на основе четких критериев, вовлекая в нее каждого ученика. При этом к каждому виду деятельности, к каждому этапу урока необходимо подбирать свои, наиболее адекватные способы оценивания.
За полгода в нынешнем 1 классе ученики научились анализировать и адекватно оценивать свою работу на каждом этапе урока, выделять и исправлять ошибки, ставить перед собой цель в дальнейшей учебной деятельности. Поскольку в младшем школьном возрасте самооценка чаще всего слегка завышена, нельзя игнорировать оценку деятельности окружающими, что на моих уроках осуществляется через самооценку работы команды (группы), члены которой, анализируя результат своей коллективной работы, сравнивают свою работу с работой товарища. При такой оценке ученик не спешит обвинять в неудачах товарища, потому что обнаруживает у себя такую же ошибку…
На одном из уроков русского языка после разных видов деятельности детям было предложено оценить работу класса на уроке со своей точки зрения и разложить фишки (смайлики) по номинациям:
Нравится своя работа
|
интересно |
Нравится работа одноклассников |
||
Непонятно
|
|
понятно |
||
неинтересно |
Не нравится своя работа |
Посмотрев на полную картину получившейся оценки работы класса, учителю становится понятно, насколько дружно работает класс, или насколько интересным был учебный материал для учеников, насколько эффективно был дан материал по количеству понятых и непонятых знаков…
Для повышения эффективности обучения и успешной успеваемости на моих уроках частично применяется Образовательная технология ИнтеллекТ.
Как известно, для успешного изучения младшими школьниками базовых школьных предметов должна хорошо быть развита память: дети должны хорошо запоминать все понятия, правила и тексты, с которыми сталкиваются на уроках, а также вспоминать и использовать их в нужный момент. На курсе «Интеллект – начальная школа» детям предлагаются специальные упражнения, помогающие грамотно и надолго запомнить весь тот большой объем информации, с которым они сталкиваются в школе.
Упражнения на развитие внимания и их систематическое выполнение развивают у детей умение сконцентрироваться на том или ином школьном предмете, развивают устойчивость внимания, а именно: способность длительное время уделять выполнению конкретной, иногда даже монотонной задачи. Выполняя специальные упражнения на внимание, дети учатся с легкостью переключаться с одного школьного предмета на другой, или же, внутри предмета – с одного правила, понятия на другое.
Младшие школьники учатся логически мыслить и рассуждать путем выполнения специальных упражнений, направленных на развитие мышления, а также самостоятельно, без участия родителей, справляться с поставленной задачей.
Одной из ведущих проблем в начальной школе является низкая скорость чтения и плохое усвоение прочитанного. Выполняя специальные тренинги, дети реально увеличивают скорость чтения в несколько раз от исходного (первоначального результата), а также не менее чем в два раза улучшают качество усвоения прочитанного. За счет достижения таких результатов дети начинают выполнять многие школьные задания гораздо быстрее, так как практически все упражнения по математике и русскому языку содержат текстовую часть, которую всегда необходимо прочитывать.
Достигнув определенного уровня развития навыков говорения и письма, младшие школьники грамотно строят высказывания по предметам, отвечают на вопросы и оформляют их как в устном, так и в письменном виде.
Отличием программы «Интеллект для младших школьников» является самостоятельное составление учащимися предметных задач по аналогии. Готовя задачу по предмету, младший школьник перебирает немалое количество материала по предмету (происходит активизация памяти), ребенок учится ставить проблему, что, в свою очередь, способствует развитию творческой личности.
Мои первоклассники с удовольствием выполняют специальные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Приведу примеры специальных упражнений:
Упражнение на развитие избирательного внимания – обведи в кружок двузначные числа, которые могут быть произведением числа 6 (3кл).
8 3 2 4 6 4 7 5 3 6 8 3 9 0 0 4 2 6 7 2 2 4 3 6 8 6 6 6 0 5 4 1 3 8 4 5 3 1
Упражнение на развитие переключаемости внимания – зачеркни числа, которые не делятся на 7, обведи в кружок числа, которые делятся на 7 (3кл).
91 35 70 56 24 14 44 28 87 21 62 77 16 42 64 49 54 63 97 84 75 98
Упражнение на развитие памяти (4кл)
Задание: отметь галочкой слова с орфограммой «Непроверяемые безударные гласные в корне слова». Подчеркни букву, которую нужно запомнить.
картина |
галерея |
писатель |
музей |
краска |
натюрморт |
искусство |
фотография |
литература |
цирк |
архитектура |
музыка |
экспозиция |
живопись |
пейзаж |
выставка |
шедевр |
портрет |
художник |
графика |
сюжет |
эскиз |
рисунок |
карикатура |
Упражнение на развитие мышления (1кл)
Упражнение на развитие воображения (1кл)
1. так, чтобы треугольник лежал сверху, под ним квадрат, под квадратом круг.
|
2. чтобы квадрат лежал сверху, под ним треугольник, под треугольником круг.
|
3. чтобы круг лежал сверху, под ним квадрат, под квадратом треугольник.
|
4. чтобы треугольник лежал сверху, под ним круг, под кругом квадрат
|
5. чтобы квадрат лежал сверху, под ним круг, под кругом треугольник.
|
6. чтобы круг лежал сверху, под кругом треугольник, под треугольником квадрат.
|
Развивающее обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Напротив – яркую, насыщенную, интенсивную. Ведь без преодоления трудностей нельзя воспитать думающего, самостоятельного человека! Мои наблюдения за учащимися показывают, что грамотно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Евдакименко Виктория Викторовна
Андрей Анатольевич
Евдакименко Ольга Юрьевна
Ковалева Татьяна Константиновна